Правила форума
Регистрация

Вход


Велопоход Поонежье и Кенозерье - 2007

Сообщение » 21 сен 2007, 19:19

Сил на литературную переработку моего дневника мне не хватило, поэтому предлагаю вашему вниманию укороченную его версию. Фотки в фотоальбоме http://www.velo.kursk.ru/modules.php?se ... _album.php
Они подписаны, так что думаю все будет понятно и без вставки в текст.

Итак

Отчет о велопоходе «Поонежье и Кенозерье - 2007»

Ища группу, к которой можно было бы присоединиться для проведения отпуска, наткнулась на описание планируемого похода по Архангельской области на http://www.velokatim.ru/plans/mday_ann/ ... nezhje.htm Предстояло пройти вдоль р. Онега от места ее впадения в Белое море до истоков из оз. Лача, побывать в Кенозерском нацпарке. Цель похода – осмотр деревянного зодчества Русского Севера, разведывание тамошних дорог, ну и любование природой. На все про все три недели.
Намеченный маршрут: Москва - Архангельск (поезд) - Онега (поезд) - Порог - Глазаниха - Верховье - Пияла - Хаяла - Прилуки (переправа на лодке) - Посад (Турчасово) - Улитино - Оксовский - Конево - Самково - Филиповское - Поча - Горбачиха - Ожегово - Морщихинская - Гавриловская (Лядины) - Ватамановская - Каргополь - Няндома - Москва (поезд).
Написала письмо и стала ждать отказа, так как поход был категорийным, а требуемого опыта у меня не имелось. Прямого отказа я не получила, зато пришло письмо-страшилка, в котором описывались ожидаемые трудности, оказавшиеся, как выяснилось впоследствии, чистой правдой. Но на испуг меня взять не удалось и дальше завязалась техническая переписка. Надо было докупить одежду и снаряжение. Искать приходилось днем с огнем. В результате все было собрано, мои коллеги с тяжелыми вздохами меня отпустили, в ночь перед отъездом пошился примитивный велочехол, брат доставил к вокзалу, Апро посадил на поезд, и 3 августа я поехала в Москву на встречу с группой. Столица встретила дождем. На вокзале меня ждали руководитель похода Михаил и его жена Зоя (по совместительству – завхоз похода). Первое впечатление – легкий испуг при виде сильно бородатого дядьки. Когда собрали велосипед и погрузили рюкзак, меня охватило сильное сомнение, а можно ли с таким грузом вообще ехать. Но отступать было поздно. Надо было добраться до электрички, доехать на ней до р-на Чертаново, а там еще около 6 км своим ходом. С перемещением груженого байка по лестницам у меня возникли сложности, и Михаил взялся за это сам. После электрички с большим опасением села на вел и с не меньшим ехала. До дома Михаила и Зои добрались нормально, я уже начала привыкать. Проведя ревизию моего рюкзака, Миша выкинул около 6 кг разных «полезных» вещей, а взамен я получила часть общей раскладки (каны, тушенку, колбасу и пр.). Рано утром поехали на Ярославский вокзал. Там взвесились, чтобы взять багажный талон. Мой велосипед с грузом потянул почти на 45 кг, т.е. вес рюкзака – около 30 кило. Дождались вторую часть нашей группы (Алексей, Людмила и Татьяна) и пошли грузиться. Билеты брались только на верхние полки, чтобы не было проблем с провозом байков и рюкзаков на багажных полках. В одном купе наверху размещались два велосипеда и два рюкзака. В Архангельск прибыли утром и, уже находясь в зале ожидания, обнаружили пропажу двух новых титановых багажников Алексея и Людмилы стоимостью 3500 руб. каждый. После некоторой беготни и волнений они нашлись в одном из велочехлов. Вещи с байками сдали в камеру хранения, где нам даже отдельную комнату открыли. В этот день нам предстояло съездить в музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы», что в 30 км от Архангельска. Рядом с музеем оказалась шашлычная, и мы с удовольствием позавтракали, на что ушло немало времени.
Моросил дождик, но впечатление от увиденного он нисколько не портил. Ветряные мельницы, дома, церкви, внутренние выставки – осмотреть хотелось всё, поэтому в Архангельск вернулись достаточно поздно и больше ни в какой музей не попали. В городе долго пытались найти заведение, где можно недорого и плотно покушать. Не нашли. Зашли в магазин и на вокзале съели купленное. На платформе увидели группу байкеров, ехавшую тем же поездом, но пообщаться что-то не удалось.

Возрастной состав группы: Михаил – 1963 г.р., Зоя – 1970 г.р., Алексей – 1971 г.р., Татьяна – 1955 г.р., Людмила – 1953 г.р., я – 1982 г.р. Кроме меня, все бывалые туристы.

День 1-й, 6 августа, понедельник.

