Правила форума
Регистрация

Вход


Каргополье-Карелия 2008

Сообщение » 21 ноя 2008, 17:42

Наконец дошли руки до обработки дневника майского похода

Каргополье-Карелия – 2008

Нитка маршрута:
Москва – Няндома (поезд) – Шалга – Каргополь – Кипрово (Саунино) – Шелоховская (Архангело) – Ошевенск (Погост) – Каргополь –– Ватамановская – ур.Красная Ляга –Гавриловская (Лядины) – Кривцы – Пудож – Пудожгорский – Пяльма – Чёлмужи – Медвежьегорск – Москва (поезд)

Состав группы:
1.Лысова Зоя – руководитель.
2.Лысов Михаил – завхоз.
3.Портнова Юлия – хронометрист.
4.Клевцов Евгений – ремонтник, фотограф.

Приехала я в Москву 20 мая накануне отправки поезда, ночевала, как и в прошлом году, у Миши с Зоей. Поезд отправлялся 21 мая в 19.35. Перед взвешиванием багажа облегчили рюкзаки, чтобы войти в норму 36 кг. Поезд оказался фирменный «Поморье» с новыми вагонами. Багажные полки там очень неудобны для туристов.
Изображение
[Увеличить]
По стандартной схеме – два велосипеда + два рюкзака – уложиться не удалось, пришлось занимать полки в соседнем купе, благо пассажиры не возражали. Ехали мы все на верхних полках в соседних купе. Нам с Женей не повезло с соседом снизу. Проснулись ночью от какой-то возни и возмущенного шепота. Оказалось, что сосед снизу напился, наблевал и обоссал наше купе, чем очень огорчил ехавшую с нами женщину. Хотели вызвать милицию, но выяснилось, что пассажир этот глухонемой, и проводницы решили не связываться с ним. Уложили его, женщине предоставили койку в другом купе, мы тоже претензий высказывать не стали, только обувь закинули наверх.

1-й день. 22.05.2008. Четверг.

Приехали в Няндому утром в начале одиннадцатого, выгрузились за 5 минут, на сборы велосипедов потратили около получаса. Переодеваться пришлось в укромном месте на вокзале, так как туалет был закрыт. Стартовали около половины двенадцатого, нашли телеграф, отбили телеграмму в МКК о выходе на маршрут, заехали в магазин за хлебом и водой и в 12 выехали из города. Погода радует – солнечно – и мы не мерзнем, несмотря на низкую температуру (около 10 градусов) и ветерок. Сначала дорога была слабо пересеченной, потом и вовсе стало плоско, так что едется легко. Асфальт весьма приличного качества. Кое-где видны остатки снега.
Изображение
[Увеличить]
Около трех остановились на обед в лесу недалеко от дороги, воду брали из лужи. На Севере только начинается весна, листва еще даже не распустилась. С обедом управились за 2ч.15мин. Где-то на пятидесятом км начался 9-ти км участок разбомбленного асфальта, о котором честно предупреждал знак «Неровная дорога». Дальше нам эти знаки будут часто встречаться, причем некоторые интервалы – видимо, совсем уж неровные - внутри других – более-менее сносных. В начале седьмого доехали до места, откуда должен был быть поворот на Бол.Середку, где мы хотели посмотреть церковь. Увидели только лесовозку. Проехав немного вперед и ничего не найдя, вернулись к лесовозке. На ней были с большие глубокие глинистые лужи, в одну из которых я угодила, основательно так увязнув.
Изображение
[Увеличить]
Грязь с ободов и тормозов удалось немного смыть в другой луже, а оставшаяся ехала со мной до дневки. Через два км выехали на поле, где Женя обнаружил потерю переднего крыла и отправился его искать. Нашел опять же в луже где-то в самом начале лесовозки. По грунтовке доехали до нежилой деревни, дома там уже сильно разрушены, дальше попался небольшой участок, мощеный камнями. Церковь находится на кладбище, которое видно иногда посещают.
Изображение
[Увеличить]
В церкви тоже бывают, но внутреннее убранство не сохранилось. В стороне от дороги есть еще одна, уже жилая, деревня, рядом с ней есть маленькая часовня. За деревнями снова началась лесовозка, проехав 1,5 км, выехали на асфальт. Вскоре показалась речка Пиньдеша (Пинтюша) и, немного не доехав до нее, мы свернули по заброшенной дороге в лес. 20.25 – нашли удобное место и разбили лагерь. За водой к реке ходить не стали, ограничились лужами. Ночи здесь светлые, что очень удобно. Отбой в 00.30.

