Гочево- Горналь 2016
Маршрут: Курск – Обоянь - Гочево - Белая - Суджа - Горналь- Гуево - Плехово- Суджа- Курск
Проводился: 30.04.-2.05.2016
Участники: stargazer и Йованыч
Проехали: 336 км
30 апреля
Выехали от Йованыча, часов около двух. Не холодно, но пасмурно. Иногда пробивается солнце сквозь облака, но ближе к вечеру становилось все грустнее и грустнее. Радовало, что ветер дул с севера, почти точно в спину. Город до объездной пролетели быстро. От Селиховых дворов начались горочки, зато асфальт и обочины, на всем протяжении дорожники наконец то сделали как надо.
Километров через двадцать стал уставать и отставать. Как оказалось это стало моим фирменным стилем. Накапливающаяся в мышцах молочная кислота так и не исчезала, раз появившись.
Перед памятным знаком на аэродроме, с которого в 1943 г. стартовал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, наконец то перекусили.
И до Обояни доехали без проблем. После чего Йованыч поехал фотографировать интересующий его вокзал Обояни, а я братскую могилу в д. Трубеж.
Нашел ее сразу, на деревенском кладбище, за местной церковью, которая тоже является достопримечательностью, мало того, что построена она была в 19 в.
Так еще табличка над входом сообщает, что в 1943 г. Во время Курской битвы, здесь проводился молебен, во имя победы русского оружия.
Пока ждал Йованыча на остановке, был допрошен местным мелким населением, и все бы ничего, но один говорил не внятно, еле разобрал.
Наконец продолжили путь. Следующий поворот на д. Каменка по указателю, проскочив под горочку с километр, уперлись в ток, за которым почти сливаясь с ним видно было деревянное ветхое сооружение. Еще угадывается в здании, красота замысла, но теперь оно вызывает только жалость. Что называется из серии спешите видеть, пока не развалилась. Ни сохранить, ни реставрировать, ее уже не удастся.
Вернулись на трассу, почувствовав слегка силу ветра, и повернули в Бушмено. Снова горочки и приличный асфальт. В Бушмено на пол горы, по указателю зашли в частный магазин, где Йованыч купил батон и в колонке, немного выше, набрал воды.
Свернули сразу за деревней. Надо ехать вдоль забора по приличной грунтовке. Сунулись правее и попали в сад. Пришлось вернуться, но потеряли от силы пару минут.
Хорошая дорога сразу стала не хорошей. Сильно заросшей, с размоинами, но почти сухой.
Комаров туча, сразу и вмиг оказались облеплены с головы до ног. Остановились сфоткать памятный по прошлому походу луг, сразу же нас стали подгрызать. Быстрее поехали дальше.
Дорога шла под уклон. В самом низу нас встретил большой белый куст, цветущего терновника. Городище было где то рядом, за этой низиной. Проехав дальше, обратил внимание, что за лугом, к холму тянется как бы насыпь. К ней сразу не пробился, луг оказался еще затоплен, ноги промокли. Попробовали обойти по сухому, ближе к склону холма, но залезли в ручей, не глубокий, и шириной в велосипед. Загнав велосипед в воду и используя как опору перепрыгнул на ту сторону. Йованыч бревнышко нашел и вообще ног не замочил.
Как только мы оказались на этой насыпи, сразу почуяли след, под сенью деревьев незаметная тропка, стала явной.
Пошли вверх, толкая велосипеды, пока тропка не втянулась в нечто вроде ущелья или оврага, выше человеческого роста, ни чем кроме потайной дороги это быть не могло. Стены оврага заплетены корнями деревьев и украшены изумрудным мхом. Красиво.
Довольно быстро и легко выбрались к почти вертикальному склону, над которым возвышалась опора лэп. Дорогу нам перегородило поваленное как будто специально дерево, всеми ветвями перегораживая путь. Пришлось взять левее, но так как дорога не обнаружилась, оставил велосипед и забрался наверх. Да вот оно- городище.