В Онегу приехали рано утром всего на двух вагонах. Погода радует: достаточно тепло и солнечно. Пока собирали велосипеды и багаж, Таня решила прокатиться по перрону, мы услышали резкий хлопок: вырвало покрышку, и камера вылезла наружу. Засунули ее обратно. У остальных вроде все в порядке.
Перед выездом на основной маршрут захотели увидеть Белое море. Нашли не сразу: сначала мимо огородов забурились в какое-то болото, потом, поспрашивав у местных, выехали на бетонку, ведущую к берегу. Там находился маяк, с которого открывался суровый вид: впереди – море, позади – тайга. Подобраться к воде оказалось сложно, так как приливная зона покрыта густой грязью (няшей). Решился на это только Алексей. Остальные уехали назад и у Тани снова вырвало покрышку. Выяснили, что дело не в мягкой резине, а в плохой камере, которая надувается пузырями. Заменили на хорошую. Заодно поменяли и расплющенный тросик заднего тормоза. Наконец подъехал Леша, и мы двинулись уже по маршруту. Асфальт в самом городе разбитый. Сразу за знаком на берегу р. Онега нашли удобное место, загаженное предыдущими отдыхающими, где и перекусили. Несмотря на грязноватую воду, вид на реку красивый. После обеда сфотались у знака и поехали дальше. Асфальт заметно улучшился, погода отличная, почти безветренная. Скорость движения невысокая, т.к. Таня и Люда быстрее не могут. Рельеф поначалу почти плоский, затем – небольшие холмушки. Вдоль дороги – сплошной хвойный лес, просветы появляются только при приближении к реке и в населенных пунктах. Трафика почти нет, изредка проезжают лесовозы. Иногда вырываюсь вперед, и Миша осаживает мою прыть (по правилам клуба ехать надо плотной группой и только на подъемах – в своем привычном темпе). Остановились передохнуть у очень красивого места: небольшая деревня, расположившаяся меж озер-стариц, и церковь на другом берегу реки. Говорят, с подъема она казалась почти подвешенной в воздухе. 1-й населенный пункт по дороге – д. Вонгуда. Около 6 часов, не найдя ручья, остановились у маленького болотца, чтобы отдохнуть и перекусить. Через какое-то время асфальт резко кончился (раньше, чем рассчитывали) и начался песчано-гравийный грейдер, постепенно перешедший в песчаный. Вечерело и до запланированного места стоянки мы не добрались. Возле одного из ручьев стали искать место для ночевки. Пришлось спускаться по крутому лесному склону. Обошлась без посторонней помощи, что уже радует. Расчистили место, разбили лагерь, с аппетитом скушали макароны с тушенкой, приготовленные Людой и Таней. Заодно определились с графиком дежурства. Вода в ручье чистая, но бурого цвета, т.к. стекает с торфяных болот. Миша сказал, что для удаления биозагрязнений воду достаточно прокипятить в течение 10 минут и потом без опаски использовать для приготовления пищи и стерилизации посуды. Как потом оказалось при ближайшем рассмотрении и в самой Онеге такая же бурая вода. Много комаров. На шестерых у нас две палатки. На мху спится очень хорошо, только Миша достает храпом.

Итого за день: ходовое время – 4 ч. 30 мин., пройдено 66,6 км, средняя скорость – 14,8 км/ч.

День 2-й, 7 августа, вторник.

Дежурные встали в 6 утра, на завтрак – молочная рисовая каша. Миша прочитал лекцию о том, что умываться при мошке не стоит: она не любит сальных выделений, и лучше быть грязным, чем с распухшей рожей. Сегодня у нас запланирован осмотр церкви в Верховье. Велосипеды приходилось тащить наверх вдвоем. Проехав по грейдеру около 7,5 км, увидели асфальт и д. Глазаниху. Пробыли мы там почти час. Долго радоваться асфальту не пришлось: сразу за деревней он закончился, и продолжился грейдер. Остановились передохнуть у поворота на Мудьюгу и Кодино. Проходящая мимо босая бабушка с рюкзаком сказала, что до Верховья 2 км. Не обманула. До самой церкви добирались в обход, т.к. местность сильно подболочена. Храм полуразрушен, сохранился лишь небольшой фрагмент интерьера. Деревня тоже полузаброшена. Около 4 вечера остановились у дренажного канала и нашли место для обеда. Во время готовки послышались пьяные крики проходящих местных жителей с требованием затушить огонь и убираться. Один из них спустился к нам, другие – оттащили совершенно дикую и невменяемую тетку, оказавшуюся матерью первого. Тот долго сидел с нами и нес какую-то околесицу, приняв Мишу за священника. Наконец он ушел, пообещав вернуться. Я поняла, зачем выбирать скрытные места под стоянки. После обеда проехали целую серию Боров (Большой, Павловский, Сельский, Анциферовский). В последнем нам попался первый на пути деревянный мост. Около 20 ч. немного свернули с маршрута, нашли ручеек, болотце со сфагнумом и место под ночевку. Гнуса здесь меньше, чем на вчерашней стоянке. В лесу много грибов, есть черника, морошка. Ночи достаточно теплые (около 100С), днем было примерно 200С. Спать улеглись только в первом часу ночи.

Итого за день: ходовое время – 4 ч., пройдено 46,5 км, средняя скорость – 11,6 км/ч.

День 3-й, 8 августа, среда.

Подъем в 645. Старт в 1025. На готовку и сборы уходит очень много времени. В Пияле осмотрели Вознесенскую шатровую церковь 1651 г. и Колокольню 1700 г. Деревня стоит на самом берегу Онеги. Церковь заколочена, поэтому внутрь не попали, а колокольня вся изгажена. Солнце сильно палит, с удовольствием искупались в р. Нижнее Рочево под деревянным мостом. На р. Чешьюга устроили обед. На ночевку стали рано – около 6 вечера, т.к. далее по плану у нас переправа через Онегу, а сегодня мы вряд ли бы успели сделать это.

Итого за день: ходовое время – 2 ч. 40 мин., пройдено 36 км, средняя скорость – 13,3 км/ч.

День 4-й, 9 августа, четверг.

