Отчет Карелия 2023
(Отчет с фотографиями в пдф:https://disk.yandex.ru/i/8LXZXUzla4ONlQ )
Велосипедный 2 к.с.
Маршрут: Медвежьегорск – Повенец – Чёлмужи- Пяльма - Пудож – Шальский – м. Бесов Нос- Нигижма-Гагукса- Муромский монастырь- оз. Тудозеро- Вытегра- Мегра- Ошта- Вознесенье- Шёлтозеро
Участвовали: 7 человек
Проводился: с 16 по 27 августа
Проехали: 556 км
День первый. 16 августа
Медвежьегорск – Повенец
В Медвежьегорск я приехал отдельно от всей команды и часа на три раньше. Поэтому, быстренько собрал вел и по известному адресу прокатился в кафе «Железнодорожник» на улице Артемьева, пообедать. Свернул в первый же поворот налево и через 4 дома я на месте. Вкусно. Не дорого. Народа было не протолкнешься. Пользуется популярностью. Да и конкурентов тут похоже ему нет.
Пообедал, а времени ждать еще много, решил съездить посмотреть главную достопримечательность Медвежьей Горы. Место где снимался фильм «Любовь и голуби». Вот сам от себя не ожидал, что я такой великий поклонник этого фильма, но оказывается я его чуть ли не наизусть знаю.
Ехать пришлось дальше по этой же улице, свернул по ее ходу вправо, потом влево, и по пешеходному мостику через парк железнодорожников, выехал на ул. К. Либкнехта. Свернул на лево. Где то эта улица превратилась в Октябрьскую, а когда забралась на небольшой холм, стала Верхней. Вот здесь, где улица берет правее, отворот влево вниз. Где на половине горы и стоит дом.
Опознается по голубятне в глубине двора.
Тут уже бродила семья туристов, и стояла хозяйка, которая разрешила осмотреть двор. Спасибо ей.
Вернулся тем же путем к вокзалу. Здесь есть и «Пятерочка» и «Магнит». Но мне ничего нужно не было. Просто дождался команду, сидя на лавочке у фонтана.
Минут через 40 прибыли. Помог выгрузиться.
Поздоровались с Борисом и Аленой, познакомился с Олегом, Надеждой Ивановной, Еленой и Александром.
Довольно быстро собрались и загрузили велосипеды. Традиционно сфоткались у замечательного здания вокзала.
Дальше началось обычное катание туда-сюда. В музей жд транспорта, который в вагоне на вокзале находится. Потом в кафе, пообедал еще раз.
Потом в магазин, другой магазин, я в промежутке успел съездить в центр музей Беломорканала, он же по совместительству краеведческий, посмотреть, как работает. Работает хорошо. Но до 17 -00. А времени уже 16-45. Не попали мы туда
Наконец, покружив по городу, и сделав еще одну обязательную фотографию у памятника тов. Кирову, рядом с тем самым музеем, на главной площади Медвежьегорска,
поехали по главной, дальше, на север. У знака с названием населенного пункта, были уже ближе к 19 00. Благо, даже в августе здесь темнеет поздно.
Первая достопримечательность и остановка – кладбище Сандармох. В 19 км от вокзала, по дороге. Есть указатель в лес.
Там несколько памятников на месте расстрела репрессированных Гулага.
Если пройти чуть вперед по главной дорожке,
можно увидеть памятник архиепископу Курскому Дамиану, расстрелянному в 1937 г.
Здесь же небольшая деревянная часовня, поставленная уже в наши дни.
Когда выезжали оттуда, уже смеркалось. В Повенец въехали уже в темноте.
У Елены прямо на въезде, заклинило цепь, хорошо, что сразу под фонарем. И это был единственный фонарь который мигал. Но могло бы вообще не быть света и чиниться пришлось бы в темноте с фонариком.
Догнали группу уже на выезде из Повенца, у памятника ВОВ, и в стороне темным силуэтом в небе маячила необычная церковь.
В общем здесь и остановились. Перед церковью уже начинался Беломорканал. Посмотрели подход к воде. Из канала воду на готовку и брали.
Палатки разбили за церковью. С дровами беда. Заросли, дров нет, пока пролаз внутрь не нашел. Все в полной темноте. Фонарик у меня наученного опытом был под рукой. Но забарахлил контакт. Новый аккумулятор, оказался на пол миллиметра меньше чем нужно и болтался на контактах. Но наконец набрали и дров и воды. Часам к 12 ночи поужинали.
Проехали 27 км
День второй. 17 августа
Повенец – Чёлмужи
Днем оказалось, что стоим мы в очень приятном месте, рядом с необычной железобетонной церковью.
Собирались традиционно долго.
К тому же пошел дождь. Пересидели его в местном бункере, заодно перепаковались.
Пока собирались все, я отправился назад в музей Беломорканала. За школой повернул к ДК, напротив которого в административном здании и находится музей. Билет дешевый, но экскурсовода найти оказалось сложнее. Еще сложнее было уговорить ее провести экскурсию. Потому что команда, вроде бы уже собранная, почему то задерживалась. Билеты не дорогие, а бабушка экскурсовод очень колоритная и говорливая- Ванда Ксаверьевна Кузнецова. Музей небольшой, одна комната. Но с экскурсоводом более менее интересно и понятно. Для одного человека или для маленькой группы проводить экскурсию откажется.
Из Повенца выехали уже к обеду. Есть хочется. И снова остановка прямо за церковью, где мы ночевали. Пересекаем Беломорканал. Как не сфоткатся.
Дальше дорога идет по лесу. Хороший качественный асфальт. Мало машин.
Вдоль дороги множество Братских могил, памятников ВОВ.
На один такой памятник, в 7 км от канала, заехали, почтили память погибших.
А потом за памятником в лесу накинулись на чернику. Не сказать, что много. Но клевали по ягодке с полчаса. Оголодали все. Жизнь есть жизнь.
Потом снова приятная дорога. Солнечный теплый день. Рядом хорошие люди, что еще нужно для счастья? Вдоль дороги на обочине множество валунов, которые туда стащили видимо при строительстве дороги. Проезжающие люди ставят их один на другой, пытаясь возродить языческие традиции. Ну чем бы дитя не тешилось…
Приехали в деревню Габсельга.
Главной достопримечательностью которой был магазин типа сельпо. Зашел, как будто в детство попал, к бабушке. Наконец то пообедали.
А деревня потихоньку умирает. Здорово 90е, да 2000 прошлись не хуже войны. Дома в развалинах. Только восстанавливать не кому. Людей мало.
Время уже третий час, когда, набив животы, двинули дальше. И снова не далеко. Острый глаз руководителя, засек клюквенное болото. И движение стало. Команда пошла собирать клюкву.
Следующие 20 км прошли без приключений. А потом наша супербабушка сложилась и крепко приложилась об асфальт.
Команда оперативно оказала первую медицинскую помощь, потерпевшего окружили вниманием, добротой и лаской. Так что все обошлось. Крепкий организм бывшей спортсменки, поборол временное недомогание и когда мы приехали в Челмужи,
никто бы не догадался, что она недавно лежала постанывая на обочине.
Остановились в первом же магазине. За ним обнаружился колодец с вкусной водой. Потом еще один, на берегу реки. Народ попрыгал купаться. Кто то пошел опять в магазин за мороженкой. Пришли местные и тоже начали купаться, отчаянно разговаривая матом. Оказалось, что земляки из Железногорска. Мдя.
Искупавшись, пересекли мост и по прежнему по селу, едем к деревянной церкви.
Богоявленская церковь стоит на берегу Ладожского озера.
Кроме красоты и древности деревянного зодчества, а так же красоты места
, знаменито это место еще одним. На церковном кладбище находится чугунный крест, который местные жители поставили на могиле учителя работавшего в школе в конце 19 в. В благодарность. Стоит до сих пор. А теперь почувствуйте разницу.
На обратном пути, едем по той же Рыбацкой улице. Солнце садится и пейзажи становятся еще красочнее. Останавливаемся то тут то там. Ох Карелия, такая Карелия, что ты с нами делаешь?
А дальше по лесу расположенному с юга от села, кружим по песчаным дорогам с намерением выехать на восточную Челмужинскую косу. Дороги не очень хорошие, но проходимы. Потом вообще выбрались на лесной автобан, который нас привел на северный берег косы, который заняла какая то частная база. Стоит шлагбаум и песец. Хозяин катается где то на лодке, без его разрешения проехать не можем. Вот как то так достопримечательности и побережья приватизируются. Причем верю, по документам будет все в порядке и это собственностью являться не будет. Но проехать ты все равно не сможешь. Напротив базы, по карте видим, должна быть та самая Богоявленская церковь.