Ничем не примечательное, куча поваленных деревьев, много ям, брошенная лестница.
Времени всего ничего, оглядываться некогда. Заталкиваем по очереди велосипеды на верх, не в лоб, а наискосок, по чуть намечающейся тропе. И бегом, на выход с городища, поскольку здесь стоять было не где. Почти на выходе, обнаружился тот знаменитый раскоп-срез вала, который во всех рассказах иллюстрирует Гочевское городище. Впечатляет.
Прошли по узкой дорожке и нашли с края более менее ровное местечко. С видом на раскошный распадок окаймленный белым цветущим терном разбили лагерь.
Солнце заходит.
Это плохая новость. Но то что оно вообще появилось, новость хорошая.
В темпе вальса поставили палатку, зажгли горелку и Йованыч даже разжег костер. Комары не дремали. Еще до того как мы стали есть, они нами уже полакомились. Быстро стемнело, но мы уже были готовы к симпозимуму, как говорят у нас греков. Улеглись на пенку, приняли коня и закусили картошечкой с консервой «Барс», спасибо Акве за наводку. Пообщавшись по телефону с семьями, Йованыч решил, поделиться радостью с Колей I.M., чья информация об опоре ЛЭП, стала решающей. В прошлый раз мы не дошли всего метров триста, и искали в другом месте, даже лагерь археологов нашли, правда почему так далеко не понятно. Ближе к воде что ли?
Коля стал интересоваться нашими дальнейшими планами. Йованыч хотел в Горналь. Я тоже хотел. У Йованыча был пропуск. У меня тоже, как у Матроскина. Поэтому мне придется завтра плестись домой. Против ветра, по унылой холмистой трассе.
С наступлением темноты комары исчезли. То есть стали не видимы. А мы отправились на боковую.
Проехали 100 км
1 мая. Пасха.
"Христос Воскресе. Чего и вам желаю" сказал Йованыч
Но первым проснулся я. Хотя кажется я и не спал вообще. Было тепло, мы спрятались от ветра за деревьями. Ничто не мешало. Пить правда хотелось ужасно, а воды осталось не так уж и много. Но почему то не спалось.
Наконец, немного позже пяти, когда совсем рассвело, выбрался из палатки. Прогулялся вокруг городища.
Обнаружил, что за завалом который нас остановил под склонами городища есть ровное место и выходит древняя дорога прямо к нашей палатке. Посмотрел снизу на разрез и на этом экскурсия закончилась.
Начал шуршать по кухне. Не очень весело. Сегодня до обеда, доедем до Суджи и потом сотня километров, против ветра в одно рыло. А Йованыч покатит в Горналь.
Своим шуршанием я разбудил Йованыча. Тот тоже совершил экскурсию по окрестностям и мы сели питаться кашкой и пить чай.
Пока собирались, на горизонте появилась отара овец. Пастух подошел пообщаться. Потом отошел, а мы стали решать куда ехать дальше. Возвращаться той же дорогой, а потом пилить пятьдесят километров по неоднократно откатанной дороге было лениво. Решили ехать через Белую.
Проехали по лугу к кресту, и спустившись вниз, через поле добрались до Гочево. Почти сразу здесь начался асфальт.
Домчали до братской могилы посреди села.
Недалеко обнаружилась маленькая избушка- церковь.
Погода хорошая. Солнечно. Прохладный ветерок в спину дует. Пейзажи пошли один другого краше. Много сосновых лесов. Помимо красот природы в одной из деревень обнаружился вертолет. Зажили наконец колхозники как положено.
В д. Бобравы, проскочили по прямой мимо школы к очередному памятнику установленной на братской могиле. Красивое место. За памятником зеленый луг. Над серебряным солдатом шумят сосны. Рядом белое здание похожее на клуб, с колоннами.
Выезжая из деревни, проехали мимо заброшенного лабаза с датой на фронтоне, оказалось мы выехали на трассу марафона, когда то мы уже тут ездили. До Белой доехали по прямой никуда не сворачивая, прямо на главную площадь. На которой тоже стоит памятник погибшим в ВОВ и гражданской войне.