Итого за день: ходовое время – 4 ч. 7 мин., пройдено 70,8 км, средняя скорость – 17,9 км/ч.

2-й день. 23.05.2008. Пятница.

Ночью был минус, вода, оставшаяся в канах, замерзла. Подъем в 7.30. Старт в 11.30. Через три км свернули налево на грунтовку, чтобы попасть в д. Евсеево. За д. Кузино нашли нужные нам колеи и поехали через поле. Вскоре за деревьями увидели высокую деревянную церковь, рядом с ней стоит свежевыкрашенная каменная более новой постройки.
Изображение
[Увеличить]
Изображение
[Увеличить]
Здесь что-то строится – видно туристический домик. До асфальта отсюда всего 1 км по хорошей грунтовке. К обеду приехали в Каргополь, закупились в магазине при местном молокозаводе и поехали осматривать церкви. У первой перекусили и двинулись дальше по городу.
Изображение
[Увеличить]
Изображение
[Увеличить]
Изображение
[Увеличить]
В полчетвертого выехали за город и направились по грейдеру в Кипрово, через полтора км мы свернули к селу, и начался асфальт. Церковь Иоанна Златоуста (1665 г.) и колокольня хорошо сохранились, но внутрь мы не попали.
Изображение
[Увеличить]
Вернулись немного назад и параллельной дорогой выехали на трассу Р-1. Асфальт там хороший, местами даже свежий. Проехали по нему около 34 км и стали искать место для ночевки. Ушли вдоль ручья в небольшой перелесок за полем и там остановились (19.20). Отбой в полночь.

Итого за день: ходовое время – 4 ч. 5 мин., пройдено 62,7 км, средняя скорость – 15,8 км/ч.

3-й день. 24.05.2008. Суббота.

Ночью снова был мороз. Чтобы я в своем тщедушном спальнике не отбросила коньки, Миша с Зоей сделали из своих спальников спарку на троих. Тесно, зато жарко. Встали в 7.00. Все бросились пилить дрова, чтобы согреться. Но под натиском солнца холод быстро отступает. Вышли поздно – в полдвенадцатого. Через 6 км асфальт кончился, начался грейдер, на границе идут дорожные работы.
Изображение
[Увеличить]
Возле стелы какого-то колхоза Миша осознал, что проколол переднее колесо и едется ему с трудом не просто так. На ремонт ушло примерно полчаса, заодно выяснили, что у Жени очень хороший портативный насос. Перед Шелоховской снова начался асфальт, но за деревней закончился. Деревня большая, есть несколько магазинов. Возле одного из них мы перекусили и поехали осматривать церкви. Сохранились они плохо, верх покрыт листовым железом, но в Архангельской церкви осталась роспись неба.
Изображение
[Увеличить]
После решили сделать радиалку в Семеновскую, посмотреть еще одну церковь. К ней ведет не слишком приятный, но вполне сносный грейдер. Искомой церкви мы там не нашли, зато увидели две основательно разрушенные каменные церкви. Одна из них была очень массивная, от второй остались одни стены.
Изображение
[Увеличить]
На выезде сфотографировались на фоне Онеги, вернулись в Шелоховскую и свернули на Ошевенск (Погост). Нам с Женей сильно хотелось есть, поэтому попросили сделать еще один перекус. На холодном ветру без костра основательно продрогли, согревались диким смехом и ели быстро-быстро. Стартовали уже в начале седьмого. Через 10 км грейдер сильно испортился, стал крупнощебеночным осложненным крупными камнями, попался загатченный участок через болотистое место.
Изображение
[Увеличить]
Трясло нас так до Ошевенского монастыря, что за рекой Чурьега. Так как приехали мы туда уже поздно, около восьми, то осматривать ничего не стали, а поехали за поселок искать место для стоянки. Думали перебраться на другой берег по мосту, указанному в карте, но он оказался давно разрушен. В девять часов стали в лесу на краю луга. Пока ребята готовили дрова и кипятили воду, я, клацая зубами, искупалась. Отбой в 1.00.