Подъем ранний – 530. Заметила, что после пробуждения на копошение в палатке уходит около получаса. Уже заметны признаки осени: птиц почти не слышно. Вскоре свернули на Хаялу, оттуда нам предстоит переправиться на другой берег в Прилуки. Кроме стоящего одинокого автомобиля и телефона признаков жизни в деревне нет. Спустились к реке; почва глинистая, скользко, пару раз чуть не упали. По берегу разбросаны камни: то ли грязная галька, то ли раковины. Оказалось, это прессованная глина всевозможных форм и размеров. На противоположном берегу заметили трактор, который сразу уехал. Больше никого не видно. Лешу, Зою и Люду отправили чуть подальше привлечь внимание криками. Привлекли. На берег вернулся трактор и завязался диалог с водителем. Он оказался еще и переправщиком с моторной лодкой. Запросил с нас за два рейса всего 100 рублей, дали ему 200. Переправщик Николай рассказал, что в Прилуках тоже была церковь, но сгорела еще в 1977 г.; в деревне почти никто не работает, колхоз давно развалился, сообщение с остальным миром только по воде, т.к. дорог на этой стороне нет. Вода весьма холодная, долго не выдерживаю, зато можно поплавать. Оказалось, что Прилуки расположены за рукавом Онеги, и на мостках я чуть не кувырнулась. Нашли магазин, где торгует жена Николая, купили еды и домашнего молока, спросили, как ехать дальше. Дорогу нашли не сразу. Сначала увидели старый, полностью разрушенный мост, затем выехали к действующему через р. Шомокшу (но действует он только для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов). Ехать приходилось по узкой и ухабистой тропе через поле с травой выше человеческого роста. Наконец выбрались на кошеное поле и попытались найти место для обеда. Сначала наткнулись на местных жителей (мужа и жену), заготовлявших сено. Они посетовали на то, что все предыдущие месяцы лили дожди, и только сейчас установилась хорошая погода. Устроились мы чуть поодаль на обрывистом берегу. На противоположной стороне живописно раскинулась деревня. Ели долго, больше 3-х часов. Вскоре наткнулись на лесопилку. У местного мотоциклиста спросили про дорогу на Посад, он указал примерное направление, сказав, что тропа сильно заболочена. К 19 часам доехали до свалки и заброшенного гаража сельхозтехники. Покружив по округе и еще кое-кого поспрашивав, вышли на едва заметную тропу, которая вскоре стала болотом с разрушенной гатью. Местами проваливались по колено. Иногда падали. Болото оказалось длиной около 1 км. Снова вышли к Онеге и, немного передохнув, двинулись дальше. Тропа была сухая, но сильно заросшая. Встретилась женщина в болотных сапогах и с удочкой, очень нам удивилась, сказала, что до Посада далеко и тяжело. Вскоре сухая тропка сменилась заболоченной (вода ржавая). Пробились и через это, выйдя к 9 вечера на луг к ручью. Там и решили заночевать. Утоптали место, поели, помылись и легли спать.

Итого за день: ходовое время – 3 ч. 15 мин., пройдено 22 км, средняя скорость – 6,8 км/ч.

День 5-й, 10 августа, пятница.

Дежурные встали в 630. Припекает солнышко, сушим одежду и обувь. Велосипеды при дневном свете выглядят ужасно. Лениво кушали, лениво собирались: всё ждали, пока трава высохнет. Двинулись только в 1115. Предстояло переправиться через этот ручей по весьма неровному бревенчатому мостику. Справлялись по двое. На другой стороне тропа только угадывается, ведущему очень тяжело, Миша и Леша сменяют друг друга. Уже видна церковь в Посаде, но попробуй доберись туда. За час прошли всего пару км. Попадаются болотца и лужи, почти нежилые деревни. Обедали на берегу Онеги на краю Посада. Двигаться совсем не хочется: устали и жарко. Кроссовки с носками сушила зря: перед самым Посадом снова вляпались в лужу. Осмотрели действующую Преображескую кубовую церковь 1786 г., колокольню (внутрь не попали – закрыто). Еще одна церковь сгорела в 60-х годах. Местный житель сказал, что внутреннее убранство церкви разграблено. Нас убедили, что по этой стороне реки продолжать движение не стоит: ни дорог, ни троп нет, есть только болота. Решаем изменить маршрут и обойти ветреный пояс стороной. Пока затаривались продуктами, договорились о переправе. Перевозили нас на двух весельных лодках. На этот раз взяли гораздо дороже – 500 руб. Выбрались на прежний грейдер и вскоре стали искать место под стоянку. Нашли в лесу между дорогой и заброшенным сенокосом. К ручью – крутой спуск. Спать улеглись только в час ночи. Если раньше почти не уставала, то сегодняшняя ломежка утомила.

Итого за день: ходовое время – 2 ч. 35 мин., пройдено 15,2 км, средняя скорость – 5,9 км/ч.

День 6-й, 11 августа, суббота.

Подъем в 745. Собирались на полчаса раньше, но Мишу разжалобил мой стон. За завтраком рубились за сладкое. Ближе к выходу обнаружили, что у Миши и Зои сломано по спице на заднем колесе. Заменили, смазали цепи, подкачали камеры. Стартовали только в 12. Утро выдалось пасмурное, холодное и ветреное. К счастью, ветер не встречный. В пути быстро согрелись. На границе Онежского и Плесецкого районов грейдер заметно ухудшился. По дороге встречаются отдельно стоящие дома или почти нежилые деревни. Доехали до Ярнемы. Довольно большая деревня. На другом берегу видно Улитино, через которое мы должны были проезжать. В магазине обнаружились окорочка, которые мы и купили на завтрашнюю дневку. Выяснилось, что у меня сорвана резьба крепления багажника. Миша посоветовал ехать осторожно, а на дневке он что-нибудь придумает. Через 10 минут после старта у Тани разорвалась камера – в лохмотья. Решили стать и быстро перекусить без горячего, пока Леша будет менять камеру. Не успели тронуться, как Миша сообщил, что у него проблемы с задней втулкой. Решаем не испытывать судьбу и поскорее встать на ночлег. Место нашли отличное, не считая обилия гнуса. Мылась в ускоренном темпе и урезанном варианте. Вода в ручье очень холодная и сильно кусают.

Итого за день: ходовое время – 2 ч. 10 мин., пройдено 29,4 км, средняя скорость – 13,6 км/ч.

День 7-й, 12 августа, воскресенье.