Уже немного хотелось есть. Но не настолько, что бы останавливаться. В Песчаном все же зашли в магазин, но выбор там был не богатый, поехали дальше. Добрались до Белицы, но в местном большом магазине праздновали то ли Пасху, то ли 1 мая, но магазин закрыли. Рядом тусовалась местная бабуля, которая подошла пообщаться, но так как я уже засунул в себя сухую булку и пытался прожевать, она меня не поняла и решила, что я иностранец.
Оглядев повнимательнее нас с Йованычем, пожалела: "Какие ж вы худенькаи".
До Нижнемахово таки дотянули. Закупились ряженкой и пряниками, здесь же употребили. Солнце вернуло себе свои краски. Жизнь снова стала прекрасной и мы были готовы к подвигу. Проехав за деревней поворот на Воробжу, свернули влево на первом же повороте. Дорога из разбитого асфальта вела к Клюквенному озеру. Въехав в лес, попали к домику лесника. Грунтовка продолжала идти вниз по сосновому лесу.
И вот оно наконец озеро. Бывшие торфоразработки, где когда то плавал целый остров заросший березами. Сейчас просто тихое лесное озеро.
Согласен, для Курской области не обычное место. Подзарядившись природной энергией, снова вернулись на асфальтированную дорогу. В общем то мой поход подходил к концу. Все утро я мучительно думал. Ехать с Йованычем в Горналь, или нет. Наконец решил, что поеду получать удовольствие, бодаясь с уже крепчающим к обеду ветром в Курск.
При въезде в Суджу по довольно плохому асфальту, повернули влево, потом вправо, к вокзалу. Здесь ворвались в кафе, так порадовавшее в последний приезд сюда, и здесь же первое разочарование. Кухня не работает. Но покормить покормили. Йованыч в очередной раз позвонил IMу. Сказал, что я уже упаковался и собираюсь ехать в Курск. После чего Коля потребовал меня к телефону и мучительно долго, секунды две, уговаривал ехать вместе. Ну не мог же я не согласиться покататься по родным местам с знающим аборигеном ( местным жителем).
Да и Йованыча не бросишь. Пропадет он без меня. Жена не простит.
Договорились о встрече. Пока мы поели, Коля проехал до нас большую часть пути и встретил почти у порога кафе. Теперь нас стало трое. Спасибо, что он был на топталках, а то бы я вообще никого не догнал. Началось мерное движение по пустому асфальтированному шоссе. Мимо границы с Украиной, находящейся в 10 метрах от дороги.
Скатились по эпической Гуевской горки к местным достопримечательностям. Памятнику ВОВ,
двух этажному деревянному дому с приведениями
и господствующему над селом разорившемуся спирт заводу. В России разорился спирт завод, воистину достопримечательность.
С комментариями Коли все это звучало еще более интересно.
Потом пришлось подняться по такой же эпической горке как спустились в сторону Горнальского монастыря. Не смотря на Пасху, народа на дороге было не много. Неожиданно начал хрустеть задний переключатель. Но вылез наконец то на горку.
Дальше небольшой перегон до монастыря. Там где на повороте, несколько лет назад, нас завернули пограничники было пусто, выходной как никак. И вот наконец я добрался до него. Это был уже немного другое здание, чем то что я видел когда то. Монахи откопали нижний этаж и оно стало выше.
Проехав сквозь кирпичные стены украшенные башенками
и арочными дверями
оказались в обширном дворе.
Слева у церкви над обрывом, есть облагороженная колонка с водой. А вот справа есть несколько домишек, проехав мимо которых, по узкому земляному мостику, оказались на полукруглом городище. Посреди которого стоит крест и 13 сосен, как рассказал Коля, по легенде Христос и 12 апостолов.
Это самое красивое место Курской области. И само место и виды которые с него открываются, на Псел, луга и меловые холмы.