Итого за день: ходовое время – 4 ч. 27 мин., пройдено 64,2 км, средняя скорость – 14,7 км/ч.

4-й день. 25.05.2008. Воскресенье.

Подъем в 8.15. Утро солнечное. Над нами летает стая каких-то птиц и отгоняет хищника.
Изображение
[Увеличить]
Собирались мы очень неспешно и вышли только в 12.15. В этом месте конгломерат из трех деревень – Низ, Ширяиха и Погост, но воспринимаются они как один поселок. В д. Низ мы посмотрели на часовню 19 века, дальше – действующая Богоявленская церковь 18 века с колокольней. Потом отправились к Ошевенскому монастырю (начало 18 в.).
Изображение
[Увеличить]
Там все в руинах, действует только очень скромная надвратная церковь, которую нам показал смотритель монастыря. Уехали мы оттуда в два часа дня. Через час доехали до п. Наволочный, там тоже есть каменная церковь. Решили поискать здесь место для обеда и за мостом свернули направо. Дорожка вела сначала вдоль реки, потом вдоль кювета с чистой проточной водой. Перебрались через кювет и в лесу пообедали. Судя по кострищам место это понравилось не только нам. Около шести тронулись дальше в путь. За этим поселком грейдер стал хуже – с гребнем посреди дороги и отбойником по краям. Мы рассчитывали доехать до д. Черепашевская и по дорожке неизвестного качества перебраться в Кучепалду или Красную Лягу, где хотели осмотреть деревянную церковь. Однако Черепашевской на местности не оказалось, дорожки, соответственно, тоже. Поэтому пришлось возвращаться к Каргополю, к которому мы подъехали без двадцати девять. По асфальтовой трассе Р-2 двинулись дальше на запад. Нужно было доехать до р. Сиянга, т.к. ближе никакой воды не было, а уже завтра вернуться немного назад и сделать радиалку в Красную Лягу. Здесь асфальт довольно хороший, но есть два участка бетонки (2,8 и 1 км). Немного не доехав до Сиянги, свернули вправо в лес, 22.45 – разбили лагерь. Воду брали из лужи, т.к. берег реки сильно заболочен. Отбой в 1.20.

Итого за день: ходовое время – 4 ч. 51 мин., пройдено 77,4 км, средняя скорость – 16,4 км/ч.

5-й день. 26.05.2008. Понедельник.

Подъем в 8.20. Ночи уже теплее. Вчера вечером у Зои обнаружился прокол переднего колеса и утром Женя его клеил. Несмотря на то, что лес довольно сырой и кочковатый, место – красивое, светлое и просторное. С потеплением стала появляться мошкара. Стартовали в 12.15, едем назад в Ватамоновскую. Там Миша проколол заднее колесо, пока ребята клеили, мы с Зоей пошли за продуктами. До Красной Ляги – 7 км по грейдеру. Шатровая церковь середины 17 в. видна с дороги, к ней подходит грунтовка. Двери закрыты, но внизу есть лаз. Внутреннее убранство не сохранилось, осталась только роспись неба (звездочки на голубом фоне).
Изображение
[Увеличить]
Есть опасение, что церковь эта может сгореть во время грозы: крест вместе с громоотводом надломился и повис. Вернувшись к месту нашей ночевки, мы обнаружили, что сразу за мостом начинается грейдер, только что разровненный. Но ехать по нему еще хуже, т.к. эта ровнежка усиливает старые дефекты. В д. Гавриловская еще раз проехались по бетонке, купили вкусности на дневку и увидели, что с прошлого года восстановление церковного комплекса сильно подвинулось вперед. От Гавриловской снова начался грейдер, чередуемый с двумя небольшими участками асфальта (по 3 км). Обедали мы на р. Лекшма с пяти до начала восьмого. После обеда местность стала более пересеченной, а дорога – извилистой. Мы въехали на территорию Кенозерского нацпарка. Полюбовались на Лекшмозеро. До границы с Карелией добрались к началу одиннадцатого. Оттуда начинается асфальт.
Изображение
[Увеличить]
На следующий день была запланирована дневка на озере Хабозеро, но дорога оказалась проложена не так как в карте и озера с нее мы не увидели. Поэтому доехали до моста через р. Хабаньзя и налегке я с Зоей полезли на сельгу искать место. Там мы ничего подходящего не нашли, зато за сельгой на самом берегу реки было замечательное место как раз под две палатки и для костра. С велосипедами и рюкзаками удалось обойти вокруг вдоль реки, так что сильно напрягаться не пришлось. 23.15 – поставили лагерь. Я искупалась, замерзла нафиг. Отбой в 2.00.