Дневка. У Леши День рождения. Спала до полудня, пока не разбудили пить кофе. Из того, что было испекли оладьи. С икрой, джемом и сгущенкой они разлетелись моментально. Затем – стирка. Так увлеклась, что меня даже искать начали. Пока стирала, мокрец искусал капитально. Окорочка жарили на рожнах (двузубцах, воткнутых в землю под углом). Пока они готовились, Миша настроил мне задний тормоз (коромысло при зажимании с диким звуком терлось о протектор). Еще вчера он поменял задние колодки (на грейдере успели стереться) и посадил багажник на полиэтилен. Заодно выяснили, что кассета стерта. С Мишиной втулкой все обошлось: был просто люфт.
Курицу ждали долго. К ней сделали салат из помидоров, картофельное пюре. В общем праздничный ужин получился роскошный.
За полдня сушения на солнце и костре у меня высохла всего пара носков.
Спать легли в полночь.

День 8-й, 13 августа, понедельник.

Подъем в 630. Ночью, говорят, бегали мыши вокруг палатки, да и вообще ночная жизнь довольно бурная, но я слышу только Мишин храп. Утро солнечное, теплое. Проехали речку Лёвушку. До обеда сделали два перерывчика. Остановились вблизи п. Новый у довольно широкой и студеной реки. До Савинского было уже близко, выбрались на бетонку, а за поселком начался асфальт. На радостях мы с Мишей разогнались, а потом ждали остальных. От магазина в п. Шелекса за нами увязались двое ребятишек, но ускорившись мы от них оторвались. До Плесецка места для стоянки не нашлось. Почти в 2100 въехали в Плесецк. Заштатный городишко, близость Мирного как-то не сказывается. Купили еды. Впервые используем габаритные огни, т.к. уже довольно темно. За Плесецком начал накрапывать дождик, но быстро прекратился. На ночлег встали недалеко от города. Было уже поздно, половина одиннадцатого. Ужинать решили без костра по палаткам.

Итого за день: ходовое время – 5 ч. 15 мин., пройдено 81,3 км, средняя скорость – 15,6 км/ч.

День 9-й, 14 августа, вторник.

Подъем в 750. Завтракаем по палаткам. Несмотря на это стартуем только в 1055. Проехали поворот на Североонежск, с которого возобновилась основная ветка маршрута. За Федово асфальт закончился, начался гравийный грейдер, идут дорожные работы. Из-за поднимаемой пыли видимость – не более 100 м. Решили, что пора пообедать и на этом стыке свернули вправо к реке. Проехали дачный поселок и через поле, на котором трактора косили сено, вышли к обрывистому берегу. С удовольствием искупалась. У Миши снова сломана спица, и, пока готовился обед, он ее заменил. Пейзаж напоминает родные просторы: поле, редкие посадки, обычные домики, небольшая речка. Припекает весьма хорошо, поэтому двигаемся с трудом. Тронулись в 1830. Пыль скрипит на зубах, напоминает сильный туман. Довольно-таки много лесовозов и легковых машин, но никто не пытается согнать на обочину и даже стараются сильно не пылить, приветствуют гудками. Пролетела стая журавлей. За д. Щелгачево свернули к Онеге и стали на ночлег. Место не очень скрытное, но холм прикрывает от дороги. Местные тоже не беспокоили. Пыль достает даже досюда. Устроили массовую помывку. Дно там каменистое, передвигаться больно. У берега бьют родники, и вода местами ледяная. Туда-сюда ездят моторки, но до нас им тоже нет дела.

Итого за день: ходовое время – 3 ч. 45 мин., пройдено 61,1 км, средняя скорость – 16,2 км/ч.

День 10-й, 15 августа, среда.

Из-за небольшого уклона и скользкого спальника всю ночь каталась по палатке. Спали плохо, проспали на полчаса и встали только в 700. Утро солнечное и теплое. Сегодня нам предстоит переправиться на другой берег (возможно из Конево) и, по возможности, заехать в Бережную Дуброву на осмотр церкви. Вскоре доехали до Красного, где есть паром, но здесь переправляться не стали: узнали, что по той стороне только зимник. Увидели указатель «поворот на Бережную Дуброву». Решили проехаться и узнать, что за чудеса. Выяснилось, что нам крупно повезло: на Б.Дуброву есть паром и время сильно экономится. На пароме развлекались целая ватага ребят, а на берегу лежал перевернутый УАЗик. Церковь 1889 г., 10 глав, памятный крест. Внутри сохранилась роспись купола. На подъеме у Миши порвалась цепь. Долго не могли найти подходящего места для обеда с удобным подходом к реке. Наконец остановились на берегу Онеги у недействующего парома. Дно каменистое и очень мелко. Трос для костра пришлось натягивать между двумя дорожными знаками, предварительно нарастив его бельевой веревкой. Почти сразу же после старта у Зои прокололась камера. По обочинам дороги растет огромный борщевик, даже негде остановиться для отдыха. В д. Измайловской есть деревянный мост 18 в. через реку Кену. Доехали до ручья Прубежный, ищем стоянку. Это единственное заранее запланированное место. Лес преимущественно лиственный, сырой. Вода в ручье чистая, прозрачная и очень холодная. Стоять там просто нельзя. Мылись кое-как. Странно, но около ручья комаров нет, а в лесу полно.

Итого за день: ходовое время – 4 ч. 30 мин., пройдено 61,6 км, средняя скорость – 13,6 км/ч.

День 11-й, 16 августа, четверг.

