» 16 май 2015, 21:17
1 мая
Выехал пораньше в 5 утра. Первый раз на велосипеде по узкой извилистой горной дороги, от Дубровинского сразу к Арке, а там по хорошо знакомой дороге до Фатежа. М2 утром вполне нормальная дорога. Кое где обочина слишком узкая, в хороший трафик могли быть проблемы.
В Фатеж не заезжал, поехал по новой объездной. Прикольно, столько деревень оказывается в стороне от дороги было. Поворот на Дмитриев, и весь поток машин который к этому времени сильно вырос, как испарился. Дорога стала менее накатистая, но все равно осталась хорошего качества. Вдоль дороги какие то кучи щебенка и непонятные заводы, для асфальта что ли. Удивили 2 сбитые рядом собаки. Догавкались.
В Дмитриев въехал и сразу попал в прошлый век. Дома полуразрушены, дорога в хлам. Следуя по главной повернул и далее вперед по более качественной бетонке, тыдыкая на стыках. Вражеский агрегат, навигатор, который скоро получит новую кличку, фашист, попытался завести меня в не туда. Но как то мозг сообразил, что дорога на трассу, не может проходить по переулкам, где и человек то редко показывается. Поехал прямо, нет он мне опять поворот. Остановился посмотреть повнимательнее, и решил ехать пока дорога не кончится по прямой. Еще один квартал и дорога свернула на мостик и пошла в гору, Дмитриев как таковой кончился, началась деревня Крупец. Здесь на остановке первый раз остановился, отзвонился домой, а то скоро роуминг наступит. Было около 11 часов.
По прежнему прохладно и пасмурно, хотя нарукавники и чулки снял. Стрескал сникерс и поехал дальше.
На пересечении с трассой из Железногорска, стоит кафе, не знаю, на сколько рабочее, все какое то заброшенное. Зато дорога удивила своей новизной и качеством, я то думал тут раздолбанная бетонка.
В общем, то так оно и было. Всего несколько километров хорошего асфальта, потом появились дорожные рабочие, даже в праздник вкалывают. А потом результаты их деятельности или бездеятельности: Все виды асфальта, грейдера, грунтовка и старая добрая бетонка. Кое где она меня поразила: бетонная плита в четыре ряда усеянная дырами, на всем протяжении, и так сотня метров.
Обстреляли ее что ли?
Дорога слегка холмистая, но если бы была качественной этого бы и не заметил. А тут, выворачивая по щебенке на горку, сорвал коленку. Но до поворота на Фатеевку, доехал.
Дорога на против, теоретически вела в Севск, сильно сокращая дорогу. На остановке, у перекрестка, стоял бородатый мужик, у которого я и спросил дорогу. Видимо мужик этот из староверов, поскольку Севск когда то был чуть ли не столицей в нашем регионе. Мужик раза три объяснил как проехать, да еще до перекрестка довел, потом спросил имя, сказал что помолится за меня. Благословил короче. Походу это помогло.
По описанию, проехал через деревню, по очень симпатичной тихой асфальтированной дороге,. За лесом, появилась первая деревня. Потом сразу вторая. Дорога повернула направо, я за ней, до конца деревни, где еще сохранились остатки фермы слева и две водонапорные башни. Несколько метров асфальта влево и съезд перешел в нужную мне грунтовку, так что карты немного звездят.
Дорога это самая та, потому что дальше она одна единственная, прямая как автобан, ну насколько это возможно для грунтовки. Красиво вокруг и тихо. Но дорога накатана, люди ею пользуются.
На границе областей в районе ЛЭП, обнаружилась засека, наваленные столы деревьев, через дорогу, рядом объезд. Перегородить поле еще никому не удавалось. Рядом лежал поваленный щит, объясняющий эту затею.
Африканская чума. Вот таким не хитрым способом, власти пытались предотвратить ее распространение.
Дальше дорога вывела на окраину д. Доброводье. Прекрасная грунтовка превратилась в убитый асфальт, оставшийся от советских времен. Посреди этой деревни, в одном месте, уж не знаю чем оно отличилась, лежит пешеходный переход, от одного дома к другому.