Итого за день: ходовое время – 5 ч. 9 мин., пройдено 78,9 км, средняя скорость – 15,9 км/ч.

6-й день. 27.05.2008. Вторник.

Сегодня у нас дневка. Вставали кто когда хочет. Погода была замечательная: солнечная и теплая. Кто захотел – помылся, постирал вещи. Я еще и велосипед помыла. Завтрак плавно перетек в обед, жаль, что праздничный кекс пришлось выкинуть: он оказался насквозь плесневелым. Побродили по окрестностям, ребята сделали много красивых фотографий.
Изображение
[Увеличить]
Днем приходили два рыбака: видно мы заняли их место, но они ничего не сказали, поздоровались и пошли дальше. Женя ремонтировал свой багажник, который «поплыл» еще в Шелоховской. Сначала пытался перепилить стойки Мишиным инструментом, а когда это надоело — перерубил их ножом. Перетряхивая после ужина свой рюкзак, я нашла какую-то непонятную ленту и вспомнила, что хотела пришить ручки к рюкзаку, чем и занялась. Спать мы легли в начале двенадцатого.

7-й день. 28.05.2008. Среда.

Подъем в 6.00. Утром нашли редкий цветок, занесённый в Красную книгу России – Калипсо Клубневая. Старт в 9.50. Через пару холмов всем захотелось раздеться – день теплый. По карте дорога проходит через д. Усть-Река, мы хотели купить там продуктов. Но оказалось, что расположена она в стороне и глубоко внизу, поэтому, проехав полкилометра, повернули назад. И не зря. Как потом выяснилось, хлеб туда еще не завозили, и скатались бы мы напрасно. Закупиться нам удалось в п. Приречный. Дорога очень красивая, только успевали по сторонам смотреть: постоянные спуски и подъемы, лес по сторонам, а в просветах – небольшие озера. К началу третьего доехали до п. Кривцы, оттуда начинается песчано-гравийный грейдер. Отъехав 1 км от поселка, пообедали в живописном месте на берегу р. Водла.
Изображение
[Увеличить]
Стартовали около пяти. Через 6,5 км снова начался асфальт. К семи часам приехали в Пудож, быстро отоварились в магазине и двинули дальше. Через 18 км доехали до поворота на Рагнуксу и стали искать место для стоянки. Справа ничего не нашли: лес сырой, кочковатый и заболоченный. Зато слева от дороги уже в полдесятого нашли сухое место прямо на берегу ручья. Отбой в 00.30.

Итого за день: ходовое время – 6 ч. 14 мин., пройдено 101 км, средняя скорость – 16,7 км/ч.

8-й день. 29.05.2008 г. Четверг.