На обратном пути сфотографировал холм со стороны. Красотище.
Коля хотел еще заехать на соседнее городище,
но мы благополучно мимо него промахнулись, и заехали в лес, где нашли солидно сделанный металлический столик, после чего выбрались обратно на берег, тьфу ты, на дорогу.
Вернувшись в Гуево, Коля, полный пышущей молодой энергией, вдруг повернул в сторону спиртзавода, обогнул его и немного проехав, свернул в неприметный проулок, даже не проулок а промежуток между двумя заборами.
Здесь, пройдя вдоль заборов, мы стали подниматься по старой дороге, напоминающей нам путь в Гочево. На этой, старой дороге еще валялись куски лестницы, вокруг бушевал дикий лес с дубами в три обхвата. И вдруг над головой в просвете веток мелькнула стена здания, мы неожиданно оказались перед дворцом Долгорукова.
Настоящее чудо заброшенное в джунглях Амазонки. Только это Россия. Сквозь ветки, приглядевшись можно увидеть порожки и подняться к стенам дворца. От которого осталось рожки да ножки. Местные вынесли все. Даже штукатурку со стен содрали. Клад что ли искали? У меня то сердце защемило, от этого раздолбайства и бесхозяйственности. Вместо того, что бы грести малую толику денежек за все эти красоты и достопримечательности, все это зарастает и растаскивается. Вот вы мне скажите? Нафига пропуск в погран зону нужен. Сейчас. Паспорт у меня есть, проверяется на раз два, если что реагируйте. Я что, за границу уйду? Или контрабанду провезу? Мне пограничники напоминают латышей, которые какой год вопят: Россия хочет напасть на Европу? И никто не спросит: На хрена?
Тоже самое и здесь.
А уж Коля сокрушался. Он прислал мне фото дворца, который еще не производил впечатления заброшенного в джунглях, там были перекрытия, лестницы и даже арка. Без слез на этот кошмар теперь не взглянешь.
И вот в этом заброшенном месте, в кустах, праздновали первомай селяне. Когда прошли через дворец, в бывшем регулярном парке, от которого и следов не осталось, тоже сидела толпа народа. Пока мы думали куда делся Йованыч, оказалось он стерег велы, от неизвестно как забравшихся сюда байкеров с бабами. Эвона как, колхоз колхозом, а люди везде тянутся к прекрасному, даже если они руку приложили к развалу этого прекрасного.
Вернулись мы по старой княжеской дороге в село.
Повернули у церкви, которая по словам Коли, враждует с монастырем. Лихо.
Далее дорога идет по асфальту, по прямой, потом вильнув чуть вправо, влево, вернулась к генеральному направлению, но уже по грунтам. За околицей дорога продолжилась, по слегка грязноватому лугу к мосту через Псел.
И вот перед нами мельница. Когда слышишь это слово, никак не представляешь себе громадное пятиэтажное здание. Когда то здесь делали пять сортов муки и ее работу слышали аж в Судже. Теперь здесь тихо, только птицы поют. И снова та же разруха, срезанные балки и выбитые кирпичи.
Отдохнув, вернулись к мосту, но решили ехать другой дорогой. Как раз о ней я уже несколько лет мечтал, правда в обратном направлении.
Окончательно перевоплотившись в Сусанина, Николай рванул вдоль Псла, по лугам и полуразрушенным, металлическим мостам, под комментарии о нынешней и прошлой власти.
Сначала мы проехали по лесной дорожке, на которой попалась лишь одна лужа и корявая старая ива.
Потом дорога вышла на луг, и наконец то мы увидели реку, хотя дорога все время шла по берегу.
Потом далеко впереди мы увидели лес.
Николай обрадовал, что мы туда и поедем. Последняя достопримечательность берега: - длинный ряд сараев, гусятников, местные из Плехово, занимаются гусеводством.