За деревней дорога стала получше, но только относительно этой самой дороги. Она идет по прямой, а фашист, решил что я должен повернуть, я правда не нашел куда, и почему я должен бросать асфальтовую дорогу ради непонятного грунтового объезда.
Долго ли коротко ли, через очистные сооружения, и мост через реку Сев, я въехал в Севск, прямо на главную улицу Ленина.Севск - древний город.
Первое упоминание о нем относится к 1146 году. Атмосфера старинного города ощущается в Севске, пожалуй, как нигде в других городах области. В Севске сохранились в той или иной степени 7 церквей, а жилая и общественная застройка XIX века занимает почти всю центральную часть города.
В южной части улицы Ленина находится церковь Петра и Павла, возведенная на рубеже XVIII-XIX веков.
Во дворе сфотографировал деревянный новодел, украшенный деревянными же узорами.
Я перекусил на автобусной остановке, напротив дома отдыха, совсем рядом с городским, совсем малюсеньким парком, в котором из достопримечательностей, стояла лишь
гипсовая статуя гармониста и евойной крали.
Сейчас кстати, городского транспорта нет. Да и город маленький, а раньше был здесь даже монетный двор. С тех пор как заснул.
Дальше собор Троицкого монастыря с колокольней (XIX век). Купол кажется тяжеловесным и немного не в тему.
Улица заканчивается неожиданно большой площадью, где видимо могут собраться все семь с половиной тысяч жителей. Помимо здания справа, как будто милиции и громадины долгостроя впереди, над всем возвышается колокольня взорванного Успенского собора (начало XIX века). Когда я подъехал, куранты заиграли мелодию, неожиданно и приятно.
Город готовился к празднику, неспешно и без суеты. Я же объехал колокольню слева, оказалось площадь стоит на холме, поэтому после короткого спуска я оказался под крутыми склонами вала, древнего города, где даже заезд угадывался. На склонах вала, белым написано количество городских лет.
Там же, за рекой, в бывшей Бобыльской слободе, можно обнаружить и сильно разрушенную церковь Михаила Архангела начала XIX века.
В стороне еще была видна одна церковь, блестящая веселенькой новой краской, но я продолжил ехать по прямой, по не очень хорошему асфальту. Город кончился, но он продолжался Стрелецкой слободой, где на развилке стоял необычный своей не традиционностью памятник односельчанам, изображавшем, то ли лебедей, то ли журавлей, с реактивным выхлопом из под хвоста и не понятно откуда взявшемся мусульманским месяцем со звездой, над скачущем над горами абреком на белом коне, на гранитной плите.
«Фашист» вел влево как по самой прямой дороге. На его карте был показан асфальт. На самом деле булыжник на небольшом подъемчике и грунтовка идущая по деревне, нормальная дорога шла прямо, а потом под 90 градусами выходила на трассу. Поехал по короткой дороге. Протарахтел по колдобинам, перед колхозниками, курами и иной скотиной, и уперся в аллею, где дорога вильнув влево, пошла вдоль деревьев по полю. Через километр, я снова выскочил на асфальт утираю пот со лба.
Еще несколько километров и я пересек трассу: Москва – Киев, и направился в Трубчевск. На карте Брянской области, дорога показана, как партизанская тропа. На самом деле уже лет 15 здесь хорошая дорога, лучшая из тех, что я в Брянской области видел. Ближе к Суземке он только улучшался. До сего города было километров 30, но за день я уже очень подустал, да еще колено, раздергалось на Брянских грунтовках и теперь ныло не переставая. Вот же гадство, в первый же день травму получить. Поэтому ехал медленно и за это время останавливался раза три, столько же сколько за все предыдущее время.
В селе Княгинино полюбовался стелой с названием и портретом Ленина над ней. Вот приколисты. С советских времен небось стоит. И ничего.
Наконец въехал в этот город с названием, почему то напоминающим север, или Сибирь, с их Воркутами и Вилюями. Ну не знаю почему.
Город я либо по окраине объехал, либо он весь такой убогий, однако люди живут, и похоже живут нормально. Дети бегают.