Подъем в 7.30. При дневном свете место оказалось очень живописным, несмотря на множество поваленных деревьев, пробивается первая травка и разные цветочки. Старт в 10.50. День пасмурный, несколько раз пытался пойти дождь, но передумывал. Асфальт весьма хреновый, самый популярный дорожный знак «Неровная дорога», причем почти все они – деревянные. Обедали на поле около р. Сенная, рядом с п. Песчаное. На самой реке не получилось, она оказалась отделена от нас дренажной канавой, из которой мы и брали воду. К этому времени ветер разогнал облака, и все грелись на солнышке, ели очень лениво. Обед занял почти три часа, и двинулись мы ближе к половине шестого. Проехав еще около 30 км свернули влево на лесную дорогу, ведущую к д. Пяльма, расположенную на одноименной реке, впадающей в Онежское озеро. Мы хотели посмотреть там часовню. В деревне с нами заговорил местный житель, энтузиаст, силами и энергией которого здесь сохраняется и налаживается жизнь. Восстанавливается деревянный мост через реку, реставрируются дома, представляющие историческую ценность, часовня, создан дом-музей. Так как было уже поздно, то заходить в музей мы не стали, посмотрели часовню и по мосту перешли на другой берег. С этой стороны на асфальт ведет широкий песчаный грейдер длиной 2 км. С границы Медвежьегорского района асфальт стал гладким. От Пяльмы проехали еще 8 км до р. Филиппа и стали на ней. Лес хвойный, густой, мшистый и кочковатый. Утрамбовав несколько кочек, поставили палатки (21.30). Довольно холодно, мне даже мыться не захотелось. Отбой в 1.00.

Итого за день: ходовое время – 5 ч. 47 мин., пройдено 86,1 км, средняя скорость – 15,2 км/ч.

9-й день. 30.05.2008 г. Пятница.

Подъем в 7.30. Стартовали как всегда поздно – в 11.25. Лес вдоль дороги – молодой, под деревьями растут мхи, ягель напоминает снег.
Изображение
[Увеличить]
Через 20 км свернули влево на Челмужи. До поселка ведет песчано-гравийный грейдер длиной 5,5 км. На самом берегу Онежского озера стоит часовня, идет реставрация. К сожалению, в этом месте вид на озеро закрывает Челмужская коса, но все равно очень красиво.
Изображение
[Увеличить]
Как и вчера из Пяльмы, выезжали мы по другой дороге, попутно зайдя в магазин. Этот выезд гораздо короче: около километра по поселку и примерно столько же до трассы Р-5. Отъехав несколько километров, пообедали на какой-то речке и двинулись дальше. За Габсельгой, состоявшей из двух частей – старой и новой, расположен мемориал павшим в годы ВОВ воинам. На этом рубеже, где было остановлено продвижение финских войск, захоронено 2776 человек.
Изображение
[Увеличить]
Мы хотели подъехать как можно ближе к Повенцу и стать на одном из притоков ручья Гремяченский, но видимо все их проскочили и в результате стали в молодом сосновом лесу около дренажной канавы в 21.15.
Изображение
[Увеличить]
Лес чистый, но шишек очень много. Отбой в 00.30.

Итого за день: ходовое время – 4 ч. 38 мин., пройдено 79,5 км, средняя скорость – 17,6 км/ч.

10-й день. 31.05.2008 г. Суббота.

Подъем в 7.00. Стар в 10.20. День пасмурный, несколько раз пытался идти дождь. Сразу после моста через Беломоро-Балтийский канал построена новая церковь в честь строителей этого канала. Ее основная часть – из бетона, но в сочетании с деревянными частями она очень похожа на традиционные северные храмы.
Изображение
[Увеличить]
За Повенцом асфальт окончательно испортился, да и плотный трафик радости нам не добавил. Ямы приходилось объезжать по всей ширине дороги и постоянно держать ухо востро, чтоб не быть сбитым. Между Повенцом и Медвежьегорском есть памятный крест и указатель на Урочище Сандормох – место массовых захоронения жертв политических репрессий. Расстояние до него указано не было, поэтому сворачивать мы не стали. В Медвежьегорск приехали в 12.30 за 3 часа до поезда. Около вокзала пообедали в закусочной, до того плотно, что в магазине в поезд ничего брать не захотелось. На перроне Зоя купила по два пирожка каждому, с брусникой и морошкой, в поезд. Но пока она ходила переодеваться, мы все пирожки слопали, для такой вкуснятины место в животе нашлось. Пока ждали поезд увидели, как разгружают почтовый вагон. У меня теперь большие сомнения стоит ли пользоваться услугами Почты России – до адресата доберутся только осколки. Загрузились мы быстро, без суеты. Все вещи разместили в одном купе – вагоны старые. Наверху – четыре велосипеда, под койками – два рюкзака и еще два рюкзака – под столом. Всё – можно расслабиться и мечтать о горячей ванне с шампунем.