Подъехав к лесу, на высоком мысу покрытом соснами, обнаружилось местное быдло, которое гэкало и ухало, на верху, впрочем без употребления связной речи пусть и мата, так что может это не быдло, а приматы, пока мы карабкались по песчаной дороге на верх.
Выбравшись наверх, Коля повел нас в лес, правда не на встречу с приматами, но на берег Псла, там где он разливается на сотни метров. Красиво, но задерживаться не стали.
[more]
Последний рывок, среди вырубок и новых посадок, к которым приложил руку и Коля, в 10 классе и мы вырвались на асфальт за Плехово.
Быстренько зашуршали в сторону Суджи. Проскочив выезд из погран зоны, посмотрели на место у моста через Псел, где собирается бухать местный бомонд, где все таки нашли пограничника. Который был правда не при исполнении, но тактично, между делом допросил. Но мы тоже рады были потрепаться еще полные впечатлений от экскурсии устроенной нам Николаем.
Здесь мы перекусили таки наконец и тихонько поехали дальше. Просочившись через Махновку и Замостье, выехали через Суджу на кольцо. Где попрощались с Колей, который обещал вернуться.
Силенок уже не хватало, все таки гонятся с полными баулами за пустым велосипедистом по грунтам тяжко. Но на горочку влезть таки удалось и свернули к лесу.
Объехали его и вспугнув парочку, въехали по дороге в лес. Где обнаружилась чистая поляна с бревнами и кострищем, где мы и поставили палатку.
Поели попили, смеркалось, когда в гости заехали Николай с семьей, передали Йованычу звезду.
Попрощавшись уже в темноте второй раз, легли спать. Комаров в этот раз не было.
Проехали: 126 км.
2 мая
Утром встали как всегда пораньше. Но солнышко уже светит вовсю, хотя ехать прохладно. Ветерок, пока легкий дует в область лица. Поначалу едем вместе, но где то я остановился по техническим нуждам и отстал навсегда. Йованыч еще мелькал на горизонте, но на каждой из эпических суджанских горках, отваливал все дальше.
А ветер, чем выше солнце все крепчал. Перед последней большой горочкой, около д. Благодатное сел подкрепиться, а то уж очень заголодал. Но рассиживался не долго, поехал догонять.
На верху, на остановке встретил заждавшегося Йованыча, которому сел на колесо. Ветер уж очень совсем сбивал с ног, от напряга и шея и руки затекли, одно утешало, горочек больше серьезных не было. Передых был только раз, когда нас прикрыла лесополоса.
Когда повернули в Дьяконово от ветра в сторону Курска, сил уже еле хватало, педали передвигать. Зато дорогу сделали, обошлось без всегдашнего горцевания на этом участке.
На встречу вдруг попалась пара велосипедистов. Но были они в обычном гражданском прикиде и мы ничего не заподозрили, а потом вдруг появились еще несколько и потом вообще они поперли косяком. Так как в календарь мы давно не заглядывали, не совсем понятно было куда это все намылились, но было предположение, что за водой.
Видимо борясь с ветром, или еще по какой причине, жители Курска, особой вежливостью не отличались, и здороваться не хотели, а хотели упорно смотреть вперед и не здороваться. Только в середине группы два- три человека в ярких велокуртках и касках, махнули рукой. Ну мы тоже не менее радостно их поприветствовали.
До города таки дотелепали. Тут Йованыч неосторожно пригласил меня по дороге домой заехать чайку попить. На что я с радостью согласился. В общем поел борщачка и уже бодренько и безболезненно, как ничего и не было докатил до дома.
Проехали 110 км.
Злоупотребляя правами модератора вставлю несколько своих слов не считая фотографий: после встречи в Прямицыно с группой не очень вежливых велосипедистов, в районе Черницыно нас бодренько обошли два шоссера. Тут уж нас поприветствовали и поинтересовались куда едем на что Серёга буркнул -домой. Кто это был осталось загадкой - ни они нас ни мы их сзади не узнали. Ну и пробег мой за последний день скромнее на 15 км. Yo-Ваныч.