Думал придется петлять, ничего подобного. По прямой выехал к жд переезду, где как раз опустился шлагбаум, но подъехав ближе, был пропущен железнодорожником, бдящем в будке. Хороший человек.
Дальше дорога пошла по лесу. Наконец то брянские леса. С одно стороны, а с другой железка. В Веселом, меня обнаружил катающийся подросток и решил меня поразиться умением быстро оттормаживаться. Ну повесилил. Еле выехал за населенку и стал, в обалденном соснячке.
Поставил палатку,
и только расположился, как выглянуло солнце. Обалдеть, красота.
Если бы не колено. Его смазал погуще быстрым гелем и на этом рабочий день закончился. Слава Богу.
Проехал 200 км
2 мая
С утра дорога просто великолепна. Хороший асфальт вьется по сосновым лесам, по макушкам которого золотится солнце. Не дорога, сказка. Настоящая европейская велодорожка. Правда, еду как будто все время в гору, с усилием.
Велодорожка с русским акцентом. Через час у дороги образовался мемориал: Партизанская поляна.
Сначала проскочил, потом заметил, в глубине леса еще землянку, решил отдохнуть и посмотреть. Землянки сделаны из бетонных блоков, что бы дерево не сгнило.
Между землянками окопы, как положено зигзагом. Само собой у дороги памятник, есть даже имитация вечного огня, за которым угли от настоящего, а заодно и мусор. Потомки партизан видимо фрицев не боятся.
Часа через три лес кончился и я въехал в Трубчевск, сначала на станцию,
потом пересек мост через Десну
и оказался в собственно самом городе. Расположен он на высоком берегу и пришлось попыхтеть немного, что бы забраться на верх.
И снова я оказался на главной улице города, с тысячелетней историей. Трубчевск – один из древнейших городов российского государства. Стольный город Всеволода Буй-Тура, сторожевая крепость засечной черты, город, давший имя княжеской династии Трубецких.
Несмотря на то, что в городе множество домов 19ого, а то и 17-18 века, выглядят они как то обычно, и если не знать что искать, то никогда не угадаешь где памятник, а где просто развалина. Внимание привлекла пожарная каланча 1894 г. Выпуска. Тут сразу и видна и дата подписана.
Но сюда я ехал не за этим. Волновался смогу ли найти местный Первомайский сад, расположенный на месте древней крепости. Но оказалось зря. Улица вывела на площадь, вправо от которой тоже шла довольно широкая, кажется улица Урицкого. В конце которой видны ворота, а за ними парк.
Рядом с парком и в парке церкви, в количестве 3 штук. А так же детская площадка, и непонятное сооружение типа кафе. Есть и туалеты, так что цивилизованно даже очень. Есть в парке памятник 1000 летия Трубчевску, изображавшему Бояна, того самого который по легенде написал «Слово о полке Игореве».
Так что объехал я получается за эти годы, все места связанные с этим произведением, кроме самого места битвы. Может пора уже книжку то и прочитать?
Так что вот я сфотографировался с Бояном
.
Еще на подъезде к парку видна большая белая церковь, Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен у древнего посадского рва, на бывшей Ярмарочной площади Соборной горы. Известно, что церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы стояла на этом месте до Смутного времени, и была сожжена при разорении Трубчевска польским гетманом Жолкевским в 1618 г.
Перед храмом, почему то памятник Горькому.
В глубине находится Свято-Троицкий Собор
входит в зону Княжеского замка и посада глубокой старины, является частью исторической застройки Соборной горы. Уникальное здание древнейшего на Брянщине собора – «каменная книга» истории города. Вероятнее всего, расцвет Трубчевска совпадает со строительством храма и датируется второй половиной XII – первой половиной XIII в. Освящение церкви как соборного храма знаменует освобождение города от польских захватчиков, а его реставрация и возобновление богослужебных традиций в настоящее время свидетельствует о новом возрождении. Собор - главное украшение, символ и сердце Трубчевска.
Перед парком, еще один полуразрушенный храм, который только собираются восстанавливать. Преображенская церковь
стоит на посадской стороне острожного вала. В Трубчевске её называют "костёлом". В. А. Падин упоминает выложенную арабскими цифрами дату постройки "1640" на одном из фасадов и легенду о том, что для его фундаментов использовались надгробные плиты православного кладбища.