В общем развернулись на южный берег косы, благо ехать меньше километра. Вот здесь уже песок жуткий. Еле продрались пешком на велосипедах. Есть объездная, чуть левее дорога, вроде даже машины проезжают, ведь откуда то они на берегу берутся?
Вдоль косы дорога продолжается. Берег зарос соснами. Много стоянок. Встали прямо как приехали. Лучше все равно площадки не нашли. Наконец то при свете дня и есть дрова. Хотя место посещаемое и под ногами хворост просто так не валяется. Но место хорошее. Рекомендую.
Проехали: 63 км
День третий. 18 августа
Чёлмужи- Пяльма
Утром встали рано и собрались быстро. Но выехали все равно ближе к полудню. Было время посмотреть местный пляж и понаслаждаться красотами.
Вечером лагерная суета не дает расслабиться в полной мере. Зато с утра пожалуйста. Хотя немного прохладно сегодня, пасмурно.
Некоторые острова на горизонте, кажется, просто парят в небе не касаясь воды.
По лесной дороге 5.5 км до асфальта и снова беззвучно пронеслись следующие 21 км до поворота на д. Пяльма. Которую нам описывали как глухую таежную деревушку.
Сильно удивились когда опять же по хорошему асфальту прикатили в вполне себе современный поселок с магазинами, в том числе и «Пятерочкой».
Остановились около него. Сели пообедали. Стало вроде потеплее, но куртки никто так и не снял.
Оказалось, что Пяльма, это конечно Пяльма, но до нужной Пяльмы нам еще ехать и ехать. И дорога от идеала была далека насколько возможно.
Вернулись обратно по прямой, мимо поворота по которому проехали. Ул. Дорожная. По грунтово- каменистой деревенской улицы приехали к устью р. Кодача. К нашей удаче через реку был проложен бревенчатый мост.
Который героические личности преодолели в седле, в том числе и наши новички, пусть и с третьего раза. А легендарные личности прошли пешком. Ибо не гоже велосипедам рамы ломать и колеса восьмерить на ровном месте, будут впереди еще не ровные места.
Далее дорога пошла вдоль берега озера. Иногда она обозначалась просто следами, колеей на пляже и несколькими кинутыми для сцепления колес с грунтом, вдоль и поперек палками. Я так понял, мы выбрали короткую дорогу. Но очень красивую.
Выкарабкавшись с пляжа, дорога некоторое время шла по лесному берегу, где встретилась огромная в два обхвата сосна.
А потом снова дорога по пляжу. Видите дорогу? Нет? А она есть.
И лучше бы ехали по ней. Потому что, когда свернули в лес, на дорогу, залитую грязью, с булыжниками и бревнами поперек, стало совсем весело.
Или дорога вдруг ушла под воду. Этакая яма 3 метра на полтора километра. (Шутка. Пока).
Так что немного неожиданно было, как после этого ухудшения дороги, мы выехали на обычный сельский тракт и почти сразу подъехали к мосту через реку Пяльма.
И сразу в обе сторону открылись просторы
и единственная видимая улица деревни. На берегу видна церковь и еще дома.
Мост уже не столь экстремальный. Вкатились на главную улицу села, мимо большого деревянного дома,
до маленького синего домика, предпоследнего здесь.
Живет удивительный человек Поташев Петр Алексеевич. В девяностые года, сначала спас деревню, а теперь развивает ее. Много чего порасказывал он. И как бабулям помогал, когда в деревне кроме них никого не осталось. И как церковь восстанавливал, а какие то нехорошие люди подаренный хорошими людьми колокол сперли. И как музей создавал, но мы его не увидели, потому что хозяева дома, который он восстановил, захотели его обратно себе. И музей теперь в коробках. А домов таких старинных он восстановил то ли 4 толи 5. Сам. На свои кровные. Собственными руками. И как в 90е ему удалось оформить в собственность хренову тучу гектаров леса вокруг, и теперь никому это не дает вырубить и лес, и живность сохраняется. И как он чуть ли не зимой босиком ходит. И пока проводил нам экскурсию по церкви. Про всех родственников рассказал. Уникальный человек.
Рассказал, он, что когда то по той лесной дороге, что мы прошли, автобус ходил. Невероятно.
Остановились мы в одном из восстановленных Петром Алексеевичем домов, который он превратил в гостевой. Когда вселялись, солнце село и холодно стало так, что зуб уже на зуб не попадал.
А ему хоть бы хны. Стоит босиком в футболочке. Так бы и слушали, и слушали, но есть и спать тоже надо.
Начали готовить на костре, но горелка в доме внезапно заработала и мы поели как цивильные люди в большой столовой. Рядом большая же скромная спальня. В коридоре разные вещи и утварь. Ночевали как в музее. Воду набирали из реки. Так все деревенские и делают.
А дверь в церкви запирается на веревочку из сказки: Дерни за веревочку дверь и откроется. Признаюсь, не догадался, подсказали. Давно сказку не читал.
Иконы в церкви, фотокопии, но как раз тех, что были здесь до революции.
Проехали 35 км
День четвертый. 19 августа
Пяльма- Пудож
Ох как же неохота было утром уезжать из этого места. Как вчера с берега озера, так сегодня из этой уютной деревни. Только только обживаться начали. Иэх.
Но собирались в общем то неторопясь. Нашли в сундуке записки посетителей. Там же родословная нашего хозяина. Написали свои пожелания и отзыв хозяину.
С утра солнышко. Тепло. Хорошо. А мы все сидим. Сначала в комнате.
Потом на крылечке, любуемся просторами.
Наконец выбрались.
На мосту Петр Алексеевич с женой и внуком рыбу ловит.
Первый раз вижу живого ельца. Город видел, теперь вот с его прототипом сподобился познакомиться. Еще трепыхается.
Нет, не хочется уезжать. Фоткаемся на память, опять фоткаемся.
Наконец выезжаем, назад через мост
и по берегу реки едем к трассе, здесь деревня продолжает. Из двора одного дома выехала машина с брянскими номерами. С гиканьем и улюлюканьем, бросились в погоню. И благодаря стремительному Олегу догнали. Ребята оказались из Севска, ну то есть и для меня почти земляки.
До трассы доехали быстро, недалеко. Проехали не долго и остановились на мосту через Пяльму.
Следующие десять километров проехали по хорошей трассы, до поворота на д. Пудожгорский. Подъехали к магазину, купили перекусить. У продавщиц спросили, есть ли дорога параллельная трассе. Сказали, что нет. Но на самом деле дорога есть, пусть и не очень хорошая, но проезжаемая.
Довольно быстро доехали до следующего села Римское. В этой церкви находится церковь Варлаама Хутынского. Ну вернее ее развалины. Алтарь прикрыт навесам, а все остальное потихоньку разрушается.
Мимо памятника погибшим в ВОВ,
выезжаем снова на трассу.
Но ненадолго. Через 5.5 км доехали до р. Туба. Вроде бы обычная карельская речка, ничего интересного. Но это не так.
По лесной дорожке, через светлую полянку выехали на скальный берег стремительной Тубы. Красота неописуемая. Если бы я был один и неограничен во времени, разбил бы лагерь и просто сидел на берегу реки и любовался весь день.
Но тогда пришлось бы слишком часто останавливаться. Потому что после зависания на берегу, мы проехали по дороге дальше. Здесь она посложнее,
каменистая, кое где даже триалили, а на обратном пути и пешком шли.
И вот мы на берегу Онежского озера. Таким его нам рисуют рекламные проспекты, таким представляется нам классическая Карелия. Пологий. гранитный берег вылизанный ледниками и водой озера, сосновый лес на самом берегу, сочетание заливов и мысов.
Красиво, до боли. А вместе с солнечной теплой погодой просто Рай.
Сходили к устью р. Туба, прогулялись по берегу, как потерянные. Как то само собой, собрались на выдающемся в озеро мысу с маленькой сосной. Тут Олег удивил еще раз. Достал, индейскую дудку и извлек звук, который гармонично наложился на пейзаж. И полилась простенькая чарующая мелодия откуда то из Южной Америки. А мы как загипнотизированные сидели, смотрели и слушали.
Конечно потом все попробовали подудеть. И хоть и Олег не был профессионалом в этом деле, но у него получалось лучше всех.
