Отчет
Крым 2016
Маршрут: Алушта - Балаклава - Инкерман - Евпатория - Черноморское - Оленевка - Маяк- Черноморское - Евпатория - Симферополь - Керчь
Проводился с 1.07.2016 по 7.07.2016
Участвовал : stargazer
Проехал: 891 км
1 июля. Пятница. День первый
Стартовал я из Алушты. Место старта обусловливалось тем, что мы здесь с семьей отдыхали 10 дней, куда нас завез Йованыч. Ведение растительного образа жизни ну, ни как не способствовали тренировочному процессу. За все это время лишь раз прокатился в Профессорский уголок, сделав это днем и проехав 7 км, по жаре, счел это подвигом. Поэтому когда пришло время расставаться, задумался, а оно мне надо? Но под окончание отдыха похолодало до 27.
С утра шел дождь. Мы все утро собирались, грузили машину. В конце концов я потерял дождевик и снова перерыл всю машину и комнату, которую мы снимали. Нашел. Часам к десяти дождь кончился. Мы немного потусовались на улице, поглядывая на черное небо и между делом, загрузив и велосипед. Наконец я решил не дожидаться отъезда своих и стартовать первым.
Эх, надо было бы навигатор включить. Это бы уберегло меня от лишних километров и ползанья в гору. Но самоуверенность, самоуверенность.
Чмокнув жену и дите, "рванул на тысячу как на сотню". Свернув за поворот, поехал в гору вдоль забора санатория "Полет" и в конце концов выехал на дорогу, которую я посчитал Ялтинским шоссе. Ну и поехал по шоссе. Тоже троллейбусы ходят. Я ничего не увидел странного, что дорога повернула вниз и даже когда появился указатель на Севастополь, указывающий вправо, в какую то щель, явно местного значения, тоже не удивился. Удивился, когда спустившись с горы увидел снова море. Я приехал в Профессорский уголок. Если проехать по набережной пять минут, я снова увижу жену и ребенка по которым уже скучать начал.
Наконец поставил навигатор и поехал назад. Проскочил снова указатель, но решил вернуться и ехать туда. Довольно быстро дорога превратилась в торчок, пришлось идти пешком. Десять дней отдыха не прошли даром. Ноги разучились педали крутить, и "ушиб всей бабушки" полученный две недели назад тоже не прошел. Я все еще боялся кашлянуть. В духоте, но хоть без дождя, мгновенно взмокнув от пота, я где шел где ехал, по ощущениям бесконечно. Пока все таки не выбрался на шоссе, как я мог его спутать, не понятно. Усушка мозга, не иначе.
Движение большое, едва успел дорогу перейти. Дальше знакомая дорога, почему то проезжаемая в этот раз на 1-4 звездах, а иногда 1-3. Десять дней расслабона дают о себе знать. В Никите остановился закупиться в магазине. Отсюда же начиналась пробка, рассосавшаяся только в Ялте. Причин для нее не было никаких, кроме пешеходных переходов.
Небо по прежнему хмурилось, но дождь пошел уже ближе к м. Сарыч. Да и то капнул и закончился, хотя потом пришлось ехать по участку мокрого асфальта, видимо здесь он все таки прошел. К пяти часам я уже начал помирать и подергивать ногой. Вышло солнце и я улегся отдохнуть на остановке в Ласпи. Только сейчас понял что устал и хочу есть. Полежав пол часа тронулся дальше. В месте, где дорога прощается с морем очередная туристическая достопримечательность, часовня и самое главное ларьки с едой, водой и пивом. Цены, если подумать даже здесь не сильно отличаются от тех, что у нас в "Магните".
Поворот. Море осталось где то позади. Но зато начался лес. Отъехав километр, заметил сосны, туда и рванул. Вид отсюда красивый,
но удобнее оказалось стать подальше от дороги, там место ровнее.
Над горами грохотало и постепенно затягивало черными тучами.
Быстро разобрался.
Но как же все болит. Сил уже нет. С таким удовольствием стрескал лапшу с рыбной консервой. Одна беда, воды мало осталось. Ночью дождь не пошел.
Проехал 82 км
2 июля. Суббота. День второй.
Не успел выбраться на дорогу, издох компьютер. Так что я остался и без скорости и без дневного километража, что сбивало немного с толку.
Дорога с утра большей частью шла под гору и без солнца, ехать было даже прохладно и приятно. Около оз. Госфортовское, где байкеры устраивают шоу, целая выставка военной и не очень техники. Понатаскали откуда то и сушку и бронеавтомобиль и другую технику.
Не успел отъехать как наткнулся на выставку-продажу изделий из металла и металлолома. Робот в лодке вообще шедевр и Анубис с зенитной пушкой в засаде тоже впечатляет.
Решил заехать в Балаклаву, хотелось залезть на крепость, но она оказалась поставленной на реставрацию, так что кроме множества памятников в честь ВОВ, ничего не посмотрел. Выбравшись вновь на трассу, мимо памятнику временам первой осады Севастополя, ( здесь англичане провели неудачную кавалерийскую атаку, где русские перебили чуть ли не весь высший свет Великобритании, молодые люди приехали сюда пограбить, но не получилось. Англичане до сих пор простить этого не могут), свернул в Инкерман. Дорога по промышленным задворкам Севастополя, мало изменилась, появилась только передвижная электростанция, привет энергоблокаде.