Смотровой площадки, с которой видны Деснянские дали как таковой нет. Можно разглядеть кое что сквозь ветви, но фотоаппарат не берет.
После осмотра парка, его древних и не очень достопримечательностей, рыбок например,
я выбрался снова на главную дорогу и со второй попытки,
в виду еще одной церкви, закупился в магазине ряженкой и сладкими слойками.
Выглянуло солнце, и несмотря на то, что было всего девять часов, стало жарко, я снял ветровку, но как только поехал, снова одел, холодно.
Местность как и предполагал сильно пересеченная, все время с горки на горку. Вокруг много лесов и Мироторга, а вот Десну видел всего два раза.
На одном из спуске, из за дрянного асфальта, соскочил на обочину, и почти сразу, почувствовал, что переднее колесо спустило. Пока я его проверял, остаток воздуха вышел на глазах.
Пришлось бортироваться. Прокол нашел сразу как только подкачал немного камеру. Проверил покрышку. В ней сидел небольшой металлический шип, стружка, типа кончика шила или большой иглы. В общем у моей покрышки не было шанса.
Я потом эти сорок минут вспоминал, когда ехал от Фатежа в Курск, их то как раз и не хватало. Ну да это дело житейское.
Поставил запасную камеру, накачал колесо, прислушался. Вроде все в порядке, можно ехать.
Дорога свернула на трассу, а я поехал по более спокойной и прямой дороге, через Лопушь, небольшое село, которое в плане присутствия магазинов, оказалось более цивильное, чем соседние Выгоничи.
На подъеме к Выгоничам, стоит памятник ВОВ, возле которого дежурили 2 девчонки, исполняя неизвестно чей приказ, о круглосуточном дежурстве. Граница, мало ли что. Я им козырнул, они мне помахали.
В Выгоничах, пообедал фасолью, купленной в маленьком магазинчике. Стоит она здесь, как и в Брянске в «Пятерочке».
До Брянска еще 26 км, которые и были преодолены часам к двум. Въезд облагорожен ремонтом, и тут же возросшим трафиком. Жуть короче. Сфотографировался у стеллы с названием города
и поехал осматривать достопримечательности, причем первую, монастырь, прямо у черты города я пропустил, насмотрелся когда то на них.
Повернув по улице Карачижской, тихой и малозагруженной, состоящей из одноэтажных домиков. Заправился здесь водой из колонки, и свернул на ул. Урицкого, Красной армии а потом вдруг вывернула на широченный Ленинский проспект, на котором гремела из динамиков музыка. Наконец то первая улица которая соответствует статусу областного города, до сих пор то все выглядело деревня деревней.
А вот и первая достопримечательность. Памятник Тютчеву, чье имение было недалеко от Брянска, в Овстуге.
Далее по улицы возвышается кафедральный Троицкий собор. В лучах солнца, выглядит просто блестяще, хороший ориентир.
Его территорию, жители Брянска, используют как парк. Хорошо, что выглянуло солнце, а то в велокурской футболке, пофорсить не удалось бы.
За собором, свернул в маленький переулочек, проконсультировавшись с аборигеном, проехал вдоль забора собора и свернув вправо увидел дом с двумя башнями, с желтыми под золото крышами и крестами на них. Тоже храм?
От него дорога шла вниз, и неприметный без указателей поворот вверх и вправо, там где то я видел шпиль памятника на Покровской горе, месте где был расположен Дебрянск в 12 веке.
Через Покровский собор,
попал в парк, где меня встретили пушки Брянского арсенала,
воевавшие и в 1812 году и в русско турецкой войне и обороне Севастополя.
На самой оконечности холма, стоит высокий памятник 1000 летия Брянска,
а у его подножия Пересвет, и тот же Боян, только молодой.
С мыса открывается вид на город, вернее на его совсем небольшой участок.
Осмотревшись, вернулся к Троицкому собору, и проехав несколько сотен метров по проспекту, увидел последнюю из запланированных достопримечательностей, самую красивую, хоть и молоду 1904 года рождения церковь Брянска –
Спасо Гробовская, небольшая, сложенная из красного кирпича, всеми своими куполами тянущаяся вверх, как ракета.