Вот еще одно место из которого не хочется уезжать. По моему это самая частая фраза или мысль которая звучит в Карелии.
А чуть в сторону от берега, чудесный сосновый лес, с валунами на полянках. Стой не хочу. И дров навалом, и кострища готовые. Но надо ехать.
Назад как я и сказал, ехать было немного в гору, поэтому иногда приходилось толкать велосипед пешком.
Когда ехали к озеру, встретили парня с дредами. Поздоровались и разошлись. А на обратном пути увидели его разбившего палатку недалеко от трассы, на свертке в лес. Ребятам стало любопытно, как он сюда добрался. Олег подъехал поговорить, тот сказал, что автостопом.
Ну поговорили и поговорили, поехали дальше. А следующий километр до трассы Олег еле дотелепал. Цепь и до этого у него сбоила, но прокрутив десяток раз в холостую, она цепляла звезду и Олег ехал. А тут ей пришел окончательный звездец. Хотя велосипеды прошли ТО. Но мастер вряд ли вынимал и чистил втулку, у меня такое было. Но что бы починить, и ключи нужны, и масло. Ни того ни другого у нас не было.
Не помню уже почему, но Олег решил вернуться и спросить помощи у этого парня. А мы поехали дальше. Через 9 км от моста р. Туба, свернули в с. Песчаное, идущее параллельно трассе. Когда то там была деревянная часовня. В памяти не отложилась, видимо совсем развалилась. А вод деревенька глухая, но симпатичная. Есть новые дома. Старые правда, некоторые уже не жилые и с разбитыми окнами. Тут же памятник погибшим в ВОВ. На следующем повороте на столбе самолетик.
Но магазина в деревне не оказалось, хотя он и предполагался. Остановились возле красиво расписанного, с разбитыми в палисаднике клумбами. Но хозяйка отказалась продать даже огурцы, сославшись, что урожай дожди залили.
В общем выехали за деревню и у трассы пообедали чем Бог до этого послал, и подождали Олега.
Не дождались, поехали дальше. Но в конце концов он нас догнал. Радости было, как будто неделю не виделись.
Олег рассказал такую историю. Оказалось, парень соврал, и приехал на велосипеде. Катается уже два месяца, вокруг озера, людей избегает, а питается одной овсянкой и хлебом с майонезом. Зато у него оказался полный набор ключей. С их помощью они разобрали заднее колесо и маслом, долго и упорно выдавили грязь из втулки. Вел заработал и покатил. Найти человека с ключами и умением произвести не самый простой ремонт посреди леса, сродни чуду. Спасибо ему.
В общем едем дальше с Олегом. Зато вперед уходит наша супербабушка, которая если едет одна, хрен доедешь. Спортивное прошлое сказывается. Так же как и подсознательное стремление стряхнуть с колеса, когда едет в группе, тоже. Ехать за ней спокойно невозможно.
Солнце садится, холодает. Потихоньку утепляемся. К р. Рагнукса подъезжаем уже в куртках и штанах.
В сумерках приехали в Пудож.
Дальше медленно тащимся по небольшому городку, останавливаемся у магазина. Пока там стояли, я замерз вусмерть. Надо было одевать все вещи.
Олег купил жвачку в магазине, отдал мне фольгу. Я вставил ее в фонарик и ура, я снова со светом. В таком режиме, без фонаря, ездить смерти подобно.
Наконец, закупившись всем всем всем, выехали на квартиру, которую заказали заранее. Пока ехали, остановились у указателя какого то сфотографироваться.
Я слезал с велосипеда и просто упал. Спросили, что случилось, ответил замерз. И правда, как одеревенел. До этого я падал с этого велосипеда только один раз. Как раз после вопроса, как это я с контактными педалями не падаю.
Ну хоть не убился. Вообще поход оказался очень падучий.
Доехали до ул. Пушкина в полной темноте, где наконец то вселились к добрым хозяевам. Двор большой, все велосипеды разместились с комфортом. Описание кайфа душа и домашнего обеда, не передаваемо.
Окончательно разобрались и разошлись далеко заполночь.
Проехали 93 км
День пятый. 20 августа
Пудож – Шальский – р. Дальняя Мадожа
Надо ли говорить, что и из этого места уезжать тоже не хотелось? Особенно когда вышли в чистый уютный двор. С качелями, цветочками и все такое. Бросать такую родную спаленку, розовый диванчик в гостиной.
Утро как всегда начинается с ТО. У всех все отваливается, слава Богу по мелочам. У меня перестала закидываться цепь на большую звезду. Но на асфальте можно сделать это ручками, а на грунтах она вообще не нужна. Местность относительно плоская, передним переклюком можно вообще не работать.
Утром тепло, становится даже жарко к моменту выезда.
Попрощались с хозяевами, но выехали не далеко. До музея.
Музей создан энтузиастом. И такие же люди работают здесь.
Вообще то я не очень люблю таскаться по музеям. Особенно по старым, пыльным, провинциальным.
Может и зря. А еще здесь продают магнитики.
И еще интересно, что глядя на затухающие разваливающиеся деревни, нам кажется, что это был всегда глухой забитый край. И только в музее узнаешь, что народу здесь жило не меряно. Жили богато, по сравнению с более южной Россией, и вообще если посмотреть на карту, как раз эти места и были центром России несколько сотен лет.
И в этом музее много чего есть интересного.
Наконец покинули и музей, но не Пудож. Пришлось заехать в магазин, закупились на два дня, поскольку магазинов могло дальше не предвидеться.
На выезде из Пудожа расположено богатое подворье Муромского монастыря, куда мы так же планируем завернуть.
Пудож покинули уже в районе обеда.
Обязательное фото на мосту через р. Водла
и поворот на Шальское. Проехали д. Филимоновское. Асфальт хороший, движение слабое.
В районе д. Бочилово встретилась река, которая и брянцам напомнила их родные места. На брянщине таких речушек много. Течения нет никакого, как будто это длинное вытянутое болото.
Места приятные для проживания, поэтому во многих местах на берегу реки стоят новые дома, спрятанные за зеленкой, в глаза не бросаются.
Поворот на Шальский в д. Семеново, указатель 8 км. Прямо на повороте стоит дом на котором висит табличка, что в этой деревне жил сказитель Конашков. Лучшими из былин Ф. А. Конашкова признаются «Садко», «Илья Муромец и голи кабацкие», «Добрыня и Змей» и «Михайло Потык», другие былины о русских богатырях.
Дорога вывела на мост через протоку, деревня как на ладони со стороне реки.
Дальше до Шальского дорога идет вдоль реки и упирается прямо в магазин. Зашли конечно в этот самый последний магазин.
Продолжаем ехать по главной, асфальтовой дороге, между рекой и домами,
следуя ее изгибам и по Октябрьской улице выехали через сосновый лес на берег Ладожского озера. Ну выехали громко сказано. Еще в деревне начался песок, а за деревней он просто не проезжаем, хотя и проходим. Так пешком и вышли на берег.
Полюбовавшись просторами поехали по самому берегу. Я на своих полу-сликах, вообще могу ехать только по кромке воды.
Но первые пять километров от села, песок плотный, или есть следы от машин, по которым можно ехать относительно комфортно.
Но местами можно ехать только по воде, зарываясь по втулки. Кто то обходит по болоту пешком, ближе к лесу.
И вдруг объезжая очередную скалу, дорога уходит в лес. Здесь еще стоят лагерем автолюбители. На полном приводе можно проехать. А дальше их нет. И становится понятно почему. Почти сразу начинается грязная дорога, в грязи которой набиты камни.
Ехать не возможно, и идти трудно. Тащишь за рога вел, по щиколотку в грязной жижи. Я такой звезданутой дороги и не видел больше. Стала она как эталон «жопы». И по карте нам идти по ней было еще километров восемь. Хорошо, что наш руководитель все таки сориентировался и нас догнал метров через восемьсот. Оказалось, мы пошли не туда. Пришлось идти эти восемьсот метров назад. Но делать это было более приятно. Новая дорога, развилку которой мы пропустили, шла правее, ближе к берегу.
Тоже хреновенькая, но по обочине можно как то пройти.
Потом спустились по песчаной горке на пляж.
Ехать по нему уже хуже. И чем дальше, тем ехать хуже. А поначалу просто упоительно, несешься по воде, брызги в стороны. Красота. Ни следа от этого кайфа не осталось.
Солнце садится уже.