В Инкермане допросил местную жительницу и она немного подсказала как подъехать к местной крепости Каламита.
Надо проехать мимо монастыря, и свернуть в первый же поворот на право, потом доехать до домов и у магазина снова на право, в общем всегда на право. И вот уже асфальт кончился и я проезжаю по краю мраморного карьера к крепости.
Крепость появилась в 6 веке, а вот карьер знаменит тем что в нем трудился первый римский епископ, он же папа.
Цитата из википедии: "Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI в.; в XIV—XV вв. крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищает его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.
Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришёл в упадок. "
В карьере и сейчас ведутся работы. Но не спешные. Источник св. Клемента запрудили и в карьере теперь озеро. Стенки карьера кое где пропилены насквозь.
От самой крепости мало что осталось. Башни и рассыпавшиеся стены. Немного не понятно, зачем было на саму башню прихреначивать огромную надпись типа, берегите природу. Мусор вокруг (которого кстати немного) меньше виден, чем это несуразное белое пятно на серых древних камнях.
Виды от крепости на Севастопольскую бухту и соседние холмы тоже впечатляют.
На обратном пути, заехал в магазин, около 8 часов, он открыт. Поел ряженки с печеньками, как оказалось правильно сделал. Следующий по дороге попался не скоро. А пообедал еще позже. Вернувшись на трассу продолжил движение. По дороге множество памятников ВОВ, больше чем на Курской Дуге.
Но и по дороге попадалось что посмотреть. Много сосновых лесов или железная дорога в ущелье, как в Выборге.
Дорога холмистая, при выглянувшем солнц, даже в 9 утра стало жутко жарко. Дышать не возможно. Но оказывается это очень популярный маршрут. Встретилась группа велотуристов, которые попали на берегу в дождь. Велосипеды все в грязи и лица у ребят измученные. Позже я видел еще одну группу, а так же одиночку и слышал рассказы об иностранцах, больше о немцах, правда трех летней давности.
Ветер встречный, все усиливающийся к обеду. С одной стороны упираешься когда едешь, с другой он же охлаждает. После Любимовки дорога стала совсем уж как в Курской области. Ну холмы и холмы. Второй день учусь снова ездить на велосипеде.
В Вилино есть и рынок и магазин. Народу было множество и я его проехал, не очень есть хотелось. На рынке продают сельхозпродукты. Еду как раз по садам и виноградникам. За Табачным слег. Силы кончились. Солнце исчезло, стал накрапывать дождь. Из под тучи порывы ветра только усилились. Попытался лечь в лесополосе, состоящей из редко стоящих и жутко колючих акаций. Не очень то удалось, но хоть как то передохнул и высосал половинку расплавившегося сникерса.
Снова капнул дождь и под крики воронья занявшего все деревья в округе, поехал дальше. На перекрестке навигатор повел меня по прямой в сторону Фрунзе. Дорога была ушатная, но я решил ехать по ней, тем более то одна, то другая машина туда сворачивала. Дорога в лучших украинских традициях, с ямами и дырами после обстрела, лужами во всю дорогу. Но она хотя бы была, пару километров, пока вдруг не свернула влево под девяносто градусов. Вперед шла грунтовка, но после недавнего дождя она пребывала в жутком состоянии. Прикинув, что по ней ехать столько же сколько я уже проехал, решил вернуться, так будет быстрее. И вот, сделав крюк в 4 км, я снова на трассе в Евпаторию. Проехав Раздольное повернул снова. Удивительно, что я оказался в Симферопольском районе. Отсюда и до Симферополя и до Бахчисарая рукой подать. Где то после этой деревне, купил в магазине консервы и воды, наконец то поел, сидя под навесом здесь же. И напился. Воды ушло не меряно и это при постоянном желании экономить. Не получилось.
Мучения закончились, когда я выехал на дорогу Евпатория - Симферополь. Сразу вырос трафик, зато ветер задул в спину. В Орехово, пригороде Сак, купил сока и воды, рядом , прямо в этом же здании, находилось роскошное, как выяснилось на обратном пути кафе. Но тогда я этого не знал и смазав цепь маслом, грустно потянулся по жаре, среди грузового и легкового транспорта, по узкой дороге.
При выезде на евпаторийскую косу, обнаружилась достопримечательность: Кара тобе, греко- скифское городище. Переводится как Черный холм.
История же этого поселения очень интересна. Сначала здесь была укрепленная усадьба херсонесцев. Потом пришли скифы во 2 веке до нашей эры и устроили здесь крепость. Скифов выгнали боспорцы и назвали устроенную здесь крепость в честь императора Евпатора, известна была эта крепость и Страбону и Птолемею.
Потом крепость покинули, скифы дважды селились здесь, но их дважды здесь вырезали. Потом в 60 г.н.э. пришли римляне, а после их ухода снова вернулись скифы. Которых добили в 1 в.н.э. сарматы.
Решил заехать сюда на обратном пути.
Дорога после Кара Тобе вышла к морю. Сначала идут поселения и аквапарк, а потом многокилометровый пляж, где в начале можно было и на машине подъехать, потом только пешком или не велосипеде. Отъехал подальше от народа и голышом искупался в чистейшей воде
недалеко от стелы с надписью Евпатория.
Цвет то какой лазоревый у моря и далекая Евпатория такая сказочная, вырастает вдали. Вот это счастье побарахтаться в прохладе. Кое где видны полупрозрачные призрачные гребневики. Живность какая никакая. Пляж немного замусорен, но на свалку еще не стал похож, жить можно.