Здесь я встретил автобус, который привез туристов на покровскую гору, где я их уже видел. Он не остановившись проехал мимо, а я вспомнил, почему не люблю такие экскурсии.
Все дела в Брянске я закончил, поесть бы теперь, фасоль как то неожиданно не дала положительного эффекта сытости. Мяса хочу.
Вбил в навигатор путь домой, и этот гад совершенно правильно показал, что мне ехать нужно обратно. Так что я снова оказался перед тем самым желтым домиком с башнями, но в этот раз поехал вниз, по односторонней Арсенальной улице, естественно на встречу движению, которого впрочем не случилось.
Почти сразу выскочил на еще одну магистральную улицу Калинина, правда дома были уже обычные ,даже одноэтажные, имперский стиль похоже закончился на одной единственной улице, хотя проезжая мимо Гагаринской лестницы, ведущей от ул. Ленина в парк с фонтанами, похоже на берегу Десны, это не бросилось в глаза.
Снова пересек мост через Десну. Здесь она шире. Но не намного красивее. И на выезде очередное чудо, растрогавшее до слез. «Линия», такая же как у нас на ул.Октябрьской.
Все таки с голодухе в магазине делать нечего. Понабрал, готовых ,куриных ножек, домашних колбас, салатов и картошки. Потом вспомнил, что дорога идет километров 150 через Брянский лес, и взял еще пару консервов и хлеба. А заодно воды и на утро ряженки. Доведя вес своего рюкзака до привычных 15-16 кг. Нет не надо ходить в магазин голодным. Хотя как не странно я все это съел.
Пока набивал рюкзак, наблюдал, как люди готовятся на пикники и шашлыки. Иэх. А я щас в парке, на лавочке стрескаю картошечки мясца и салатика. Что и сделал почти сразу. Еле доел, а салатик на вечер оставил, вместе с колбаской.
Потяжелев, сытый и довольный выехал наконец из города. Трасса загружена до ужаса, но широкая и с асфальтированной полосой обочины. В одном месте дорога делает не понятную развязку. Наплевал, поехал по прямой.
Потом остановился у памятника водителям.
Да, водилы оторвались, есть где посигналить. Рядом стоят гаишники и видимо штрафуют, за подачу сигнала.
Наконец повернул на трассу Москва- Киев. Дорога пошла в горочку, а ветер задул в лоб. Еду медленно медленно. Трафик большой.
Проковыляв сколько время позволило, остановился в 20 км от Навли.
Снова сосновый лес, краше прежнего. Походив по нему немного, стал в ложбинке, между холмиками, укрывшись от дороги.
Под палаткой мягкий мох, спать было обалденно.
Сытно поел, еще раз, хотя ел часа три четыре до этого. Все вошло без труда.
Проехал 170 км
3 мая
Самый короткий и самый насыщенный день. Нового мало, в плане географическом, но в плане метеорологическом я так и не дождался когда он кончится.
С утра хорошая дорога при подъезде к Навли кончилась, снова скорость снизилась, ветер потихоньку нарастал. Встречный. Тягуны и горочки. Но с утра силы есть, пыхтю потихоньку. До Навли насчитал 2 кафе и магазин. Города по дороге рядом, либо выдвигают форпосты на дорогу.
После Навли дорога улучшилась. Навстречу попались еще магазины. В общем мое беспокойство насчет отсутствия еды и особенно воды оказались напрасны. В общем лесные места оказались самые густо населенные.
Влево – вправо отходили, дороги и дорожки, указатели манили необычными названиями. Мосты перекинуты, через мутные небольшие речки, в том числе и через Неруссу- границу русских земель.
Указатель на Локоть повеселил. Стоит огромная стелла как при въезде в город, а сам он в нескольких километрах от трассы. Близок Локоть, а не укусишь.
Ближе к Севску дорога снова ухудшилась, да еще идет по полям, никакой тебе лесной романтики.
