Четыре года назад я написал
FAQ по выбору первого велосипеда. С тех пор выросли цены, стали популярнее найнеры, распространился стандарт 27.5, но общие принципы, как отличить условно плохой велосипед от условно хорошего, вряд ли сильно изменились.
Ко мне так же часто обращаются с вопросом, какой выбрать первый велосипед, но услышав, что теперь дешевле 25-30 тысяч ничего хорошего не купишь, чуть ли не падают в обморок.
И если раньше было очевидно, что вел на деоре будет ехать лучше, чем вел на турнее (не потому, что деор едет лучше турнея, а потому что вел на деоре с большой вероятностью в целом будет лучше - не важно чем именно, но факт), то теперь все чаще новичкам приходится выбирать между турнеем и турнеем.
И тут возникает вопрос, который мы при написании FAQ замели под ковер. Советы в FAQ - они про надежность, но не про легкость хода и удовольствие от катания. С надежностью все более-менее понятно, а вот из чего складывается то, что мы называем "вел катит" - лично для меня все еще в области темной материи.
Рассмотрим вопрос на примере 26'' хардтейлов.
Вот случай из жизни. Девушка каталась на Stern Dynamic, ходила в горки пешком, сокрушалась о своей слабой подготовке и смирилась с тем, что на покатушках ее всегда будут ждать на остановках. Потом она купила Author Context, и в один из первых весенних дней выехала со мной до Виногробля. После зимы, при понятно какой физической форме. Ощущения ее были - вел едет сам. Несмотря на встречный ветер на половине 50-километрового маршрута, и несмотря на горки, которые раньше пугали, а теперь оказались небольшими холмиками, которые берутся с разгона.
В этом нет, конечно, ничего удивительного. Но если копнуть глубже - из чего сложилось это ощущение отлично катящего вела?
Рама и там и там хардтейл, практически одинаковой геометрии. Не думаю, что разница в жесткости рамы была бы заметна за одну покатушку по асфальту.
Трансмиссия? Она влияет на четкость переключения, но не на сопротивление при езде. Возможно, чисто психологически деоровскими манетками проще переключаться при малейшем изменении нагрузки, тогда как китайские грипшифты на штерне не хочется лишний раз трогать, и чаще едешь на неоптимальном каденсе. Но не думаю, что это сыграло большую роль.
Вес? Разница между 12,8 и 15,2 кг - за зиму можно больше жира нагулять, да и по равнине вес очень мало влияет.
Резина? Там и там "злая", хотя рокет роны по асфальту конечно катят лучше, чем китайский нонейм.
Втулки? На штерне втулки крутятся с тем же сопротивлением, что и на авторе, не заедают.
Общий вес колес? Влияет на разгон, на горки, но при равномерном движении не сильно проявляется.
Вилка? По асфальту вообще не влияет, пока в гору стоя не ломишь.
Тормоза? Не влияют совсем.
Сугубо теоретический вопрос, вообще не касающийся экономической эффективности. Что нужно было бы заменить на штерне, чтобы он поехал так же хорошо, как автор? (ответ "всё" очевиден, но неверен с исследовательской точки зрения). Или что нужно заменить на авторе, чтобы он превратился в такой же кусок г-на, как штерн?. Если всю навеску автора перевесить на раму штерна, будет ли это заметно? Если трансмиссию деор заменить на турней с ST-EF51, повлияет ли это на накат? А если штерн обуть в рокет роны? А в слики? А если полностью колеса переставить?
Вопрос надежности сейчас уже не главный, как это было 4 года назад. Если отбросить совсем уж маргинальные варианты типа штерна или непонятных китайских нонеймов, то уже не встретить ни насыпных кареток, ни втулок на гайках, ни одинарных ободов, ни фрикционных манеток (уже на велы с турнеем по кругу ставят триггерные манетки ST-EF51). Да и сам турней уже стал появляться в 8-скоростном варианте! Да даже и резьбовые втулки под трещетку не так страшны, если ездок будет весить не больше определенного веса и не будет ходить в велопоходы с баулом.
Так что любой вел из низшего (но не маргинального) ценового сегмента отходит достаточно долго, не принося проблем владельцу (ну разве что если ездок толстяк или велотурист, то надо избегать резьбовой втулки - ну и все).
А вот как найти вел, который при плюс минус той же цене будет ехать хотя бы немного лучше - вопрос, на который у меня пока нет ответа.
Проблема в том, что мы знаем, какие переключатели, системы, тормоза, вилки лучше, а какие хуже (т.е. то, что на накат [почти] не влияет). Но мы ничего не знаем о рамах (за редким исключением особо популярных моделей), втулках, ободах - их характеристики просто не указывают.
Получается, единственный критерий, на который можно рекомендовать ориентироваться - это вес? Который в этом ценовом сегменте колеблется в пределах 1 кг - от 14 до 15.
У кого есть какие соображения по этому поводу?