С ужасным сожалением собрался снова в дорогу. Пока выбрался на асфальт высох. Проехал стелу и памятник Евпаторийскому десанту.
А вот и Евпатория. Объездная дорога уходит вправо, а мне на велосипеде можно прямо, где я попал сразу на пляж. Широченный, песочный, многокилометровый. Здесь ходит трамвайчик и маршрутки. Справа от дороги строят гостиницы или уже люди живут. Народа немного. Я бы даже сказал пустынно. Хотя все пляжи в кафе и зонтиках.
Доехал до кольца где разворачиваются трамвайчики. Они в Евпатории ходят по одной колее и расходятся на остановках.
С детства это самое сильное впечатление. Не был здесь больше 30 лет, и вот он катит. А еще помню картошку в столовой, недовареную и недотолченую и холодную. Столовые здесь дальше есть, и много. Правда есть не стал.
На кольце, поспрашивал таксиста о дороге на Черноморское. На карте Крыма есть одна вдоль моря, но он мне сразу сказал, что карта для врагов делалась. А вот с табличкой "в назидание потомкам", вышла заминка. Пришлось звать продавщиц из ларька, они не сразу сообразили в чем дело, но потом вспомнила одна. Табличка у морпорта.
Собрав сведенья, я проехал узенькими переулками в самое начало городской набережной, где стоят старые двух этажные домики. Дальше много достопримечательностей, церковь, памятник Николаю 2, есть модель Суворовского редута, с бюстом генералиссимуса.
Табличку не нашел, крутился рядом с таможней и морпортом, спрашивал и работников и местных мужиков, не нашел. Заметил кстати, в интонациях что то хамоватое, типа я им денег должен, не знаю как описать, но осадочек остался.
Выезжал по параллельной набережной улице. Вот здесь и столовые и магазины. Сначала закупился на вечер, а потом обнаружил столовую. Заходить не стал. Вбил в навигатор мыс Тарханкут. Большими улицами выехал в сторону вокзала, а потом оказался на Черноморском шоссе. Дорога стала хуже, в дырах и заплатах. Но движение меньше, поэтому еду нормально.
Зато жара к вечеру неимоверная. Еле добрался до соседнего села Колоски, где свалил в тень у магазина. Чувствую тепловой удар близок, давление лупит по глазам, еле отдышался. А небо чистое, солнце глаза режет. Сидел не меньше полу часа. Потом выбрался из тени и поехал дальше.
К моему счастью, вдоль дорог идут лесополосы и через несколько километров я отошел в сторону и встал лагерем. Лесополосы из акаций с длинными шипами.
Велосипед я перенес на руках. Обул тапочки и немного позже едва не пропорол себе ногу шипом. Хорошо что у меня была подстилка под палатку, с ее помощью разглаживая траву, я вытащил из высокой травы все колючие ветки и сами колючки, так что палатка осталась цела.
Вокруг кипели сельхоз работы, солнце стояло высоко в небе, было пол шестого всего, а я едва дыша наконец то уложил больные мышцы на коврик. Если так дальше пойдет, я помру.
Проехал 160 км
3 июля. Воскресенье. День третий
Вторую ночь снятся сны. В этот раз дважды снились кошмары, но я их смотрю, как будто кино. Потом мне это надоело и третий сон был уже более мирный, пасторальный я бы сказал. Ветер ночью бушевал сильный. В наших местах, это ухудшение погоды, но здесь море с трех сторон, поэтому я себя успокаивал, что ничего страшного не произойдет. Так оно и случилось. Дорога по ощущениям чем дальше тем страшнее. Поля
сменились степями, представить себя в этих местах в жару не хотелось. Поселки есть, но магазинов на дороге не видно. Иногда в стороне какие то человеческие сооружения мелькают, полуразрушенные. Ощущение жуткое. При пересечении дамбы
на оз. Донузлав
обнаружилось кафе, но видимо оно не работало. До следующего села еще километров двадцать. Но постепенно степи снова сменились полями подсолнечников. Краткое время уныния сменилось ликованием. Не все так плохо. Но в жару, я бы сюда не поехал. Об этом мне намекнуло солнышко, выглянув к семи часам из облака и мгновенно обжегшая мне руки.
Деревня Красная поляна была встречена с радостью, но я ее объехал по объездной, хотя можно было и по прямой проехать. Дальше дорога идет по аллее, а ближе к Черноморскому начался десятикилометровый спуск. В море видны вышки, и видно само море. Тарханкут пересек.
В Черноморском, если ехать по прямой, нашелся магазин "Пуд", местная сеть супермаркетов. Я проехал еще дальше до площади, где навигатор развернул меня обратно вверх. Выбираться из города пришлось уже по жаре. Следующие пять километров в небольшую горку, еле проехал. Остановился в жидкой тени и жадно глотал воду. Снова поехал и еле заехал на вершину холма с которого видна деревня Красносельское. Отсюда небольшой спуск и объездная. За деревней снова тенистая аллея которой не хватала. Потом она стала разряженной и никак не укрывала от солнца, зато дорога пошла под гору, до самой Оленевки. Дорога упирается в озеро Лиман, но потом идет по улице до магазинов и цивилизации, дальше за Оленевкой есть кэмпинг, где как мне сказали цены в 1500 р. за бусик. Но народ стоит и дальше, на машине подъехать можно.