Небо хмурится. Выбравшееся на горизонт вроде солнышко, спряталось в облаках. В Севске, уже ставшем родным, вообще пошел дождь. А у меня впереди кусок грунтовки. Рассиживаться некогда. Перекусив на той же остановке, что и первый раз, ломанул мимо воскресного рынка. Конечно обратная дорога кажется короче, но ветер уже стал убойный. Хотя благодаря тому что я повернул, он перестал дуть в лицо. Снова раздолбаная улица деревень и наконец то виднеется грунт за околицей. А дождик уже перестал капать и начал лить. Одел чехол на рюкзак, оделся сам. Дождик то переставал, то шел, набирая силу к Курской области. Ехать это не мешало, он пока только пыль прибил, а вот выскочив на асфальт, до трассы я ехал уже под ливнем, и даже под мелким градом. Он еще шел когда я продолжил движение к Дмитриеву, той же дорогой. Через Фатеевку не рискнул, там тоже должен был быть кусок грунтов. Который мог уже размокнуть.
Дорога до Дмитриева и так задница, а теперь мокрая, грязная и холодная. Дождь прекратился, но грязь осталась. Засрался по уши. Еле дождался поворота и дотянув до Крупца, сел поесть. Пока ел замерз, решил утеплиться.
Дмитриев проехал по сухому. Но как только выехал, снова начало капать. Если бы не так близко от дома, в Генеральшино, по сухому встал бы на стоянку. А тут и рано еще и ехать можно. Но решение ехать по м2 не лучшее, да глупое честно сказать.
Дождь набирал и набирал силу. Очки пришлось снять. Ливневку надеть. У Линца подивился рыбакам, которые делали свое мокрое дело. «Психи»,- подумал я. «Псих», - подумали рыбаки.
Снова хотелось есть. Сосу конфетки, от нервов помогает. Ехать все жутче, машин море, боюсь даже представить, что будет позже.
Наконец въехал в Фатеж. Поток сразу схлынул, все поехали по объездной. Дороги города расширили и благоустроили. На перекрестке отгрохали гостиницу. Стало в общем чище и лучше, даже парк посветлел. Но когда то шумный город превратился в тихий провинциальный закуток. На выезде решил заехать на ТНК, поддержать традицию. Пока ждал кофе и хот дог, вступил в полемику с заправщиком, ляпнувшим, что у них эти хот доги никогда не переведутся. Наивный.
Пока ел, опять влил дождь. Отзвонился домой, сказал, что ночевать не буду, еду домой. Собрался в ночное, фонари врубил, светоотражающую накидку одел. Тронулся в путь. Темнело быстро. А тут снова влил дождь. Свет фонаря рассеивался в струях дождя и на дороге, и без проходящих машин вообще не видно обочины. В общем то это был идиотизм, ехать в такую погоду по этой дороге.
Раз, у меня в мозгу перемкнуло, не мог понять, куда после спуска, ехать на горку надо, такое впечатление было, что машины, просто падают сверху.
Однажды фура смела меня таки, слава Богу, что потокам воздуха. Влетел в обочину и застрял. Еле выбрался назад, проклиная водилу, но может не так и виноват, дождь и ему мог мешать тоже. Дальше еду как можно ближе к обочине, но белая линия почти стерлась, а я ориентируюсь по ней. В обочину упираться тоже не хочется, кое где вниз лететь метр, а где и двадцать.
Доплелся уже в полной темноте до Больше Жирово, где передо мной тормознула знакомая машина. Жена спасительница, по такой погоде приехала спасать своего придурка. Как выяснилось, даже при хорошем освещении заметили меня чисто случайно, как мелькнувшее желтое пятно.
Ну вроде поход закончился. Не дали мне, что хорошо, совершить подвиг, проехать трехсотку в этот день. Посадка и погрузка в маленький седан, тоже вызвала некоторого напряжения и усилий.
А назад я ехал за рулем. И без того, уставшие ноги, свело судорогой. Редко когда удавалось включить пятую и ехать хотя бы близко к 80-90. Все больше 50-70. Простите меня те, кто километрами плелся за мной. И хорошо, что на зебру не вышел ни один пешеход, я бы его вряд ли заметил.
Проехал 240 км.