Ночью и под утро шел дождь. Дежурные встали в 630. Собирались аж 4,5 часа. Едем по грейдеру с сильной гребенкой. В д. Самково мы осчастливили несколько магазинов, повалили перила и устроили второй завтрак. Мимо проехал грейдер, но дорога после него ровнее что-то не становится. Доехали до Кенозерского национального парка. Видели стенд с предупреждающими надписями: необходимо оформить разрешение на пребывание, костры не разводить, стоянки где попало не устраивать, дрова не заготавливать и т.п. Встал вопрос, где будет обед. Попадающиеся оборудованные стоянки для этого не пригодны (самое главное, нет заготовленных дров, и находятся они у дороги). Найдя ручей, решили, что просто устроим совсем партизанский костер без дыма. Обошлось. Под вечер начал накрапывать постепенно усиливающийся дождь. В низине увидели ручеек, вернулись немного назад и свернули на просеку. Пока выбирали ровное место, вымокли почти насквозь. Привязали тент к деревьям и переждали под ним грозу. Решили сильно с ужином не заморачиваться и сделать какао с бутербродами. В результате провозились дольше обычного, но какао того стоило. Пытались высохнуть, поворачиваясь к костру то одним боком, то другим. Мне помогло не сильно.

Итого за день: ходовое время – 3 ч. 6 мин., пройдено 41,3 км, средняя скорость – 13,3 км/ч.

День 12-й, 17 августа, пятница.

Дежурные встали в ровно в 7. Уже который день спим на кочках и ямках. Мох что-то закончился. Светит солнце, но из-за большой влажности просохнуть не удается. Кто-то из людей заметил нас, но прошел мимо. По плану сегодня – радиалка в Филипповскую на осмотр деревянной ограды погоста 17 в., двух церквей и колокольни 1700 г. (Церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи и Церковь Происхождения Честных Древ). Церкви реставрируются, колокольня полностью собрана заново. Вернулись на основную дорогу и доехали до развилки на Почу и Усть-Почу. Там нас поймали два мужика на мотоцикле, срубили на пиво и типа объяснили как побыстрее переправиться через озеро в Рыжково. Решили последовать их совету и поехали в Усть-Почу, до нее – песчаная дорога. В поселке закупили продуктов на 4 дня автономки и Люда, пока ходила за молоком, нашла переправщика Иосифа. Пока переправлялась первая группа, обнаружила, что мой рюкзак ПИК-99 порван в месте соприкосновения с багажником. Замотала стойку пластырем, дырку заклеила им же. Печально не только само событие, но и то, что рюкзак – не мой, а Апро. Управились в два захода, заплатили 300 руб. По воде получилось около двух км. в одну сторону. В Рыжково перекусили, там есть маленькая церковь. В одном доме было гулянье, поэтому поспешили смыться. Нам нужно было пробиться в с. Немяты к оз. Долгое. Местный житель сказал, что есть тракторная дорога. Дорога эта оказалась заболоченной тропой, шедшей сначала через поле, затем – через лес. Если по полю еще ехали, то потом шли пешком. Сильно достает гнус – видно к дождю. Вышли к озеру. На другом берегу видно Вершинино – административный центр Северной части парка. Через поле пошли к лесополосе, тут мошка просто облепила со всех сторон, и пришлось надеть сетку. Не успели дойти до намеченного места, как начался дождь. Быстро поставили палатки. Для ужина собирали с тента дождевую воду. Мокрые ноги сильно снизили мой боевой дух, и участие в общественной жизни я принимать отказалась, благо было не наше дежурство.

Итого за день: ходовое время – 2 ч. 32 мин., пройдено 24,9 км, средняя скорость – 9,8 км/ч.

День 13-й, 18 августа, суббота.

Внеплановая дневка. Встали в 730. Ночью продолжался дождь. Поели и встал вопрос, что делать дальше. Миша сказал, что к завтра фронт непогоды пройдет, поэтому стоит день переждать. Группа, наоборот, склонялась идти. Решение переменил начавшийся дождь. Ходили на озеро купаться. Под водой оказались заливные луга. Мошки по сравнению со вчерашним гораздо меньше. После купания снова спали, потом пили чай, снова спали. Дежурные приготовили ужин. У местной 81-летней дачницы выяснили, что дорог на этой стороне нет, зато есть медведи и кабаны, а люди ходят по берегу, когда вода отступает. Вечером снова моросил дождик. Мошка собирается под тентом палатки, бьется там, и звук очень похож на капли дождя. При дневном счете палатка – это фильм ужасов (снаружи – живые насекомые, внутри – раздавленные). Спать легли рано.

День 14-й, 19 августа, воскресенье.

Дежурные поднялись в 600, мы – на полчаса позже. Солнечное утро, очень много росы. Стартуем в 950. Идем через поле. Видели троих, свободно пасущихся, коней. Когда вошли в лес, поискали хоть какую-нибудь тропу. Вроде бы нашли два направления, выбрали одно из них. Какое-то расстояние прошли по краю леса, затем Миша совершил разведку и обнаружил давно заброшенную и сильно заросшую тракторную дорогу, идущую через лес. Лезем через бурелом и заболоченные участки. Отдыхать решили через каждые полчаса, т.к. сил уходит много. Увидели дома и подумали, что добрались уже до Бухалово, но вскоре выяснили, что это не так. До него переть и переть. Тракторная дорога куда-то уходит, и мы двигаемся вдоль ЛЭП, приведшей в болото. Леша тропит дорогу прямо через него. Когда вылезли из болота, немного поблудили, затем поперли прямо по азимуту и вышли на тракторку, идя по которой уперлись в пустующий коровник д. Бухалово. Расположились на краю поля и пообедали. Люда с Таней сходили к озеру за водой и заодно узнали про дорогу. Местный мужик посоветовал из Качиковой горки переправиться в Клевцово, где есть турстоянка и баня. Рассказал, что туристов ходит тут достаточно, даже иностранцы с крутыми картами попались. Для приготовления обеда в качестве плиты использовали бесхозную борону. По уверению мужика до Качиковой горки – 4 км, хотя она хорошо видна с места стоянки. Четыре – не четыре, но оказалось дальше, чем думали, т.к. на пути попалось большое болото, и пришлось его огибать. Почти все население Качиковой горки, кроме мальчика-подростка, было «под мухой», одна тетка уговаривала остаться на ночь. Этот-то мальчик со своим отцом и перевезли нас на двух лодках: моторной и весельной. Сторговались на 600 руб. В само Клевцово решили не идти, т.к. там ждали большую группу на катере, а не нас. Почуяв неладное, уходили зигзагами по кабаньим тропам. Видели большого зайца. Остановились в лесу за островом, прикрывающим нас от Бухалово. До воды было довольно далеко. Ближе к ночи проплыл тот самый катер с группой туристов, вереща сиреной. Но в общем ночь прошла спокойно. За целый день верхом проехали всего 300 м. Спать легли только в час ночи.

