» 22 авг 2011, 02:29
Ну, надо отчитаться.
В общем-то в эти выходные я собирался ехать бревет "КЛ". Но в прошлое воскресенье, сидя с Ушкой после разделки на берегу Сейма и наблюдая проплывающее по реке бревно, я имел неосторожность ляпнуть, что неплохо бы сплавиться на байдарке. После этого Ушка, которому езда на шоссейнике все равно была противопоказана из-за травмы, развил настолько титаническую ошеломляюще результативную деятельность по поиску байдарок во временное пользование, что брать свои слова назад стало уже поздно.
В итоге мы утром субботы высадились из электрички на станции "500 км" орловского направления в составе шести человек и трех лодок - легендарный Таймень и две надувных - Ласточка и Sevylor Colorado. Как мне объяснили (вернее, как я понял), мы будем сплавляться по Тускари от Свободы до Курска. Мне это расстояние казалось смешным, и я искренне не понимал, как можно идти до Курска два дня, даже если матрасить. Я даже предлагал участникам идти одним днем без ночевки, в воскресенье, но мне объяснили, что если это я для того, чтобы в субботу проехать "КЛ", то адекватно грести после бревета я все равно не смогу. Я внял на всякий случай.
Итак, когда мы высадились из электрички и оказались на берегу реки, я был уверен, что это Тускарь, т.к. мне было ранее сказано "идем по Тускари от Свободы до Курска". Но когда включил GPS, оказалось - приток Тускари Снова (ударение на второй слог), причем весьма далеко от устья (оно было вообще на другом листе генштаба).
Приток был поначалу хотя и мелким, но достаточно широким, и ничего не предвещало. Первый завал тоже нас не насторожил - ну бывает, дерево упало в реку. Методом грубой силы был совершен обнос (особо грубую пришлось прилагать к Тайменю - даже вытащив рюкзаки из среднего отделения, мы задолбались его нести).
В процессе спуска на воду я подскользнулся и упал в воду спиной, на которой висел рюкзак, в процессе зацепившись чудом ногами за растущий из берега сук. Мне почему-то казалось, что на мне был мой рюкзак, в котором вещи были в герме, поэтому висел я на суку со спокойной душой, пока меня не вытащили методом "дедка за репку, внучка за жучку". Рюкзак оказался Иринкин, и вещи в нем лежали в обычных пакетах. К счастью, частичное погружение они в основном выдержали, фатально мокрых вещей не оказалось.
Увидев следующий завал уже за следующим поворотом, мы слегка насторожились.
Когда завалы стали встречаться через каждые 30-50 метров, мы уже задолбались обносить (обносили только самые суровые), и проходили их комбинированным методом. Вообще это все стало мне напоминать компьютерную логическую игру. Подплываешь к уровню и начинаешь думать, как его пройти - ага, тут надо слезть в воду, пригнуть это бревно, сломать эту ветку, протащить руками байду, развернуть ее на свободном пятачке и вот в эту дырку между горизонтальными стволами аккуратно пропихнуть, а с того бревна можно обратно сесть в лодку. Level complete, 30-секундная загрузка следующего уровня - а вот и он, из-за поворота показался. С пятиметровым тайменем, который пилотировали мы с Иринкой, это было особенно интересно делать, учитывая и то, что вследствие его непревзойденной грузоподъемности багаж весь был у нас и слегка выпирал вверх, причем, в отличие от нас, пригибаться не умел.
К тому же, погода с утра была замечательная, но испортилась к середине дня, пошел дождь и стало натурально весело.
Уровне на двадцатом стало окончательно понятно, что в Свободу, в которой планировалась закупка провизии и обед, мы не дойдем не то что к обеду, а вообще за первый день не дойдем. До впадения Сновы в Тускарь дошли уже к вечеру, но даже широкое русло без завалов не давало шансов добраться до места, где можно купить еды. Поужинали тем, что планировалось на завтрак (про завтрак мы как-то забыли в азарте борьбы с плавающими деревьями) и отошли ко сну. Во сне снились завалы и алгоритмы их прохождения.
Утром оказалось, что многие потеряли вчера силы в неравной борьбе с бревнами. Экипажу Колорадо в составе Аквы и Hikari греблось откровенно тяжко, они даже были взяты нами на буксир. Было очевидно, что до Курска мы за день не дойдем, даже если по дороге не встретим ни одного завала (а они попадались, хотя настолько суровых, как на Снове, не было). Снялись в Свободе, эвакуировались машинами, предварительно отожравшись за весь предыдущий день. (Ха! Если бы мне до начала похода сказали, что мы дойдем только до Свободы, я бы ни за что не поверил.)
В принципе, опыт был получен весьма полезный, хотя и неожиданный. Проходы завалов - это могло бы стать даже отдельной дисциплиной, что-то типа велотриала, только для водников. Для нее нужны были бы специальные очень прочные и легкие триальные каяки, не предназначенные для плавания по прямой. И трассы строились бы вручную, как для триалистов. А потом мастера спорта проходили бы их с использованием эскимосских переворотов, и перепрыгивали бы с бревна на бревно, балансируя в прыжке веслами. Но для туризма такие трассы - как-то слишком.
Была возможность провести сравнителный тест-драйв трех принципиально разных байдарок с целью выбора будущей своей. Но мы ей как-то не успели воспользоваться. Но и по отзывам двух других экипажей многое уже понятно. А к следующему лету планирую купить - чтобы иногда и руки разминать, для разнообразия.
Ну и, естественно, как почти любой поход, прошедший совсем не по плану, но весело - понравилось!
Огромное спасибо всем, кто предоставил нам лодки и прочее снаряжение.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)