Но на закате и сил уже нет. Садимся на бревнышко перекусить. Да так и сидим.
По карте впереди у нас широкая река, и как ее преодолевать по потемкам не понятно. Хорошо, что прямо на месте нашего великого сиденья обнаружилась рыбацкая изба. Вторая уже кстати. Первая была закрыта. Эта открыта. Все очень чисто и аккуратно. Решили остановиться здесь. Но до самого последнего в дом не заходили и не занимали, дабы если вернутся хозяева, не огрести, гостеприимства.
Место шикарное. Кострище оборудовано.
Дрова есть. Только наколоть надо. Опять все это делаем в потемках, до поздней ночи.
Хозяева так и не появились. Спим в доме. Опять. Такого похода я что то не припомню.
Проехали: 45 км
День шестой. 21 августа
р. Дальняя Мадожа- мыс. Бесов нос
Вообще то у нас по плану сегодня дневка. Поэтому в дорогу встали попозже, т.е. как всегда. И таки, да, это еще одно место которое не хочется покидать. И не одному мне. Ночевка в избушке, на берегу озера, в сосновом лесу, куда не ведет ни одна дорога, романтика.
Правда, зачем мы палатки в этот поход брали вообще не понятно.
Так что мы, не торопясь едим, веселимся,
устраиваем экскурсию на реку, которая в двух шагах от домика. С берега видно устье, которое тоже рядом. Выглядит широким, но глубокое ли?
Сегодня дежурю я. Пришлось искупаться наконец то. Что бы набрать воды без песка надо раздеться до пояса и идти далеко- далеко. Когда зачерпнул котелки и возвращался, пальцы от холода скрючило. А надо еще набрать котелок и брезентовое ведро. На скрюченых пальцах иду назад. Кажется, километр прошел, повернулся, берег вот он, рядом. Вспомнил, как купались в это время в прошлом году, по два три раза в день. Нет, теперь это не наш метод. Хорошо, волны, еще не разгулялись с утра. А то бы или песка набрал, или одежду замочил.
Вышли все таки сегодня немного пораньше.
Погода хорошая, солнечно, но ветер.
Приключения начались почти сразу. Речка оказалась в устье не широкой и мелкой. Только в самой середине прорыта течением канава, куда эпично и рухнул наш предводитель, личным примером показывая, куда ехать не надо. А надо идти пешком.
В общем, все остальные так и сделали.
Потом обходя очередную скалу, на этой скале благополучно и застряли, для фотосессии и любования видами.
Ну в общем то для этого и приехали.
Дальше дорога идет по лесу, по тем самым скалам.
Скала местами выступает камнями,
а местами проваливается ямами и все время идет вверх и вниз. И мы тоже местами идем, но если честнее, местами едем и чаще идем.
Местами заталкиваем велосипеды в гору, помогая друг друга. В одном месте пришлось наводить переправу.
Ручей вроде узкий, но оказался зараза глубоким, и не удобным, заросшим. Но рядом поперек, лежало бревно, которое мы использовали как мостик, видимо для этого оно там и лежало. И сразу от этого ручья подъем вверх, без разминки. То есть надо перекинуть по бревну велосипед и тут же затолкать в гору. Вроде все просто, но вел груженый и зацепиться нечем. Только вдвоем и заталкиваем.
Но не все так тяжко. Снова спускаемся на пляж, и немножко вчерашних впечатлений и толику счастья мы получили.
На верху, объехав очередную бухту, нашли еще одну избушку. На этот раз жилую, ребята живут из Шальского, на лодке пришли рыбу ловить. Да отдохнуть в общем. Избушка поменьше, чем та в которой мы ночевали.
Пообщались с местным населением.
Немного пляжа.
И снова в лес.
Выехали на границу хутора, что на Бесовом носу, не жилой, и тут же юркнули обратно в лес, вниз к финишу сегодняшнего дня.
Дорога по прежнему не очень хорошая.
Перед самым выездом на песчаный пляж Бесова мыса дорога превратилась в тот самый бассейн, 10 м на 1.5 км, и уже без шуток. Вот это дорога.
Это они так хотят развивать внутренний туризм. Прошли по кустам рядом с дорогой и вырвались из глухого леса
на морские просторы.
Песок здесь еще более рыхлый чем был до этого. С трудом дотащили велосипеды до первой туристической стоянки прямо рядом с дорогой. Она оборудована, дрова уже полусгнили, но пользоваться можно. На беседке висит куаркод, с призывом заплатить за пользование и жить спокойно.
Место оживленное. Но больше народ на катерах подходит. Был парнишка с рюкзаком, из леса пешком пришел. Совсем под вечер два джипа проехали, и до рассвета уехали, заповедник все таки, закон уважают.
Остановились здесь, хотя была возможность стать и дальше по тропе и вообще на другой стороне мыса. Но здесь светило солнце, тепло, и выезжать утром, обратно по этой дороге.
От стоянки к петроглифам идет оборудованная дорожка.
мимо смотровой вышки, тоже не прошли, но в отличии от маяка, на нее залезли, обозреть окрестности.
Мимо маяка, куда мы конечно заглянули, но не залезли.
По берегу есть смотровые площадки, типа беседки.
И наконец, то ради чего все сюда едут.
На плоских береговых скалах, высечены фигуры.
Якобы беса, но как нам рассказали в Пудожском музее, это скорее бесиха. Петроглифы вандальным образом испорчены православными монахами, выбившими на бесе крест. Забанили его таким образом. Кроме этой фигуры, есть и лебеди и лодки и налим.
Вроде Петроглифы есть и дальше на камнях, но там мы ничего не нашли.
А вокруг красота.
Проехали: 7 км
День седьмой. 22 августа
Мыс Бесов Нос- Каршево -Нигижма- Гакугса- Муромский монастырь
Велосипед: 37 км
Лодка: 20 км
«Утро красит нежным светом, стены древнего..» Бесова носа. Просто не хотелось начинать с вечного – «вот и еще одно место которое не хочется покидать». Хотя это правда, особенно когда знаешь, какая тебя ждет адская дорога за зелеными стенами этого кошерного рая.
Перед выездом традиционное фото. Третий день уже не снимаю свои розовые резиновые калоши.
И… поехали. Сразу окунулись в коричневую жижу дороги, но обошли ее по изумрудному ковру мшистой обочины, радостно надавав по мусалам ветками тесно прижимающимся спутникам.
Дальше дорожка вверх, хоть и не трудная. И выехали на хутор «Урочище Бесов Нос», нежилая деревня в которой никогда не было электричества. Деревянные дома уже полу развалились, но единственная центральная улица угадывается.
А вот дальше по навигатору, на перекрестке сваливаем вправо вниз, по совсем уже не наезженной и не заметной дороге. Скорее это еле угадываемое направление, если знаешь куда смотреть.
Но как только уезжаем с поляны, и добираемся до леса, появляется дорога. Вполне себе проезжая, и совсем не заросшая. Даже романтичная.
Местами конечно превращавшаяся в полное гов..но. которое впрочем не могло остановить уже закаленных в боях со всяким бойцов.
Но на дороге затаился враг, против которого оказались бессильны и эти бойцы. Он в общем то и не таился.
А высыпал прямо на дорогу большими рыжими полянами. Лисички будь они не ладны. Много. Везде где посуше.
Съехав с каменистого мыса, мы попали на дорогу вдоль реки. И вот тут то она конечно иногда очень даже проходима, в прямом смысле. В смысле идти пришлось все время. В общем все по любимой поговорке: «Пошел в велопоход. Много ходили.»
На дороге встречаются рыбацкие домики на берегу, даже причалами.
Среди ветвей мелькают красивые пейзажи и видовые площадки на реку. Но чаще всего мы их не видим в борьбе за метры.
Но чаще всего различные оттенки черно- серого, коричневого еще больше. Грязь, грязь, грязь.
Где то посреди этой грязи у Олега пробило камеру. Оперативно починились и поехали дальше.
Ближе к цивилизации дорога вроде стала лучше. Леса светлее.
Но ручьи никуда не делись. Героически их преодолеваем и едем дальше.
Настроение улучшилось, но все это привело к полному безобразию. Дорога закончилась порушенным мостом.
Разведка в лице Олега, показала, что слева от дороги, не доезжая моста есть объезд. Вернее обход.