Итого за день: ходовое время – 2 ч. 54 мин., пройдено 10 км, средняя скорость – 3,4 км/ч.

День 15-й, 20 августа, понедельник.

Подъем в 730. Идем на север по хорошо заметной тропе, местами заболоченной. Наша задача – обогнуть мыс и уйти с оз. Долгое на собственно Кенозеро. Шли мы так, шли и уперлись в очередное болото. Походив вокруг, решили идти напролом. Прошли болото, еще немного по лесу и выбрались на целую систему полей, через них – на берег озера, и снова увидели Вершинино, и опять на другом берегу. Там пообедали. Немного беспокоили моторки. Обнаружила новые дырки и протиры на рюкзаке. Нашли чересчур хорошую тропинку и даром это не прошло. Близ д. Емельяновка у Леши лопнула рама с обеих сторон в месте крепления багажника. Замотали проволокой и двинулись. По всем признакам по этой тропе прошла группа байкеров, о которой нам рассказывали местные. Вскоре тропа резко ухудшилась, затем пропала. Пытаясь двигаться вдоль заросшей тракторной дороги, Люда вывела нас на совершенно отпадные кочки высотой до полуметра. К счастью, длилось это не долго. Наконец, выползли на луг, снова нашли велосипедную тропинку, упиравшуюся, ну, конечно же, в болото. Решили идти своим путем и двинулись вдоль ЛЭП. Несколько раз теряли и находили направление. Дорог, как оказалось, было много, только осталось от них одно название. Начались терки, а правильным ли курсом мы движемся? В итоге пролезли через бурелом, поднялись на крутой холм и обнаружили хорошо заметную дорогу, ведущую в нужном направлении. Там и заночевали. Здесь можно шуметь сколько угодно: никто не услышит и не найдет. Воду набирали из луж. Я обнаружила потерю чехла от топора, который по пожеланию Леши везла во внешней привязке. Очень расстроилась. Обиделась на Лешу. Кроме ног, у меня все болит.

Итого за день: ходовое время – 2 ч. 36 мин., пройдено 8,8 км, средняя скорость – 3,4 км/ч.

День 16-й, 21 августа, вторник.

Подъем дежурных в 630. Пока готовился завтрак, лечили мои боевые мозоли (результат хождения в постоянно мокрой обуви). Миша видел следы присутствия медведя, а еще вчера показал лосиные фекалии. Выехали в 1135, хотя особенно ехать-то не получилось: снова пошли пешком. Дорога вскоре превратилась в заболоченную тропу, а та вывела в поле и затем – в чистый сосновый лес, в котором увидели небольшое круглое озеро. По лесу немного прокатились и выскочили на берег Кенозера. Чтобы добраться до Тарасовки, надо было пересечь заболоченную низину, но народ захотел покататься и решили обогнуть поверху. В общем, накатали и находили мы около трех лишних километров. В результате вышли к хорошему деревянному мосту через ручей и попали, наконец, в Тарасовку, где посмотрели часовню и познакомились с егерем. Тот нашел нас по следам, оставленным на берегу озера. Если бы мы не блудили, то, скорее всего, и не встретились, хотя была вероятность, что он застукает нас за обедом, и так легко, конечно же, не отделались бы. Мы заплатили за пребывание на территории парка и планируемую стоянку в Видягино 720 руб. (50 руб. за стоянку и 70 руб. за пребывание от 3-х до 10-ти дней с человека). Егерь сказал, что до Горбачихи мы вряд ли доберемся, т.к. та тропа не прочищается, и имеет смысл двигаться из Видягино в Морщихинскую – административный центр южной части парка – по Транскенозерской тропе, поддерживаемой в хорошем состоянии. По его словам за весь сезон было всего пять туристских групп, а, в основном, народ катают по островам на катерах и весельных лодках. Нашли большую лужу и остановились на обед. Все время шугались от шума моторок, даже не стали нормально мыть посуду и на месте костра устроили экибану. Дошли до Косицыно. Собирались было зайти в магазин, но оказалось, что продавщица живет в соседнем селе. Узнали, сколько хотят за переправу в Видягино. Запросили 1500 руб. Решили, что за такие деньги и сами дойдем посуху. Но за Косицыно встретили эту продавщицу и вернулись. Пока закупались, Миша обрабатывал лодочника, и после разыгранной сценки «у нас нет больше денег» тот согласился на 890 руб., правда все время уверял, что это исключительно из жалости к нам, т.к. дорога трудная (в обход бухты – лахты – получилось бы около 8 км по сильно пересеченной болотистой местности). Стоянка в Видягино оказалась занята, да и та без дров и места под палатку. Нам разрешил стать на своем дворе единственный местный житель со своим внуком. Он приезжает сюда летом и рыбачит. В лесу раздобыли дров и костер устроили тоже во дворе. Во время готовки начался довольно сильный дождь, но он не помешал насладиться яичницей и макаронами с тушенкой. Ели уже поздно. Спать легли только во втором часу ночи.

Итого за день: ходовое время – 2 ч. 17 мин., пройдено 10,3 км, средняя скорость – 4,5 км/ч.

