Метеозонд заметен на радарах только по подвесной аппаратуре, которая до 80тых годов представляла большой алюминиевый ящик. С тех пор микроэлектронника шагнула далеко вперед и размеры аппаратуры уменьшились радикально. Сам латексный шар радиопрозрачен для радаров ПВО и бортовых радаров самолётов.
В этом и опасность - гражданская авиация или военный самолёт могут даже в ясную погоду на большой высоте заметить шар слишком поздно для манёвра. С другой стороны современный самолёт сложно повредить таким столкновением (возможны правда оригинальные причины катастрофы, например забитие латексом обоих комплектов трубок приборной скорости и последующие неверные действия экипажа).
По поводу легальности - т.к. воздушное пространство в РФ полностью поделено, то ты должен согласовать пролёт метеозонда (с расчётным планом полёта!) со всеми центрами управления воздушным движением по трассе полёта. Воздушный шар гарантированно пересечёт абсолютно все эшелоны. Так же в день запуска ещё связаться с руководителем полётов зоны взлёта и получить оперативное разрешение на запуск.
Наглядно посмотреть полётные зоны и кто за что отвечает можно на сайте
http://fpln.ru/
- Воздушное пространство над Курском
Например над Курской АЭС в Курчатове нельзя летать на высотах с 0 до 6000 метров из-за ограничений АЭС, но так же нельзя летать и выше до эшелона FL400 (12 км) из-за ограничений МО В/Ч 23326-5 Халино.
Нужно сказать, что над большей частью центра и северо-запада Курской области нельзя летать на высотах от 700 метров до 12 км из-за нашего истребительного полка.
А над заповедником Стрелецкая степь нельзя летать с 0 до 500 метров из-за заповедника и с 700 до 5800 м из-за МО РФ.
То бишь пролететь над заповедником (с согласованием, планом полёта, диспетчерским контролем и проч) в высотах от 500 до 700 метров или от 5800 метров можно :)
Причём от 500 до 700 контроль будет Курского диспетчерского центра, а от 5,8 км до 12 км Московского зонального центра.
Удобно летать в районе Рыльска - там нет низких бесполётных зон и не проходит воздушных трасс. Однако нельзя летать ближе 25 км от гос.границы без ответчика, а в приграничных районах нельзя летать без согласования погран.управлением УФСБ.
В общем как шутят, если ты подпрыгнул и оторвался ногами от земли - то уже без разрешения занял нижний эшелон и нарушил воздушный кодекс РФ :)Зато штрафы не большие: за нарушение правил
использования воздушного пространства если ты физлицо, никому не помешал, а тебя просто заметили и нашли, то штраф от 2 до 5 тыс. руб.
PS: так же могут пригодится
схемы захода на посадку и взлёта по нашему курскому аэропорту для гражданской авиации.
Забавно, что при взлёте с полосы 30 (на юго-восток) гражданскому самолёту нужно сразу после взлёта совершить резкий левый разворот, чтобы не залететь в бесполётное пространство 0-3000 м военного полигона "Постоялые дворы" (где он может быть случайно сбит во время учений).