Начинавшийся чинно благородно, деревянным, вполне себе мостиком,
который сменился мостиком, одним краем обрушившимся в вонючую жижу болота, и который уже преодолевался дружною толпою, топчущей это самое болото белыми когда то ножками, зато велосипеды проехали по чистому и единственному оставшемуся висеть надо «пропастью» бревну, выбеленному временем и тоже подозрительно потрескавшему.
От бревна идет четкая тропас грязью по колено, зато не потеряешься.
Заканчивается все это безобразие узкой, но глубокой канавой.
Которую таки пришлось перепрыгивать, с гружеными велосипедами на руках.
Ну впрочем, на этом безобразие не закончилось. Такая же тропа в камышах привела и вывела нас все таки на дорогу. Грязных, с грязными велосипедами, на грязной дороге. Довольных как не знаю что.
Проехав немного по дороге вправо, вышли на ту дорогу, которой должны были воспользоваться и триумфально завершить свой офроуд. И вот он мост, чудо российского имперского дрсу. Вернее, его остатки. Сто лет стоял и еще простоит. Но пользоваться им нельзя. И чинить его никто не собирается. В общем развивают внутренний туризм. Берегут заповедные и уникальные места от человека.
Впрочем, не очень сильно берегут. Рядом с мостом, местный деревенский порт.
Где у берега собрались несколько катеров, ждущих клиентов на Бесов нос. Мы загнали своих коней в воду и без того коричневую, как везде здесь. Торфяники, сэр. Но после нашей помывки, вода оказалась особенно густой и коричневой.
Пока отмывал велосипед, оказалось, что у меня разболталось заднее колесо и расстроились тормоза. Хотел их настроить, не нашел шестигранник. Хорошо, что подкручивать пришлось многим и до меня дошла очередь с мультитулом. Мдя, такие дорожки даром не проходят.
Время обеденное, есть хочется. Но мы безбожно опаздываем в Муромский монастырь.
До Каршево доехали в мгновение ока, потому что порт и был уже считай в нем.
Проехали по прямой до центра деревни и остановились в магазине. Ничего умнее чем кефир и булка я так на обед и не придумал купить. Зато поел быстро. И все таки сырые яйца тоже надо употреблять. Сытно, с хлебом, никакого мяса для получения энергии не нужно. Чистый протеин
После обеда вернулись по той же дороге до перекрестка и выехали на трассу. Удивительно было снова почувствовать хорошую дорогу под колесами. Как то я вроде под отстал, а потом оказалось, что полгруппы нагоняет меня сзади. Видимо от счастья растерялись и поехали в другую сторону. Но потом встали на путь исправления.
В Гагуксе,
группа свернула, прямо в начале деревни у речки, к местному порту, возле которого тусовались два катера типа корыто (но мореходного), и несколько человек, среди которого были двое, монашеского вида.
Я же был послан в магазин за подсолнечным маслом, поскольку лисичек надо было на чем то жарить. И конечно магазин оказался на другом конце деревни. И конечно пришлось до него ехать в гору. Хотя обычно в этой местности холмов не много. Но мне повезло.
Вернувшись, с маслом, узнал, что 3 наших вела едут с нами, а 4 из них, приютил в своем дворе местный житель, за малую толику денег. Хотя это не типично для местных, брать деньги за то что вещи полежат у тебя в уголке или под забором во дворе. Совсем не типично. Но видимо развивается все таки туристический бизнес, не смотря на мой скепсис.
В Муромский монастырь, заброска идет на катере. Мы созвонились с самим монастырем, и на их самодельном, тихоходном клипере, должны были дойти до места назначения. Деньги, по полторы тысячи с носа, вполне себе, отдали казначею на берегу, и мы так поняли, на монастырь из них ни хрена, в смысле ничего не пойдет. В Пудоже подворье большое.
Вез же нас монах того самого монастыря, в котором мы собирались ночевать. Поэтому задержка его не сильно расстроила, назад везти сегодня никого не придется.
Загрузились, загрузили рюкзаки и велосипеды, а так же взяли еще двух пассажиров и тихонько пошли по руслу реки Муромке. Ну в общем тоже аттракцион еще тот. Красивые речные пейзажи, колоритный капитан, легкий ветерок в лицо. Мы сидим на двигателе, так что у нас еще и тепло.
Река красивая. В одном месте увидели знак «Традиция». По традиции выпили. Крепкого. Объяснялась традиция просто, перед выходом на озеро, ветер поднимался сильнее и холоднее. Вот типа для сугрева. Ну и может в последний раз. Не дай Бог конечно.
Просторы озера тоже красивые. Озеро большое и вход выход просто так в камышах и не найдешь, как и выход, а берега заросшие соснами расходятся по сторона и различаются как единая полоска.
Но у нас есть капитан. Он лихо, на полной скорости в 7 км в час, спасибо ветер попутный, вошел в протоку. На правом берегу стоят вполне себе цивильные домики. Со спутниковыми антеннами. Но это не монастырь, а база отдыха.
Наш причал слева, немного не доходя до устья и выхода в Ладожское озеро.
Выгружаемся на причал и идем к берегу и по берегу к монастырю, виднеющемуся не менее чем в полутора километрах от нас.
Дорога есть, но она песчаная и по ней идти то трудно, не то что ехать.
Поэтому и пешие и мы, загрузив по два рюкзака идем к монастырю.
Перед монастырем сворачиваем к избушке.
И здесь нам предлагают подождать, пока монастырское начальство не благословит. Порядок тут такой. А благословит оно, когда служба кончится.
Смеркалось.
Что бы время даром не тратить, чистим лисички.
А ее много. Но еще больше оставили в лесу. Чистим долго. Уже и служба прошла и смеркаться стало просто совсем уже.
Недалеко от нашей избушки, обнаружился крест с обозначением Муромского монастыря и датой его образования – 1353 г. Только тут стало доходить в какое крутое место мы попали. А то за преодолением километров и всяких трудностей, времени задуматься об этом не было. Сергий Радонежский организовал свой в 1337 г. Т.е. это примерно сопоставимые величины. Но какие же разные судьбы и как по разному, сейчас выглядят эти монастыри. Зато можно представить как выглядел Сергиев Посад раньше.
Наконец пришел местный владыка. Договорились переночевать, с ужином и завтраком и всего то за 500 р. Дешево и не жалко, потому что вот эти то деньги точно пойдут на восстановление монастыря. Монах провел нас в монастырь, по берегу озера,
в трапезную, где нас покормили.
К сожалению, попали мы в пост, поэтому без разносолов. Но просто, вкусно, сытно. Интересные здесь люди эти монахи.
У каждого своя история. Их тут не больше десятка, чувствуется мирские заботы, не оставляют их души. Но как уж есть.
Монах показал нам восстановленную Всехсвятскую церковь, там еще идет ремонт внутри.
Рядом стоит большая Успенская церковь, без крыши, но уже не разрушается. За стенами монастыря Лазаревская церковь с колокольней, деревянная, где идут службы.
В самом лесу, среди деревьев восстановленная Церковь Лазаря Четверодневного, которую когда то на этом месте поставил основатель монастыря. Ставил он один, поэтому в венцах ложбину для следующего бревна он делал сверху, хотя обычно делают снизу, что бы вода не затекала. Монах показал, что так и сделали нынешние мастера, т.е. это не ошибка, так и надо.
Нас послили в убогой хижине. Места для всех не хватало на топчанах, но разделяться мы не стали. Мне досталось место за печкой. Александру под столом.
Девушки наши пошли жарить лисичек, будь они не ладны, но очень вкусные. Это я про лисички. И провозились они с ними далеко за полночь. Спасибо монахи разрешили воспользоваться кухней. И то, что разрешили поселиться в мужском монастыре, женщинам, да еще в одном помещении с мужчинами, тоже показатель, то ли великого ума и либерализма, в хорошем смысле слова, то ли разгильдяйства и по..зма (разгильдяйства). Хотя понятно, что Богу то по барабану. Почему это должно напрягать монахов?
Своим ходом прошли: 37 км
День восьмой. 23 августа
Муромский монастырь –оз. Тудозеро
Утро в общем так себе. Хотя погода хорошая. Тепло. Позавтракали в трапезной.
Отвезли вещи девчонок на пристань. Сами они пошли к службе. А мы втроем выдвинулись часам к десяти по дороге на Гагуксу.
Поначалу дорога даже очень хорошая. Особенно в пределах монастыря.
Монахи ездят по ней по делам. Она широкая, прочищена, идет по лесу.
Ехать одно удовольствие.
Быстро доехали до берега озера. Здесь тоже стоят рыбацкие домики, но закрытые.
