О... впервые со времен досовского автокада (и потом третьего 3D Studio Max) пришлось тряхнуть стариной и поставить современные версии обоих прог. После чего начался сначала поиск геометрий (базовых размеров) в инете, а потом обмерка всего 28", на чём приходилось кататься
Самым интересным реально опробованным велом для меня был вишневый крокодил Маши Невзоровой, катящие свойства ХВЗшной рамы которого отмечал не только я один. Позже, открытием стало, что эта рама идеально совпадала (в своей ростовке, кроме диаметра труб) с размерами шоссейной рамы Merlin Cyrene. У меня даже есть предположение, что эту отточенную годами классическую геометрию содрали с более древних кольнаговских рам, однако их чертежей у меня нет.
Паралельно находились (спасибо лично заведующей кафедры Управления качеством, КГТУ) в бумаге учебники по сопромату, книжки по литейной композиции сплавов, печатные на матричнике, жёлтой бумаге диссеры по новым технологиям обработки металлов. Всё это читалось интересными урывками и не только о титане. В периодических заходах на кафедру была и просто одна очень длинная милая беседа сразу с двумя зубрами, продвигавшими в молодости легирование алюминия в нашей стране
Причем, чем больше я читал и слушал, тем больше понимал, что ничего не понимаю в конструировании и собственно материалах
Итак, за основу были выбраны классические шоссейные размеры и в целом получался бы классический шоссейный вел. Далее в 3Дмаксе была отрисована по размерам моделька, от балды заданы многие параметры труб (в том числе и толщина
) и с помощью Hawok'a вся рама целиком гнулась и крутилась во всех направлениях. Через несколько вечеров меньшая половина параметров была подобрана визуально реалистично, а большая - не оказывала какого-либо заметного влияния на поведение труб
Даже от такого не особо научного подхода быстро пришло понимание, что чисто шоссейная рама мне не пойдет штурмовать какой-нить очередной Банищанский лес. В основном смущали углы наклона стакана рулевой (и подседельной трубы), которые никак не вязались с хорошей работой аммо вилки, короткий передний треугольник (при нужной ростовке) и большой шоссейный провис каретки.
Далее моё внимание пало на кроссовую раму KOCMO Cross Pro. Почитав несколько отзывов об этих рамах (в жутком машинном переводе с немецкого) сделал модельку в 3Дмаксе. Углы смотрелись уже лучше, рисованная вилка отрабатывала рисованные кочки более уверенно. Красные области напряженности уступали места синим при тех же параметрах труб. Однако большой задний треугольник в совокупности с широко (150мм) разнесенными перьями под MTBшную втулку получался в симуляции каким-то уж больно аморфным. При этом интуитивно хотелось раму сделать более приемистой на педалировании засчет жесткости заднего трегольника - на манер шоссейных укоротить нижние перья(chainline). Для компенсации жесткости отдаваемой на седло от кочек сзади в симуляции хорошо помог совсем небольшой (3-5 градусов) прогиб верхних перьев рамы во внутрь. При большем прогибе зад начинал гулять в бок при приложении сил на педали.
В итоге своих "научно-тычковых" изысканий я пришел к практически той же геометрии KOCMO Cross Pro, но с более короткими нижними перьями и слегка прогнутыми верхними. Передний треугольник меня на ней устраивал полностью. Внешние диаметры труб было решено оставить теми же (благо рама и так титановая), а вот вопросы сечения и толщины труб оставались (каплевидная/овальная диагональная труба для большего изгиба рамы в поворотах, квадратные или конусные трубы нижних перьев для жесткости и т.п.).
Некоторой удачей было то, что для Kocmo именно нижегородский Титан делает титановые рамы. Это позволило в дальнейшем не особо заморачиваться относительно вопросов сечения и толщины конкретных труб - в основном используя стандартный набор под эту раму.
При этом все эти заморочки длились уже около двух месяцев, после вопроса Рябкова из Титана о желаемой мной геометрии. В итоге, еще до отправки денег (переводом Контакт) у меня был длинный, почти часовой разговор со сварщиком, который будет варить мою раму. С ним мы обговорили множество деталей, от длинны, толщины стенки и профиля конкретных труб до крепления каждой бонки. Т.к. все изменения геометрии были на базе уже известной рамы, то чертежи высылать не потребовалось.
В итоге мне пришла рама в размерах с точностью до миллиметра, выполненная со всеми моими пожеланиями и извращениями, которые я до сих пор потестить на дороге никак не могу из-за отсутствия вилки