Я доехал до конца дороги до оконечности полуострова, здесь поселок и военная часть. Что бы увидеть маяк и сам мыс Тарханкут, надо взять перед поселком влево, я же проехал вправо, пообщался с местными, сфотографировал закрытые ворота режимного объекта
и таки выкатился на мыс, где местные дайверы на катерах и лодках совершали эволюции под берегом. Оленевка, столица дайверов, в поселке есть и школа и прокат.
Маяк, 19 в выпуска, белый, смотрится романтично. Особенно с учетом остова затонувшего здесь корабля.
Берег здесь скалистый обрывистый, купающихся с берега не заметно.
Заточив сока с печеньками поехал обратно. Нашел местечко на пляже посвободнее и искупался. Вода так же как и вчера чистейшая. У берега ванны выдолбленные в скале, а дальше обрыв, уж не знаю на сколько глубоко. Вид на мыс и море в лучших Айвазовских традициях.
На пляже правда сухие водоросли и в связи с этим куча насекомых, нигде до сих пор мне не попадавшихся. Немного отравили отдых.
Искупавшись, начал обратный путь. Самый обед, самая жара. Надел нарукавники что бы руки не обуглились. 10 км спуска превратились в 10 км подъема, но могло быть и хуже, по крайней мере уклон умеренный. С двух трех раз дотянул. По дороге заметил, что народ с ведрами под деревьями топчется. Присмотрелся, абрикосы собирают. Ну и я немного пособирал. Заморил червячка.
Деревню проехал по прямой. Дорога еще ушатанее. Есть магазин, но он закрыт, и открыт ли вообще не известно. Состояние деревни сильно грустное. Еще немного наверх и уже без сил последние пять километров до Черноморского докатился. Проехал по прямой мимо музея к площади, а потом непонятными эволюциями выехал прямо к началу пляжа, где чуть ли не со слезами на глазах от радости залез в море. Мелкое, но теплое, в море вышки стоят.
Немного грязноватое после Оленевки то. Бухта не большая. Впереди виден маяк на низком берегу,
справа пустырь, как я предположил, там должен быть древний греческий полис Калос Лимен - Прекрасная гавань.
Охладившись, выбрался на набережную, обнаружил пустую столовую, где за 300 р. я объелся. Картошка правда так себе и борщ, ничего хорошего, зато сытно и после консерв сойдет. Главное вовремя. Я попробовал проехать к предполагаемому месту древнего города по пляжу, но въехал в парк и по главной аллее уехал куда то в сторону, потом проулками выехал снова на пляж и на дорогу вдоль него. В конце пляжа как я и предполагал, на невысоком холме, а вернее под холмом располагались раскопки Прекрасной гавани. Прямо над ними стоит водонапорная башня. Раскопки не охраняются и плата не берется.
Из википедии:
Калос Лимен был основан греками-ионийцами в IV в. до н. э. Город площадью около 4 гектаров окружала крепостная стена с четырехугольными башнями. Окрестные земли были размежеваны на наделы.
Основу экономики Прекрасной Гавани составляло земледелие. Сельскохозяйственная территория города, его собственная хора, располагалась по сторонам Ак-Мечетской бухты в радиусе примерно 2 км.
Выгодное стратегическое положение города, плодородные земли в его округе и удобная гавань манили более сильных соседей. Потому уже к концу IV столетия до н. э. город был захвачен херсонеситами. В III в. до н. э. появляются новые претенденты — скифы и сарматы. Их набеги вынудили греков укрепить уже существующие укрепления и возвести новую линию обороны — многобашенную цитадель у самой бухты. Имеются сведения о 16-метровом маяке, в подвалах которого хранились запасы пищи на случай осады. А на верхних этажах размещалсякомандный пункт и были установлены камнеметные орудия, контролирующие вход в бухту.
Эти меры отсрочили падение Калос Лимена, но уже во II в. до н. э. город переходит в руки скифов. Вскоре он, наряду с Керкинитидой, стал важнейшим морским портом Позднескифского государства.
В конце II в. до н. э. в северо-западный Крым вновь оказывается в центре военных действий. Здесь появляется экспедиционный корпус под руководством полководца Диофанта. Греки разгромили скифов и союзных им сарматов и вновь подчинили Керкинитиду и Калос Лимен, как свидетельствуют почётные декреты — один в честь Диофанта и второй — в честь отряда херсонеситов, захватившего Калос Лимен.
В середине I в. до н. э. Калос Лимен вновь попадает под власть скифов. Конец существования города относится к I в. н. э., когда вторгнувшиеся из северных степей сарматы окончательно уничтожили этот некогда процветающий центр.
Сейчас можно увидеть фундаменты зданий и остатки городских стен. Не так уж много.
На этом миссия закончена. Выехал назад к площади и магазину. Закупился на вечер и следующие 10 км снова в гору. Выбрался.
Какое то время еще было видно море. Недалеко от Красной поляны встал в лесополосе. Поскольку то что видел утром никак не вдохновляло передвигаться по Тарханкуту днем. А впереди еще туча забродила, кажется дождь собирается. Он уже шел в стороне, когда я ехал из Оленевки в Черноморское, но меня не достал, обошел стороной.
Движение здесь, оказалось даже более оживленное, чем прошлой ночью, причем в оба конца по дороге вдоль лесополосы. Но вроде никто не заметил. Зато заметили другие. Я пока палатку ставил, есть готовил, не очень то замечал. Но надо мною на ветке засела пустельга, видимо недалеко было ее гнездо.