Не сразу, после перекрестка,
но дальше дорога похуже. Едем по низине, поэтому дорога более мокрая. Появилась грязная колея.
В которой обнаружился след медведя.
Зверюга ходила по дороге туда сюда. И след свежий.
Еще веселее стало, когда перед медвежьими следами появились человеческие следы маленьких сапожек. И уж совсем ухохотайка началась, когда немного дальше нашлись сами сапожки. Слава Богу без остатков ножек и вообще без следов нападения. Просто еще одна тайна природы.
Выехали на болото, которым нас пугала карта.
К счастью оно тянулось не 8 км а 800 м. И хотя дорога в этом болоте утонула и проехать можно разве что на мотолыге, две которые стояли на монастырском дворе сломанные, болото оказалось вполне себе проходимо. По кочкам и утопающему слегка мху, прошли даже не замочив ноги, в калошах, которые я уже дня четыре ношу не снимая.
Остановились только что бы ягод нарвать. Ну а куда без этого.
Но кислющая!
А вот после болота дорога стала реально плохой. Практически несколько километров шли пешком по колее, иногда по колено в воде.
Через несколько километров дорога стала получше. 100 м едешь 200 идешь.
Но хотя бы можно было местами ехать. Посреди ничто, встретилась заброшенная избушка. Жили, жили здесь люди и много. Сейчас много порушено и заброшено, а жаль.
На 23 км дороги ушло 5 часов. Когда вырвались к мосту через черную речушку,
которая отделяла глушь от цивилизации сильно радовались.
Хотя еще полчаса пришлось отмываться в речке и отмывать велосипеды.
Зато дальше дорожка как в пригороде.
И вдруг мы на асфальте, где нас уже несколько часов, маясь бездеятельностью и грустя о нашей судьбе поджидает вторая, большей частью прекрасная половина нашей группы.
Тут нас обогрели, обобняли и накормили. Надо сказать, вовремя. Последние километры, честно говоря под убили и подустал я сильно. Слишком много пришлось ходить. Но несмотря на то, что дорога оказалась трудная, она была проходима для велосипеда. Нигде не пришлось тащить его на горбу, разгружать или заниматься еще каким то извращением. Даже та дорога из Шальского на Бесов нос, когда мы свернули не туда была хуже.
Но не будем умалять наш подвиг. Ведь шли на него настоящие герои, вообще не знавшие пройдут ли, или проплывут, или придется возвращаться. Герои, просто скромные герои нашего времени. И я горд, что был в их рядах. В ряду.
Отдохнув, покатили дальше на юг по обычно прекрасному асфальту. Потихоньку усталость проходила, ходить то больше не нужно.
Почти сразу после старта, доехали до границы Вологодской области.
Через 25 километров свернули с трассы в деревню Саминский погост.
Где с помощью местных жителей, открывших нам двери, посетили деревянную, еще целую Ильинскую церковь 1692 г,
и осмотрели обветшавшую и полуразваленную церковь Тихвинской иконы Божьей матери.
Дальше поехали по грунтам, по деревне, параллельно асфальту. Дольше, труднее, но интереснее. Дожди уже прошли несколько дней назад, и дорога просохла, так что ехали везде. Иногда встречая удивительные агрегаты народного творчества.
Или просто симпатичные домики.
Но все таки пришлось через несколько километров выезжать на асфальт.
Зато под вечер, когда начало темнеть, нужно было искать место для стоянки. Но его как обычно в таких случаях не бывает. Проехали Андомский погост, но подхода к реке, да еще так, что бы дрова были не оказалось. Едем по практически таежному краю, но деревьев нет.
Едем дальше, но и дальше ничего подходящего. Так и доехали до озера Тудозера. Но к нему тоже проехать надо. Прямо у дороге сверток к турбазе. Но оно нам надо? Проехали по дороге до д. Остров, я с Александром чуть раньше свернул по дорожке вниз к озеру через луг. Там, у озера, дорога раздваивается и идет низом к деревне и к турбазе, где не доходя до нее обрывается на этом самом лугу. И до воды не добраться, весь берег зарос камышом.
Вернулись назад к дороге, собрались все вместе. Вариантов немного. Ехать в деревню и становиться прямо посреди улицы, и где то искать дрова или проситься на базу. Решили начать с базы, благо она ближе.
Как и предполагали, нам отказали. Сначала. Потом все же охранник разрешил стать на поляне и дров дал. Еще и нести их помог. Не знаю, то ли дипломатические способности Олега помогли, то ли грустные стенания наших девушек, не важно. Хороших людей больше. Спасибо ему.
Под вечер стало холодно. Стояли прямо на берегу на открытом месте, но ветра не было и в палатке спать оказалось вполне комфортно.
Проехали: 76 км
День девятый. 24 августа
Оз. Тудозеро – Вытегра – Мегра
Утром смогли разглядеть место где ночевали. Миленькая полянка под горой. Дорога и поляна обкошена, а вокруг травой все заросло.
На поляне идет стройка. К воде выкошен проход, проложена тропа, на воде привада и домик.
Колодец, сруб из досок, накрытый крышкой прямо на урезе воды. Там воду и набирали.
Пока собирались, узнали, что ночью к нам заселился еще один парень байкер. И угадайте откуда он сам? Правильно, из Брянска. Похоже весь Брянск двинул на север.
Поели, собирались, солнышко встало высоко в небе. Даже жарко стало.
На верху, еще есть домики, один даже был заселен.
Тут же, что то в виде администрации из одного человека, он же сторож.
Побаловались,
поблагодарили человека и поехали дальше по трассе до г. Вытегра. Ничего в общем то не ожидая от этого названия.
Г. Вытегра встретил военным кладбищем на окраине.
Ближе к центру развилка на Вологду и Питер.
А вот дальше стало интересно. В общем то обычный, среднестатистический городок.
Но с замашками большого города. Сразу после поворота, нас встретила аллея
достопримечательностей Вытегретского района, с картами и фото.
Просто рассматривая все это можно залипнуть надолго. Немного дальше проехав и повернув влево, увидели большой залив (это такая р. Вытегра здесь широкая), в центре города, с обустроенным на его берегу великолепным новеньким парком, с множеством сооружений, от крепости до корабля, для игр детей. Все красиво и ухожено. Первый раз пожалели, что ломимся куда то к цели и не можем покататься по парковым дорожкам, с горожанами.
На другом берегу этого озера заметили музей из одного домика – музей Водные пути севера.
Проехав через мост, мы оказались на острове. Доехали до Сретенской церкви,
по пути миновали, слегка заброшенный и от сочетания виденного великолепия и новизны, от этого немного грустный дом с памятной табличкой.
От церкви свернули влево, на ул. 3 интернационала, и прямо по ней, мимо «Пятерочки» доехали до краеведческого музея.
Аккурат в обеденный перерыв. Ну и мы сели пообедать.
Но не все. У Александра и так тормоза работали плохо, а теперь эта механика вообще загнулась. Временно Олег, скрутив гайку с мультитула, поставил ее на тормоз, что бы он вообще не отвалился, но с этим надо было что то делать. Поспрашивав местное население, выяснили, что спортивный и в частности велосипедный магазин есть. Но он на Советской улице, до поворота на Вологду. То есть надо ехать назад. Пришлось ехать. Вернулся он, когда мы уже закончили есть. Вроде винтик на месте, подобрали, подкрутили, тормоз появился. Но оказалось, он забыл винтик от мультитула в магазине. И поехал он туда второй раз. Говорит, еле в куче винтиков нашли нужный. Но успел он как раз к открытию музея.
Говорил я уже, не люблю, я музеи. Тем более краеведческие.
Но вот людей, которые тут работают люблю, восхищаюсь ими и безмерно уважаю. Работник музея готова была на рассказывать о своем крае часами.
А мы, честно готовы были слушать, но по виду наверное, не скажешь, усталость накопилась и мы ползали по этому небольшому помещению как сонные мухи и при виде стульев или лавок, бухались тут же на них.
Самое необычное, что я вынес из ее рассказа это исчезающие озера и реки, надо поподробнее изучить этот вопрос.
И еще там есть чучелка белой вороны.
Выйдя из музея, повернули налево по аллее 70 летия снятия Оштинской обороны.
В конце ее еще один парк, просто удивительный город. На берегу реки стоит музей военным морякам, в виде подводной лодки Б-440.