День 17-й, 22 августа, среда.

Встали в 800. Искупались в озере. Солнце печет так сильно, что до выхода всё успело высохнуть. За деревней есть церковь и часовня начала 20 в. Отсюда начинается (вернее заканчивается) Транскенозерская тропа. За ней действительно ухаживают, но для велотуристов, особенно после дождей, она не очень подходит. Хотя по сравнению с отсутствием всяких троп в Северной части парка и это – очень хорошо. Мы даже местами едем. В одном месте путь преграждает ветровал, где пролазим, где расчищаем топором. Через заболоченные места устроены узкие продольные мостки, по некоторым идти хорошо, по прогнившим – плохо. Не успели выйти из леса на широкую просеку и поехать, как у Миши случилось ЧП: лопнул задний эксцентрик и улетел в неизвестном направлении. Заменили на новый, но велосипед почему-то не едет. Т.к. проблема серьезная, то решаем поискать поблизости место для ночлега. Выяснилось, что из-за неисправности задней втулки одна гайка начала закручиваться, другая – раскручиваться и раму расперло до такой степени, что не выдержал эксцентрик. В результате ребята перебрали втулку, а Мише дальше пришлось ехать без заднего тормоза и некоторых звезд. Воду снова брали из луж, пришлось ее процеживать. Пытался пойти дождь.

Итого за день: ходовое время – 2 ч. 10 мин., пройдено 10,7 км, средняя скорость – 4,9 км/ч.

День 18-й, 23 августа, четверг.

Дежурные проспали и поднялись в 715, мы – в 800. Миша нашел коралловый гриб, занесенный в Красную Книгу. Доехали до оз. Порженское, есть стоянка, домик, где отдыхали двое московских туристов с сопровождающим их егерем. Поднялись к Порженскому погосту и церкви 17 в. Внутрь попасть не удалось: церковь под замком. Обедали км в 5 перед Думино. В самом Думино встретили большую пешеходную группу с детьми, а до этого по гати пересекли большое болото. На стоянке есть баня, но егеря что-то не видно. Мы надеемся попариться и заночевать в п. Масельга. Путь к ней лежит меж двух озер, открываются очень красивые виды. Перед Масельгой есть турстоянка на берегу озера, но без бани. Она занята автотуристами. В Масельге с баней ничего не вышло, поэтому решили ехать уже до Морщихинской, тем более что начался грейдер. В 2100 приехали туда. Здание администрации оказалось заперто, но местные жители выдали нам, где живет начальник. Он оказался очень приятным человеком, увлеченный своим делом; разместил нас в номерах, договорился о бане на завтра и обещал найти машину в Няндому. В этом здании под одной крышей находилось собственно офисное помещение и по два одноместных и четырехместных номера с большой кухней. Единственная проблема вышла с водой: в местных колодцах она была почему-то грязная, даже с живностью. Одноместный номер стоит 400 руб., четырехместный – 200 с человека. С нас взяли половину стоимости. Спать легли поздно, около двух ночи.

Итого за день: ходовое время – 3 ч. 34 мин., пройдено 25 км, средняя скорость – 7 км/ч.

Т.к. 24 августа ночью у нас поезд из Няндомы, то своим ходом мы туда никак не успевали. Пропал осмотр церкви 17 в. в Красной Ляге (Шейне) и самого Каргополя. Зато мы хорошо попарились и отмылись в бане, правда, велосипеды так и не помыли. Время до вечера пролетело незаметно. Подали машину – уазик-пирожок. Водитель не верил, что туда войдет всё. Вошло. Дорога – это разбитый грейдер, местами бетонка, затем асфальт. По пути остановились в Гавриловской, чтобы посмотреть на известный комплекс 18 в. – две церкви и колокольню. Оказалось, что идет реставрация и церковь разобрана. Около 10 вечера подъехали к вокзалу и коротали время до двух ночи. Погрузились в поезд и 25 августа в субботу пол-пятого вечера прибыли в Москву. Проводницы, кстати, были те же, что и на поезде туда и помнили нас. На вокзале мы расстались: Леша, Люда и Таня поехали к себе, а я купила билет в Курск на вечер и поехала с Мишей и Зоей к ним домой. Там мы поужинали, я перепаковалась, и на метро – на Курский вокзал. Расставаться не хотелось, было очень грустно. А утром была уже дома.


В общем, отпуск удался. Пройдено около 550 км, из них 320 – грейдер разной степени паршивости, 145 – асфальт, 85 – разные тропы, болота и бурелом, большей частью пешком. Велосипед почти не подвел, в отличие от рюкзака. Трехразовое котловое питание не дало отощать (я даже пару кг прибавила), хотя действительно отнимало много времени. Но в таких длительных походах по-другому нельзя: сначала моя порция казалась мне очень большой, потом нормальной, а затем хотелось добавки. Каждый день принимали витамины. Если бы на ездовых участках Таня с Людой могли держать высокий темп, то возможно прошли бы весь маршрут своим ходом. Хотя дороги на местности сильно отличались от планируемых, и отставание от графика все равно было бы значительным. Из-за хорошей погоды большая часть вещей не понадобилась, но это нам просто повезло. Еще я уяснила, что в лесу новая, а тем более фирменная одежда ни к чему. Свои понтовые штанишки и курточку засунула на дно рюкзака, чтобы довезти до дома в целости. У костра – только х/б, никакой синтетики. Та прожигается искрами сразу. Самая большая моя неприятность – это мокрая обувь, да и к той после нескольких пеших дней привыкла. Никто не болел. Болели только мышцы.
К концу похода очень хотелось на поезд или хотя бы ехать, а не идти. Шесть пеших дней подряд – это конечно слишком.
А когда вернулась, стало казаться, что вовсе и не устала, и ради той природы можно было и еще походить.
Как подумаю, что всего этого могло и не быть, становится очень грустно.
Последний раз редактировалось YUP 11 дек 2009, 22:13, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
YUP
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, Автовокзал
Велосипед(ы): Merida 903, Merida Kalahari