И эта зараза как сигнализация тренькала до самой темноты, пока я не вырубился в палатке. Просто с ума свела. Я когда домой звонил, жена спросила что там у меня за сигнализация работает.
Проехал 140 км.
4 июля. Понедельник. День четвертый.
Первый раз выспался. Хотя как только выбрался из палатки, пустельга опять заработала. В конец задолбала. Еще вчера я готов был прибить ее, несмотря на свой пацифизм. Свалил с радостью уже к 5 утра.
Проехал деревню Красная поляна по прямой. Большое село. В центре несколько полуразрушенных или полу заброшенных больших зданий типа администрации, клуба и универмага. Плохо говорят при советской власти было. А после нее, здесь как то ничего хорошего не появилось.
Утром пересечь полуостров оказалось не так уж страшно. И деревни вроде есть и дорога не такая уж трудная. Воистину, известный путь кажется короче. 40 километровый неприятный участок, сузился до 20 км. Да и те проскочил на одном дыхании. Немного фотографировал на дамбе озеро. Особенно понравились, стартовавшие как по команде от берега утки.
В Веселовку приехал вообще веселым. Люди кругом, скотину выгоняют, никакой депрессии кругом. Вот что значит в нужное время попасть.
Снова в Евпатории в 8-30. Только только жара началась. Вода как раз кончилась, когда я наконец то добрался до магазина. Купил воды. Без газа стоит дороже литра бензина, что там бензина, как пиво или сок стоит, или вино. За простую воду. Взял и ряженки, за туже цену примерно.
Выезжал той же дорогой что и приехал. Пляжи по прежнему пусты, хотя народ идет, купаться. Искупался и я около памятника. Красотень. Уезжая кинул монетку в море. Что бы вернуться. Многое еще можно на Тарханкуте посмотреть.
По обочине дороги суслики шныряют, мелкие и любопытные.
И вновь скрепит потертое седло. Не долго. До Кара Тобе. Заехал как обещал. На входе встречает каменный идол с монгольскими чертами, хотя поселение греческое и скифское, но никак не татарское.
Да и черты вырезаны в песчанике слишком глубоко. Похоже это новодел. В центре огороженной площадки стоит музей. Он сделан из советского бетонного бункера и стилизован под башню крепости, а ля Ласточкино гнездо.
Ну да все лучше чем просто бетонная коробка. У ее подножия расположены раскопки. Но здесь меня ждала засада в виде татарской девушки- гида, которая радостно сообщила, что пройтись самому мне не удастся. Только за денежку, впрочем не большую, но в составе группы, которую еще набрать надо, а вот это уже засада. Солнце уже жарит во всю, а желающих быстренько набежать не наблюдалось. Пришлось отказаться. Хотя кто знает, может через пару минут приехала бы пара машин с любителями старины. Но как я говорил, кое что видно и так.
А в глубине, раскопанный могильник и стилизованная хижина скифов, типа современного самостроя татар.
Хотя грустно конечно. Снова продираться мимо вонючих машин по узкой улице, зато в этот раз я ясно видел цель. Кафе. До него я и добрался. 150 р. за обалденный обед. Надо было здесь остаться что бы попробовать все. Кое кто из посетителей брал еду с собой. Даже суп. Большинство людей похоже вообще местные. Очень хорошее место. Ну и в магазин за соком зашел.
До Симферополя, который я почему то неуважительно стал называть про себя Симфа, дорога узкая, большой трафик, холмы. В жару ехать противно. Да еще живот болит, объелся наверное.
Симферополь объехал по объездной. Выезд на Керчь, даже на велосипеде не смог преодолеть. Пришлось ехать по прямой а там разворачиваться. Уже после выезда на трассу, нашелся магазин. Закупился в нем, а на выезде из Симферополя нашелся "Пуд", немного расстроился.
Погода стала меняться. Периодически солнце пропадало и поднимался ветер, благо он был попутно боковым.
Дорога хорошая. Дорожники успели отремонтировать ее почти всю еще весной. В сезон строительство не ведут. Молодцы. Есть асфальтированная обочина. Трафик не напрягает так как из Евпатории.
Проехал через поселок Зуя. Зашел в магазин, взял ячменного сока для балансировки кислотно- щелочного баланса в организме. Вот здесь уже не чувствуется той депрессии что на Тарханкуте. Живут люди нормально.
По дороге попалась колонна из 3х бтр 82а, крепим обороноспособность страны. Еще видел пару таких же небольших колонн из грузовиков.
Встал как всегда рано. Хотя сегодня было ехать уже полегче. Лесополоса еще светлее чем вчера.
Смотрит в сторону Караби яйлы, еще одного местечка куда хотелось бы забраться.
Впереди виднеется Белогорск, до которого еще десяток километров. Буду там завтра.
Проехал 200 км
5 июля. Вторник. День пятый.
С утра пасмурно. Над Караби вообще висит черт знает что и самой яйлы не видно. Белогорск и то в тумане. "Мгла повисла над Йершалаимом".
Дорога хорошая, ровная. Сфотографировал указатель на Курское, потом неожиданно для себя и само Курское со стороны. А писали на указателе, что до него 4 км.
Перед Старым Крымом дорога втянулась пусть в небольшие, но горы. Три здоровущих торчка на десяток километров. Все в той же мгле, да еще в лесу. По дороге в роднике у кафе воды набрал, хоть убей не помню где, вроде в Тополевке.