В музее Повенца, нам рассказывала Ванда Ксаверьевна, что через Беломорканал на понтонах, даже подводные лодки проводили, одну совсем недавно, видимо вот об этой лодке и говорили. Вот такая неожиданная связь проявилась в нашем походе между двумя точками маршрута.
Ну а когда дело доходит до подводных лодок, то сколько бы лет не было мальчишке, 20, 40 или 60 лет, они остаются мальчишками.
Даже если они девчонки.
У всех просто глаза горели, пока мы лазали по внутренностям корабля. А уж когда удалось прилечь на всамделешнюю койку восторг достиг апогея.
Торпедные аппаратами с большими красными звездами,
водолазные костюмы, выглядящие словно шкуры снятые с инопланетян
возможность забраться на рубку и обозреть окрестности сверху, и никто не упустил эту возможность.
Перед вечным причалом ПЛ, на поляне еще стояла какая то бронированная техника, и в уголке туалет, типа сортир. Заср… Засиженный так, что деревенскому жителю там плохо станет. Надо сказать, что это единственное неприятное место во всем городе. Впрочем, приятное впечатление от города, это конечно не испортило. Ну есть еще над чем работать. Так люди и работают. Надеюсь.
Не испортило впечатление и кафе на автостанции, около церкви, куда мы вернулись. Зашли перекусить и попить кофе. Все очень дорого, но девчонкам захотелось калиток, которые продавали только здесь. Дорого, это ладно. Удивительным открытием стало, что туалет даже, для клиентов, платный. Вот так, дорогие гости, попил чайку, прижало тебя перед дорожкой, а тут такой сервис.
В общем вкуснее, дешевле и подозреваю, с бесплатным туалетом будет немного дальше в столовой. В следующий раз там будем обедать. Хотелось бы, что бы этот следующий раз наступил. Поход близится к концу, но ужасно этого не хочется.
Вытегра, неожиданно понравилась, в ней есть что посмотреть и где побывать. Чудесное место.
По Ленинградскому тракту выезжаем потихоньку из города. И попадаем в пробку на берегу Волго-Балтийского канала, здесь реверсивный светофор.
Через канал как раз проводили судно. Встали посмотреть.
На этом приятная дорога и закончилась. Отчего Вытегра так и осталась светлым пятном этого дня. Асфальт кончился. Начался грейдер. Совсем недавно, вся дорога вокруг Ладоги была такая. Тряска. Пыль от проходящих машин. Гребенка на дороге. Равномерно покрываемся серым безобразием.
Передышка в Палозере.
В деревне асфальт появился. Магазин, возле которого мы перекусили. И обнаружилось, что открутился багажник у Алены. Гайка благополучно улетела, где и когда не известно. Правда поиски надо было бы начать, с места стоянки, но кто думал. Борис поехал назад в поисках. Найти серую втулку длинной 2 см в серой пыли, среди серых камешков разного калибра, уворачиваясь от встречных машин, было бы сродни чуду. Хотя чудо все таки случилось. Выходящий из магазина покупатель, местный житель, услышал про нашу беду, предложил помощь. Олег уехал с ним и им вдвоем удалось найти шайбы вместо втулки и починить крепление. Так, что у кого механические крепления, возите еще и запасную втулку.
Пока чинили багажник, все остальные проверили крепления, и протянули свои гайки. У меня все оказалось в порядке, но помня, что я крыло в прошлом году так потерял в крайний день похода, проверил и крылья.
Позже, проезжая, мимо нашего спасителя, помахали ему рукой, сидел перед домом в гараже на скамеечке, чинил, что то.
За деревней снова грейдер и тыгыдым- тыгыдым- тыгыдым. Рот лучше не открывать, или язык прикусишь или пыли наглотаешься.
Следующая остановка на закате уже в д. Палтога.
Она на самом деле длиннющая и состоит из многих, если судить по карте. Остановились около двух церквей.
Одна деревянная, ее недавно восстановили, и каменная, ждет своего час, надеюсь не развалиться.
Красиво. В закатном розовом свете, серебристое дерево церкви выглядит необычно.
Стали утепляться, солнце садится быстро. Сразу становится холодно. Как в горах.
Но встать негде. Леса кончились. Ну правильно, мы уже в Вологодской области давно. Так и едем до самой Мегры.
Но тут тоже все не слава Богу. Берега или заселены, плотненько домами или заросли камышом, даже подозреваю слегка заболочено. Переехали р. Мегра уже ночью, с Олегом отправились в разведку, он направо, я налево. Проехал с километр, пообщался с местными жителями и собаками, в общем то безрезультатно. Зато Олег взял более полезного языка, который подсказал, что остановиться можно в лесничестве. Я как раз мимо него проехал и не подумал остановиться. Ворот у лесничества не было, людей тоже. Заходи кто хочет, бери что хочет. Попробовали найти подход к реке, не тут то было. Местный житель разрешил набрать воды у него, а потом вообще предложил встать у него во дворе. Мы согласились, но когда вернулись, увидели, что палатки уже стоят, дрова для костра из сложенной тут же поленницы рубятся. В общем никто сворачиваться не захотел. Пришлось сходить еще раз, отказаться, ну и еще воды набрать. Вот и еще один добрый человек попался. Да еще как раз, когда нужно. Спасибо ему за это.
Проехали: 57км
День десятый. 25 августа
Мегра - Вознесенье
Утром встали пораньше.
Сготовили поесть.
Но как бы ни собирались быстро, нас за сборами застали рабочие лесничества. И ноль реакции. Ну сидят во дворе люди с палатками, ну костерчик жгут. Прошел мимо один парень, потом подтянулись другие. Поздоровались и занялись своими делами. Выгнали машину, загрузились и уехали. Как будто каждый день у них тут незнакомые товарищи размещаются. Потом пришла женщина, поздоровалась и ушла в контору. Спасибо ребятам из лесничества за гостеприимство.
Провели ТО, смазали цепи. Выяснилось, что у Алены сместился передний переключатель. И он теперь плохо переключает. Пока ремонтировали, он перестал переключать вообще. Методом научного тыка заставили его хоть как то переключаться. И все таки поехали.
Для начала вернулись к мосту через р. Мегра, а то ночью пролетели мимо, даже у таблички для отчета не сфотографировались. Исправили это упущение.
Тем более место красивое.
Утром температура была +7 градусов. Но с выходом на сцену солнышка, потеплело. Погода хорошая, ветра нет.
Немного хорошего асфальта
и снова грейдер до д. Кедра
Вот так в тумане из пыли и едем.
До самой деревни Нижняя Водлица.
Где мы остановились и пообедали около магазина типа Сельпо. Как будто в детство окунулся, когда к бабушке в деревню ездил.
Отдохнув, двинулись в деревню Ошта. Где почтили вниманием первую достопримечательность этого примечательного населенного пункта – Столовую№1.
Но основная достопримечательность дальше. Сначала «Пятерочка», это важно. Кушать всем хочется. И всегда. Дальше прямо по дороге- мемориал. Все мы знаем про блокаду Ленинграда. Каждый год отмечаем дату снятия блокады. Но мало кто знает, что выжил Ленинград благодаря тому, что фашистам не дали соединиться с финнами на восточном берегу Ладоги. Поэтому смогли проложить дорогу жизни и худо бедно, но снабжать воюющий город и эвакуировать людей на большую землю.
Здесь он называется Оштинский рубеж.
Поддерживается этот памятник благодаря, как я понял, частному предпринимательству. Рядом стоит гостиница и при нем дорогущее кафе. Купив пирожков, впрочем, вкусных, на 1000 р. на всю кумпанию, можно посетить частный музей, стоящий неподалеку.
Музей интересный, экспонаты, в частности макеты оружия можно потрогать. В общем очень, трогательный музей.
Настолько трогательный, что мы смогли завести старинный патефон, и на нем, поставили пластинку с песнями того времени. Вот тут то чуть слезу у всех не прошибло. Сидеть в окружении бревенчатых стен, на лавках под керосиновой лампой и слушать военные песни из патефона. Полная аутентичность.
Между прочим, патефон, полностью беспроводной, как и лампа, как и утюг.
Вокруг, работники выщипывают травку на площадке, где стоит немногочисленная, но тоже интересная военная техника, в частности муляжи самолета И-16, танка Т-26, 45-мм пушки и зенитной пулеметной установки М-4. Да, к сожалению муляжи. Но все равно очень интересно и памятно.
Сразу за Оштой находится развилка на Петрозаводск и Ленинград. У развилки стоит памятник погибшим на этом рубеже.
