День третий
Спалось опять хорошо и комфортно. Ночью пару раз просыпался, но, услышав убаюкивающий шелест снега по палатке, засыпал снова. Встал бессовестно поздно - в 7:00. В палатке плюс два, снаружи минус два. На всем снежный пушок. В среднем темпе позавтракали, свернулись. Учитывая, что идем последний день, для гребли оделся в сухую одежду. "Категорийная" загрузка и посадка со скользкого обрыва в коряги ниже завала, который оказался последним. Старт около 11:00. Первый час слегка порошил снежок, и это было занимательно.
Нас ждало досадное разочарование. Долгожданный автомобильный мост трассы Курск-Рыльск не появился ни после первого поворота, ни после второго. Зато показалось по правому берегу неожиданное село. Медленно и мучительно я признал, что сильно ошибся с ориентированием и ночевали мы на 8-10 км выше, чем думали, между Любицким и Комякино. На Льгове можно ставить крест, да и над К-Либкнехта в качестве финиша повис вопрос.
Реут был не уже 15 метров и часто походил на Свапу в среднем течении, а то и на Сейм. Греблось бойко, и вскоре на смену досаде пришла решимость достичь Сейма, что автоматически означало Карла Либкнехта - эвакуация из других мест сложнее. Спустя часа 1,5 после старта прошли под желанным мостом. Русло стало уже, но завалов во всю ширь не было, а те, что были, разнообразили наше монотонное занятие, заставляя лавировать. Еще минут через тридцать-сорок дошли до ЖД моста. И до бетонного порога сразу за ним.
Обнос не сопровождался радостью. Накопилась усталость, впереди еще много, берег топкий по колено. А тут еще рыбак сказал, что впереди нас ждет еще один обнос пешеходного моста. Быстро попили чай из термосов и тронулись дальше. Минут через сорок справа стала виднеться АЭС, а слева начался дачный поселок. Вот и обещанный автомобильный мост, вслед за которым под водой лежит бетонная плита от берега до берега. Поток воды над ней образует хороший перекатик, который мы проскочили без проблем. А еще метрами тремястами ниже обнаружили и тот самый пешеходный мост - спаренная тридцатисантиметровая труба, под которой удалось пройти с умеренными трудностями.
Реут отчаянно петлял и змеился, словно пытаясь удлиниться и отсрочить свое исчезновение в Сейме. С каждым поворотом ожидание впадения становилось все невыносимее. И вот берега Реута навсегда разошлись в противоположные стороны, открыв нашему взору колоссальный зеркально гладкий разлив с мрачной АЭС на правом берегу и темным лесом на левом. Я видел это место лет 10 назад с другой стороны, но впечатлен был не меньше.
Немного передохнув и полюбовавшись, отыскали место, где Сейм покидает это озеро. Я был настолько воодушевлен долгожданной встречей с любимой рекой, ее простором и красотой пейзажей, что греб без остановки до Макаровки. Коля, похоже, испытывал нечто подобное, так как отвлекался только для фотографирования, а в Макаровке противился отдыху и перекусу. Однако я его убедил, что плыть нам еще 10-12 км и без пищевой паузы мы скоро сдохнем.
Выбираясь на Макаровский песок, я на ровном месте обидно облажался. Набрал воды в последний сухой сапог. Тратить оставшуюся пару сухих носков было нельзя, так как им предстояло спасти меня после финиша, поэтому на время остановки решил оставить все, как есть. Вскипятили чаю, съели консервов и печенья, и жизнь начала налаживаться. Сев в лодку, решили остановок больше не делать. Поэтому я снял сапоги, высушил ноги отработавшей одеждой, укутал их футболками, одел в полиэтиленовые пакеты и укрыл почти сухим вчерашним свитером. И вскоре под фартуком байдарки ногам стало тепло, жизнь наладилась окончательно.
Последние участки пути дались без особого напряга. Сейм великолепен и почему-то оказался раза в три шире, чем в моих воспоминаниях. Коля совершенно справедливо заметил: "Ну и почему говорили, что Сейм интересен только после Льгова?" В 17:45 причалили к пляжу поселка Карла Либкнехта, пройдя за день более 30 км. Помыли лодку, вызвали машину. Медленно и тщательно одубевшими от холода руками я облачился во все сухое. Коля, упаковав свой багаж, отправился встречать машину, а я начал разбирать лодку. К прибытию транспорта почти успел.
Еще через пару часов был в обьятиях любимой жены, которая обиделась, что я не успел вернуться, пока не спал сынишка. Меня это тоже огорчило. Но домашний уют, тепло, которые сейчас чувствовались особо остро, и королевский ужин быстро подняли настроение.
Впечатления о походе резко положительные, даже несмотря на не достигнутый Льгов. Душа успокоилась, и теперь я долго смогу быть полезным членом семьи и общества без стремления куда-либо забуриться.
Ходить по Реуту можно. Учитывая все вышеизложенное. И по высокой воде. Летом там, как минимум до Комякино, делать нечего, наверное.
Спасибо Жене за терпение и понимание. Спасибо Коле за компанию и помощь. Спасибо Другу Саше за транспортировку. Спасибо фирме Neris-kayaks за шикарную шкуру (до сих пор не понимаю, как мы ее не пробили) и фартук с юбками, что обеспечивали нам в лодке сухость и тепло. Спасибо всем за внимание.
P.S. „Сахарный” тур потому, что это было путешествие от сахарного завода в Любимовке до сахарного завода в К-Либкнехта.
Люблю лыжи за то, что это нечто среднее между велосипедом и байдаркой.