Спустился к Старому Крыму как свежего воздуха глотнул. Свет, простор.
Поехал через село. Магазины, столовая работает с 11 часов. В магазине купил поесть и перекусил на лавочке перед выездом. Местечко тихое, курортное. Дальше все плоско и часто попадаются деревни с рынками и магазинами.
Движение перед Феодосией конечно бешеное. Здесь же мне на встречу попался шоссер, потом он догнал меня и мы немного потрепались о рандонерском движении. Потом я свернул на Керчь и мы расстались и начался довольно жуткий участок трассы.
Он был бы еще хуже если бы я ехал на встречу. По той полосе машины стояли. Я же ехал в относительном комфорте. Обочины нет. Стены кругом, то кафе то гостиниц. Сиро и убого. Навстречу попалась группа туристов, человек шесть семь, некоторые из которых дети. Ох не безопасно здесь ездить. А что делать? Другой дороги нет.
Пробка тянулась до конца Берегового. Здесь уже и пляжи доступные для меня велосипедиста появились, но купаться не хотелось, все та же хмарь и ветер. Зато у ротонды, посетил столовую. За 250 р. опять объелся. Все таки салатик не лишний, а запасной.
Пока ел, пробка выросла до Приморского. Еду по прежнему вдоль пляжа. Но холодно. Так и не искупался. Потом дорога отвернула от моря и потянулась грустная дорога среди степей, даже хуже виды чем на Тарханкуте.
Посетил Ак монайские позиции где в 1919 и в 1942, были бои. Это пара бетонных дотов у дороги и памятник с красным флагом. Походил, сфотографировал.
В д. Фонтан, нормальная дорога исчезла, не успели отремонтировать. Обочины нет, полотно дырявое. Солнце к тому же встало наконец то и начало жарить без передыху.
Уже и под кусты падал и воду пил. Короче Фонтан, не фонтан, а вот следующая деревня Горностаевка, предоставила и магазин и воду и ячменный сок. Впереди уже угадывалась Керчь, ехать в большой город к вечеру не хотелось. Встал в лесополосе недалеко от поворота на Багерово. Сначала попытался уйти подальше, но ветер и высоко еще стоящее солнце мне совсем не понравилось. Поэтому залез в тень у самой дороги, выбрал положение, где ветки погуще нависали и встал, на самой ровной и мягкой площадке. Трава здесь зеленая и густая, не то что в стороне от дороги. А виды красивые, даже цветочки в диком состоянии цветут, которые мы у себя в полисаднике перед домом разводим.
Думал, ночью шум мешать будет, ничего подобного, как городскому жителю, только в радость.
Поворот на Багерово, упомянул не случайно. Через него можно попасть на генеральские пляжи, красивое и совершенно велосипедное место. По пути в Алушту мы заехали сюда и посмотрели краешек этой красоты.
Проехал 160 км
6 июня. Среда. День шестой.
В Керчь
въехал через мост с грифонами.
После выезда на площадь, спросил о дороге на Митридат местного жителя. Оказалось, надо проехать вперед и свернуть на право. Так и сделал. Хорошая дорога вмиг превратилась в хорошую бетонку и пошла в гору. Когда и эта дорога кончилась, я еще уточнил дорогу у аборигена, оказалось еду правильно. Поехал вправо по мощеному булыжником переулку.
Можно было и по дороге влево, но куда послали, туда послали. Под конец протиснулся между двумя заборами и даже пешком вылез на торчок. Причем штык над Митридатом служит ориентиром. Но он вот пропал. Я думал, что уже добрался до вершины, и поехав по тихой, деревенской улочке, едва не промахнулся. Заметил его справа и развернулся по серпантину. Здесь приключения закончились, я выехал на хорошую дорогу, которая повела меня на гору.
И вот я здесь. Гора Митридат, названная в честь царя Боспорского царства. На вершине стоит смотровая башенка.
Чуть ниже, смотровая площадка, с видами на Керчь, порт и строящийся мост.
Здесь же стоит памятник погибшим солдатам ВОВ. Это над ним, установлен обелиск, по которому я ориентировался.
Раньше здесь стоял еще вечный огонь, сделанный в форме свечи из гильзы. Но предыдущие хозяева решили и на газе сэкономить и эстетика у них другая была. Сейчас стоит что то несуразное.
Это мне рассказал охранник, заседавший тут же перед ларьками, что стоят по краю площадки. Его никто ни о чем не спрашивал, сам подошел, спросил откуда- куда. Так заболтал, что я чуть ногу на порожках не сломал. Осторожнее, там площадка двух уровневая.
От него я и узнал, что памятник этот еще во время войны поставили, сразу после освобождения Крыма. Что фарватер в Керчи раньше был глубиной 12 метров. Но за время украинской власти, стал 6 м. И теперь с кораблей стоящих черт знает где, за мысом, грузы таскают в порт баржами.
Что на противоположном мысе, стоит крепость Керчь, которую Тотлебен с 4 000 солдат соорудил в немыслимо короткие сроки.
Что на горе до сих пор находят при каждых раскопках золото.
Пока общались, я сфотографировал окружающую панораму, в том числе и митридатскую лестницу.
И отправился выше к башенке. Отсюда столица Боспорского царства - Понтикапей видна как на ладони. Вернее то немногое что от него осталось.