Свернули по указателю на Петрозаводск. Хорошая дорога пошла влево, ну а нам достался грейдер вправо.
Ехать по рассыпчатым камням, то еще удовольствие. Но пришлось не просто ехать, а догонять всех этих инвалидов и спортсменов, рвущихся вперед как кони к водопою. Остановить их могла только очередная табличка – вот и она, граница с Ленинградской областью.
А уж какое счастье было, когда добрались до асфальта в районе с. Вознесенье, ни пером написать, только на Полароид снять.
По дороге, превратившейся в Комсомольскую улицу, доехали до Комсомольского парка, маленького, но не без сюрпризов. Тут и Ленин на стопке собственноручно написанных книг (наверное, самый интересный памятник Ленину из всех, что я видел),
и качели.
Пока мы развлекались, наша Супербабушка нашла грибов на пропитание
А дальше началось катание по этому замечательному городу в поисках стоянки. Доехали до паромной переправы.
От нее вправо по Свирской набережной ко входу в канал, пересекли его, место есть, но загажено местными жителями.
Вернулись обратно через канал. Здесь расположен парк и прогулочная зона, тоже не вариант, но вдоль канала влево, на Мариинской набережной расположены дома типа дачи, с эллингами, стройками. Ну и памятниками. Строителям канала и девушкам без весла.
Вот тут то на берегу канала, мы и встали. Пока искали место стоянки, нашли еще и дрова. Дали нам тачку, и мы приволокли целую тележку досок.
За все время стоянки никто не подошел, не поинтересовался, ну и соответственно права не качал.
С наступившей темнотой пошел дождь.
Проехали: 46 км
День одиннадцатый. 26 августа
Вознесенье- Шелтозеро
Встали опять пораньше. Сегодня это привязано к расписанию парома. Ходит каждый час. На первый не успеваем, но на второй, в 8 с чем то вполне.
С утра как всегда осматриваемся.
Уютное местечко, прямо на берегу.
Мимо проходит лесовоз, громадное судно, в сравнении с катерками у причала и шириной самого канала. Развлекуха какая никакая.
На паром успели без приключений.
Быстренько разместились. Короткий переход через Свирь, и вот мы на другом берегу.
Сразу начинается грейдер и даже немножечко подъем. На который пришлось переключиться на меньшую звезду, а вот на большую уже никак, только ручками. Но это меня преследует уже с середины похода, но не сильно беспокоило. Поскольку 4 дня я вообще калоши не снимал и там второй передней звезды за глаза хватало. На асфальте, достаточно было один раз звезду выставить и вперед, за спортивными достижениями. Но не здесь.
Первая остановка, с. Щелейки,
церковь Дмитрия Мироточивого 1783 г.
К сожалению закрытая.
За Щелейкой находится карьер, из которого и берется похоже вся щебенка, по которому мы едем последние два дня.
Продолжаем ехать по Петрозаводскому тракту. До с. Гимрека, немного в сторону от него находится церковь Рождества богородицы. Вся в лесах и ремонте. Впервые увидели тучу туристического на рода, на автобусах.
Внутрь зайти можно, и внутри интересно.
Со стороны дороги церковь выглядит еще интереснее.
Сразу за следующей деревней Володарского кончается Ленинградская область и начинается Карелия.
Названия поселков пошли интересные. Следующим был Каскесручей.
Где мы пообедали, чем Бог послал, поскольку магазинов не было, а в Вознесенье мы ничего не закупили. У меня остались нзшные 4 конфеты и пачка ролтона. Дело движется к финалу.
Из интересностей дальше, еще один карьер, прямо в большой горе валунов, то ли их сюда притащили люди, то ли ледник.
Находится недалеко от деревни Другая река. Ну вот так незатейливо она называется.
А следом еще и Рыбрека
В деревне есть магазины. А так же парк, в котором сегодня отмечался день горняка. В связи с карьерами вокруг, самый почитаемый праздник в этой местности. В магазинах не останавливаемся, спешим на встречу с финальным музеем, возле которого нас будет ждать бусик для трансфера в Петрозаводск.
Появился асфальт. Потом пропал и снова объявился перед Шелтозеро.
Но стройка дорог идет ударными темпами и очень скоро, возможно уже придется двоечные и троечные велопоходы проводить по более глухим местам.
В каждом поселке по дороге есть памятники и братские могилы времен ВОВ. Здесь же целый мемориал.
Прямо у дороги находится финишная точка нашего похода: Этнографический вепский музей
Как всегда, в музее интересная экспозиция и прикольные экскурсоводы, которые правда по веспски не говорили, и на вопросы не отвечали, и вообще, чувствовалось, что экскурсиями избалованы и давно заточены на извлечение прибыли и более выгодные бизнес модели.
Экспонатов много смотреть интересно,
даже если ноги гудят и от задницы отваливаются. Даже забыли, что есть хочется. Так еще тут можно многое потрогать.
Перед зданием музея стоит местное идолище, покровитель всего и вся. Неприменении сфотографироваться и с ним.
Примерно в 16 часов активная часть похода закончилась.
Мы погрузились в бусик и 90 км нас довезли до Петрозаводска. Могли бы и доехать. Но эти километры были бы наименее приятны. Дорога местами совсем не айс, при наличии все увеличивающегося трафика, становящаяся просто опасной. Да еще вездесущий ремонт, создающий пробки на ровном месте.
В Петрозаводске нас поселили у черта на куличках, за Лесным проспектом, прямо на границе города. Но Петрозаводск не Москва, до вокзала по карте оказалось меньше семи километров. Микрорайоны здесь новые и не сказать, что бы глушь. Здесь как раз и университет Петрозаводский расположен, а возле нашего дома, сразу три магазина. В общем не плохо.
Вечер закончился посиделками. Наконец то поели и объелись.
Проехали: 60 км
На следующий день доехали до Бруснички, стало понятно, почему хостел на звонки не реагировал. Там то ли ремонт шел, то ли закрылись. Здесь попрощался с ребятами. У меня оставалось пару часов до поезда. Быстро слетал до набережной,
Себяшка. Крайняя степень одиночества.
Купил сувениры, поел в шаурмячной, около Бруснички. Вот теперь уже совсем все.
Поезд. Поход закончен.
Спасибо всем. Хорошо погуляли.
Проехал: 10 км
Приложение
Не посмотрели:
1. Андом гора
2. Исчезающие реки и озера
3. Щелейка памятник природы, скалы
Достопримечательности
1 Оштинский рубеж
https://vk.com/wall-28779375_4241
Макеты танка и самолета времен Великой Отечественной установили в Вытегорском районе
Четыре макета раритетной военной техники установили в окрестностях села Ошта Вытегорского района мастера из Кубани. Они представляют собой полномасштабные муляжи самолета И-16, танка Т-26, 45-мм пушки и зенитной пулеметной установки М-4.
Макеты для нового музея под открытым небом, посвященного событиям 1941-1945 годов, создавали около пяти месяцев умельцы из Абинска и Краснодара. С помощью архивов, знакомых и интернета они восстанавливали чертежи военной техники. Как признаются сами мастера, сложнее всего было изготовить муляж самолета из-за его обтекаемых форм, сообщает группа "Кубань 24" в социальной сети ВКонтакте.
Причем, истребитель команда из восьми человек собирала впервые. Теперь и самолет, и другие работы кубанских умельцев будут удивлять туристов придорожного комплекса в окрестностях Ошты.
Идея создания необычного музея принадлежит руководителю МФЗ «Рубеж» Александру Ледневу и его партнерам. Новый объект будет доступным и «живым» - все экспонаты его гости смогут потрогать руками.
Напомним, что Ошта – единственное место на Вологодчине, где проходили боевые действия во времена Великой Отечественной. 990 дней – с осени 1941 года по июнь 1944-го – длилась Оштинская оборона. Путь к Вологде ценой собственных жизней защищали бойцы 272-й и 368-й стрелковых дивизий.
В селе Ошта уже есть один интерактивный музей под открытым небом – «Оштинский рубеж». Экспозиция расположена на территории Оштинской средней школы. Здесь не раз проводились реконструкции боев между советскими и финскими войсками. В память о событиях Великой Отечественной войны воссозданы в натуральную величину траншеи и блиндажи. Также в музее можно увидеть вооружение, амуницию и военный быт солдат и офицеров воевавших армий. Здесь хранятся подлинные документы, боевые трофеи и фотографии.