Итого за день: ходовое время – 1 ч. 43 мин., пройдено 28,4 км, средняя скорость – 16,9 км/ч.

Всего за поход пройдено 649 км, из них асфальт – 440,5 км, грейдеры – 187,7 км, 20,8 км – прочее (грунтовки, бетонки…).

Поход получился очень хороший: спокойный, посмотрели все, что хотели, погода нам благоприятствовала, красивая природа, замечательная компания. Все что нужно для отпуска.
Аватара пользователя
YUP
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, Автовокзал
Велосипед(ы): Merida 903, Merida Kalahari


Сообщение » 21 ноя 2008, 19:42

Поход красивый, фотки красивые... узерпик тоже кстати хорош ;)
А как пьёте воду из луж, как её обрабатываете?
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 24 ноя 2008, 09:17

akwa38 писал(а):А как пьёте воду из луж, как её обрабатываете?


Лужи выбираем почище и кипятим подольше :)
Аватара пользователя
YUP
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, Автовокзал
Велосипед(ы): Merida 903, Merida Kalahari


Сообщение » 24 ноя 2008, 10:51

:mrgreen:

Но лужи там наверно и правда такие, что пить можно...

Надо сходить на севера... но на югах еще толком не был... в предстоящее лето однозначно в Крым/Абхазию на колесах, а в следующее - не буду загадывать :)
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 24 ноя 2008, 15:27

akwa38 писал(а):Но лужи там наверно и правда такие, что пить можно...

Из луж я бы даже там поостерегся пить сырую воду (ну если тока сразу после дождя, в удалении от мест скопления людей и скота и т.д. и т.п.)

Вот проточная вода - рулит, особенно на Севере, в горах. Можно пить сырой.
Из речки Шуя, на которой Петрозаводск стоит пили воду наклоняясь с катамаранов.

Следует понимать, что микроорганизмы (не обязательно зловредные, хотя концентрация, ака "титр", самых "безобидных" может быть опасной для здоровья) хорошо размножаются в теплой стоячей воде.
Личинки паразитов (не помню такой заразы, что бы заползла в брюхо и начала вредить во взрослом состоянии) в северных, да и в наших краях встречаются только в теле промежуточного хозяина, некоторые из которых на обед вы вряд ли будете кушать сырыми (улитка-прудовик, например, - переносчик личинок Opistorchia Felineus, которые попадая в тело речной рыбы развиваются дальше, а попадая в тело теплокровного - кошки, отсюда название, или человека - наносят вред).
Наплел в одном посте микробиологию с паразитологией :), кому надо, можно продолжить курс лекций, но резюме такое - пить сырую воду можно, если вы уверены, в отсутствии загрязнения продуктами жизнедеятельности ее животными и/или человеком.

p.s. Поход хороший, люди и места красивые, но все же повторюсь, выбирать стоянки вдали от рек, ручьев, ключей и т.п. источников свежей воды - непонятная мне легкомысленность. Недостаток свежей воды - это ограничение в приготовлении пищи, стирке, купании, мытье посуды (которую не нужно обдавать кипятком после помывки в луже).
Изображение
Аватара пользователя
Oleg_R
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): ХВЗ


Сообщение » 25 ноя 2008, 11:46

Что такое "загатченный" ?
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Сообщение » 25 ноя 2008, 12:15

radioaktive писал(а):Что такое "загатченный" ?


Неправильно написала. Надо "загаченный", без "т". От слова "гать", покрытый гатью.
Аватара пользователя
YUP
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, Автовокзал
Велосипед(ы): Merida 903, Merida Kalahari


Вернуться к началу