Можно и отсюда спуститься к руинам, но проще было это сделать, немного спустившись на обратном пути. На небольшом пространстве стоят стены домов, одна даже с аркой и забитым телеграфным столбом, прямо за аркой. Большинство правда стен, замерло на уровне фундамента. Еще интересное место, ступеньки в несуществующий дом, ступенькам больше 2000 лет.
Прошел я и мимо двух стен на площадь.
Пантикапей[1] (др.-греч. Παντικάπαιον, от др.-иран. *panti-kapa- «рыбный путь») — древнегреческий город, основанный в конце VII века до н. э. выходцами из Милета
Спустившись еще ниже, подошел к двум оставшимся колонам храма Аполлона, здесь же стоит информационный щит.
Отсюда я спустился по той же улице. В конце ее стоят на перекрестке две пушки 18 века.
Я свернул на пешеходную улицу.
Приятный променад, длинный и выводит прямо на главную площадь города.
Здесь аллея славы.
Необычные старинные дома
и Митридатская лестница, вид снизу.
Я почему то раньше думал что она должна выходить на набережную. Ничего подобного. Лестница в глубине площади и даже на площадь не выходит. А выходит в маленький проулочек, где еще стоит памятник каким то античным героям, как оказалось - царю Митридату.
Гора хорошо видна с площади и совсем не кажется высокой. А вот лезть на нее пришлось совсем не легко и маленькой она не показалась.
Есть еще одна интересная достопримечательность на площади. Причем ее возраст ближе к Боспорскому царству чем к нам. Церковь Иоана Предтечи, 8 в.
Ну осталось от нее немного, внутри видны стены того времени. Я зашел внутрь. По лестнице пришлось спускаться вниз, настолько нарос за 1200 лет. Удивительно что церковники штукатурку на нее не наложили и ангелов не нарисовали.
Поставил свечечку. И поехал дальше. Одно удовольствие ехать вдоль моря, хоть и не видишь его. Зато ровно. По указателю, доехал до поворота на Аджимушкай. Здесь попался закрытый "Пуд" , а немного дальше еще магазин поменьше, несмотря на то что не было 8 часов, он уже работал. Купил поесть, а вот вино до 10-00 не продают. Так я и уехал из Крыма без Крымского вина.
Снова по указателю. Вообще то ехать пришлось просто прямо. Город кончился и я его увидел со стороны. В Аджимушкае поехал по указателю в право. Если нужна сначала каменоломня, то надо ехать прямо. Я этого не знал. Поэтому царский курган, я увидел сразу, и повернул вправо, к нему.
А влево как раз к каменоломням.
К кургану я приехал рано. Открывается в 9-00. Не было как я сказал, еще и восьми. Ну перекусил я немного, подождал.
Решил ехать к каменоломням. Посмотрел здесь вход в музей,
походил вокруг.
Подождал с час. После 9-00 здесь только шевелиться начали. Касса напротив входа в домике где кафе. Но и в 9-15 она не открылась. А уже начало припекать. Жаль, но ждать мне надоело.
Так что я вбил в навигатор Порт-Крым. Снова проехал мимо магазина, игнорируя указания вражеского агрегата, пытающегося увести меня с асфальта на раздолбаные улочки. Жара уже напекает мозг.
Дорога к порту идет по частным районам и промзонам. После жд переезда повернул вправо на Еникальскую улицу. Это приятная дорога вдоль моря. От крепости сохранилась красивая башня, ворота и стены на верху. Большая крепость, но мало что осталось. А жаль, хороший туристический объект.
В порт я заехал по прямой, без всяких сложностей.
До упора и налево к кассам. У кассы ни одного человека, хотя народа множество. Я взял билет себе за 150 р. и велосипеду за 150 р., Йованыч говорит, если бы в чехол упаковал, 150 можно сэкономить. И стал под навес, где уже пребывала толпа народа, перед выходом на посадку. Не знаю сколько бы я простоял здесь, если бы не охранница, она вышла и спросила, есть ли у меня билет. А если, есть то могу проходить.
На входе обыскали, вплоть до подрамной сумки и чехла от фотоаппарата. Не успел выйти к парому, как началась погрузка, вернее выгрузка не завершилась, а народ уже заезжал. Потом пустили пешеходов.
Велосипед можно припарковать где угодно, так что я подогнал его поближе к выходу. Залез на верх, но когда тронулись стало так печь в голову, что у меня морская болезнь началась, так что я с радостью дождался когда ступил на большую землю.
С парома, связался с женой и Дашулька мне заказала билет на поезд. Так что завтра домой.
Коса 15 км. Дорога хорошая идет вдоль железной дороги и видно море. Виден лиман, но главное море. Вначале мутное, чем дальше от порта тем чище. Жарко ужасно. Что я тут делаю не понятно. Но еще непонятнее, что делают здесь идущие пешком люди. Один, вылитый бродяга, с бутылочкой воды, другой, вполне респектабельный молодой человек с сумкой для ноутбука, может поменьше.
Кроме жары, больше мешал ветер, приходится упираться изо всех сил, поэтому когда повернул на восток, это было счастье. Пытаюсь спрятаться от жары, мало помогает. Прикольные указатели конечно веселят, Батарейка например.
Но хватает не надолго. Еще 15 км стиснув зубы до поворота на юг.