Сообщение » 01 окт 2007, 10:18

YUP писал(а):поход был категорийным


А какой категории ?
и еще вот мне интересно, как болота соотносятся с горами в категории сложности похода ?
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Сообщение » 01 окт 2007, 11:37

Если бы добрали по расстоянию, то была бы тройка. А так двойка с элементами тройки.
Рассчитывается все это дело по каким-то справочникам, которых я в глаза не видела, так что насчет соотношения сложности ничего тебе не скажу. К тому же насколько я поняла, на категорию влияет очень много факторов и просто так болото-горы сравнить нельзя.
Аватара пользователя
YUP
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, Автовокзал
Велосипед(ы): Merida 903, Merida Kalahari


Сообщение » 01 окт 2007, 16:00

Наконец-то осилил :) Все так на зависть скрупулезно и детально. Никогда не могу себя заставить вести в походе подробные записи, хотя каждый раз собираюсь это делать. Но дело всегда заканчивается максимум перечислением дневных ключевых пунктов с кило- и хроно-метражем.
Но, прочитав отчет, скажу честно, не возникло желания повторить этот подвиг. Болота, кочки, трава по пояс, длинные пешие переходы, сильно женская, а следовательно, мало мобильная группа, зависимость от переправщиков... Нет! Я, без сомнения, считаю, что этот поход совершили люди сильные и достойные и они получили свое незабываемое удовольствие от него. Ведь, как мы все согласились, запоминаются и манят в дальнейшем именно трудности. Но тем не менее, на мой взгляд, велотурист должен хотя бы 90% маршрута двигаться на велосипеде. И в соответствии с этим выбирать маршрут. Иначе просто теряются преимущества человека с велосипедом: сравнительная (с пешеходом) мобильность, сравнительная (с водником) свобода выбора пути, сравнительная (с автомобилистом) проходимость.
Еще очень понравилось в отчете детальное описание поломок. Вот это я бы предложил даже вынести в отдельную тему, так сказать, в назидание потомкам, чтоб иметь представление о том, что у тебя может сломаться.
...чтобы жить километрами, а не квадратными метрами...
Аватара пользователя
Xadgi
Бешеный пёс
 
Откуда: Мурыновка-Курск


Сообщение » 02 окт 2007, 08:41

Xadgi, отчет подробный только потому, что я была там летописцем и это входило в мои обязанности. На основании летописи, хронометражных таблиц и своих заметок руководитель составляет отчет для клуба. Я первые два дня ничего по ходу не писала, и Михаил меня так пропесочил, что с перепугу я стала и хронометраж дублировать.
По поводу труднопроходимости маршрута: на этапе планирования сложности, конечно, предусматривались, но не в таком объеме. Никто не думал, что столько придется идти пешком.
Аватара пользователя
YUP
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, Автовокзал
Велосипед(ы): Merida 903, Merida Kalahari


Сообщение » 06 окт 2007, 19:14

Сложность пройденного похода (если дороги грунтовые конечно или вобще отсутствуют) еще всегда можно по средней прикинуть: 5 дней со средней 3 - 7 км/ч - это очень тяжелый маршрут, уже практически не велосипедный.
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Сообщение » 06 окт 2007, 19:43

YUP писал(а): Еще я уяснила, что в лесу новая, а тем более фирменная одежда ни к чему. Свои понтовые штанишки и курточку засунула на дно рюкзака, чтобы довезти до дома в целости. У костра – только х/б, никакой синтетики. Та прожигается искрами сразу.

Напрасно, напрасно )) Ясное дело - комары/монголы/медведы(нужное подчеркнуть) не оценят ни трусиков Biemme, ни крутого шлема, ни майки "Велокурск" ни даже какой-нибудь крутой командной майки типа "TREK" или какой-нибудь сборной. Максимум в их глазах ты чуть больше будешь походить на инопланетянина. Я тоже не хотел ни форму, ни каску в Монголию тащить. А потом подумал - надо же будет по Иркутску кататься - придется брать. А потом подумал - придется все это и в поход тащить. Будут же ФОТКИ. Фотки люди будут смотреть, ну пусть не пол-страны, а на лучших темах у нас уже по три тысячи просмотров, а будет надеюсь еще больше.
Про х/б не могу согласиться. Я например очень страдал что у меня майка "Велокурск" была х/б - вечно мокрая от пота и не просыхает. Синтетика куда приятней. А с искрами - подальше от костра сидеть надо или что-нибудь сменное вечером одевать.
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Сообщение » 08 окт 2007, 09:58

Насчет того, что синтетика именно в движении лучше я и не спорю. Сама почти весь маршрут в одной футболке прошла, благо сильно потеть не приходилось, все больше чертыхалась. А вот вечером очень приятно переодеться в х/б, и чем ближе к костру, тем меньше гнуса :)
На фотках яркая одежда, конечно, смотриться красиво, но Михаил мне иногда пенял на то, что я их демаскирую (уж не знаю чего тут больше - правды или шутки). А вот наличие шлема (и, самое главное, его использование) было обязательным условием участия в походе, также как и защитных очков.
Аватара пользователя
YUP
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, Автовокзал
Велосипед(ы): Merida 903, Merida Kalahari


Сообщение » 11 окт 2007, 20:40

Еще вопрос - какой вышел бюджет похода (в т.ч. билеты) ? Примерно вижу что не очень много, тем более интересно
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Сообщение » 12 окт 2007, 10:13

Если не считать затраты на подготовку к походу, то всего 8 тыс. руб.
Аватара пользователя
YUP
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, Автовокзал
Велосипед(ы): Merida 903, Merida Kalahari


Вернуться к началу