Хорошо что еду по плоскачу, по древней земле Тьму таракани, кто бы мог подумать что тысячу лет назад здесь было русское княжество. А вот после поворота вдруг вздыбились сразу три холма, не хилые горочки, что оказалось неожиданно. Мне то двое говорили, что здесь плоскачь. Ну видимо не здесь.
Ехать тяжко. Магазины по пути не попадаются, вода кончается. Все грустнее и грустнее. Еле добрался до Старотитаровской. Деревня большая, но вся где то в стороне. Магазинов по дороге нет. Перед селом объявление: Опасный перекресток. И вправду опасный. Камаз , стоящий на перекрестке, поворачивая на лево, попытался не пропустил меня едущего по главной дороге по прямой, да еще гавкнул в мою сторону, когда я с ним поравнялся. Если бы я не ехал с горки, я бы его пропустил, но скорость была даже очень приличная. А этот хрен стоял, как будто только меня и дожидался. Вот так можно было пополнить статистику.
Проехав мимо села, решил таки заехать в кафе. Попросил воды, мне налили, тогда решил немного перекусить. Заказал борщ и салат. Надо было бы еще и жаркое, тогда бы в 300 р. вышел, так получилось подешевле. Но деньги пришлось менять. Сначала в соседнем автомагазине мужик отказал, потом правда поменял. Кафе не процветает. Потом узнал почему. Но...
Лучший магазин и кафе- столовая дальше в Белом. Прямо счастье какое то. Купил здесь поесть в магазине. Вина, теперь краснодарского. И доширака, вкуснятина, я стал поклонником до шика, кто бы мог подумать.
С такой кучей добра я дополз до Джигинки и после нее встал в лесополосе. Надо было ближе к поселку. Дальше лесополоса полностью прозрачна. Встал, опять так же что вряд ли кто то видел, если бы непрямо на меня смотрел. Палатка не высокая, почти не заметна. Только я тут со своей активностью.
В принципе я уже был в Анапе, по крайней мере, так сообщал щит на въезде в Джигинку.
Проехал 110 км.
7 июля. Четверг. День седьмой.
Ночка прошла оживленно. Помимо шума машин, к чему я уже привык, пару раз кто то останавливался, видимо отлить. Потом прошел шумный и пьяный человек, которого я почему то окрестил бомжом. Он прошел сначала туда потом обратно, разговаривая то ли сам с собой то ли по телефону. Но в общем выспался.
Не спеша, мимо поворота на аэропорт,
доехал до жд вокзала, есть указатель. Вокзал маленький и явно не рассчитан на большое количество количество народа. Но утром его, народа, мало. Зато днем не пройдешь.
Вход через металлодетектор, сумка на проверку. Касса справа, отстояв небольшую очередь сунулся с вопросом распечатать билет, потребовали номер, фамилия моя не катит. Нафига ее вбивать в билет, не понятно. Пришлось звонить домой, еще семи не было и выяснять. За мной никто не стоял в очереди и через пяток минут я смог получить билет. На велосипед перед посадкой взял, стоил 100 р.
Взяв билет, отправился в Анапу. По шоссе доехал до города, где все время ехал по главной, пока не выкатился в парк, где стояли остатки турецкой крепости в количестве одна башня. В башне захоронены русские воины погибшие при сражениях у Анапы.
Напротив музей древнего города Горгипия. Во дворе повозка, несколько фундаментов домов. существовавший в 4 в.д.н.э. до 3 в. н. э.
Тут я понял, что ничего не понял и вбил в навигатор пляж. Выкатился на набережную с алыми парусами,
потом дошел до пляжа, где и завис на несколько часов. Вход в воду занят мириадами нитчатых водорослей. Будучи прибитыми к берегу, они становятся коричневыми и образуют несколько метров вонючего, облепленного мухами дерьма.
Сам город Анапа, конечно, город.
Не даром по статистике 25 % отдыхающих зависает именно здесь. Но вот пляж это нечто. Но посмотрев как по этой жиже шлепают отдыхающие, прошлепал и я. Вода холоднее чем в Крыму, но чистая и прозрачная, пока не набежал народ. А так как дно песчаное и с водорослями, они намутили настолько, что крайний раз я только ноги помыл, даже нырять в эту взвесь не захотелось.
Зато прямо на пляж выходит столовая. Стоимость обеда все те же 250 р. включая салатик. Сытый и довольный отправился в обратный путь. Мимо продавца кукурузы, который придумал и распевал мантру, о том, что кукуруза единственный продукт, содержащий в себе золото, купи себе немного богатства.
С трудом, на одной из боковой улице нашел продуктовый магазин и купил в поезд продуктов. Теперь можно было ехать. Назад ехал по Пионерскому проспекту. Здесь даже велодорожка есть. А в центре есть знак велодорожки для инвалидов, что ли? Ну по крайней мере эти два знака рядом висят.
По обе стороны от проспекта, дома отдыха, и похоже все это детские санатории. Надо было ехать до железнодорожной улице и к вокзалу бы приехал и по дороге еще раз можно было искупаться. Но на кольце я свернул к трассе, потом ее еще еле переехал, движение бесконечное, меня просто пропустили. На той стороне шоссе, оказалась асфальтированная дорожка, не самого плохого качества, по ней я и доехал почти до вокзала.
Проехал 39 км.
Впереди были целые сутки возвращения домой, на удивление в комфортабельном вагоне, с работающим кондером, который не пытался заморозить ночью. Как потом выяснилось, таких вагонов в поезде было всего два. Так что повезло и здесь.