В планах был трехдневный семейно-детский (с участием 6-летнего Санька) велопоход из Понырей в Курск с заброской туда электричкой, а оттуда - своим ходом. Как вышло - об этом ниже.
Итак, де-факто небольшой отчет по этому походу.
Экипажи и транспортные средства:
Я и Санек (6 лет); байк Merida TFS300 D + ранэбаут Trek$
Вера; переобрудованный суслотуринг Forward.
Даты: 09.05.2015 - 10.05.2015.
Километраж: 138,6 км.
Прогноз погоды не обещал ничего хорошего, поэтому мы с вечера собирали вещи, ни на что особенно не надеясь. Брали вторые комплекты одежды на дождь (к счастью, они не пригодились).
Утро порадовало солнышком. Со стартом опоздали на полчаса, но, предвидя женский фактор и фактор неожиданности, я заложил времени побольше, и на вокзал мы прибыли за 20 минут до электрички, не взмыленные, но при этом, правда, ни разу не останавливались отдохнуть. Первые 19 км намотаны.
Электричка была уже заполнена, но мы бодро влезли, разместили велы и поехали.
Фотографии в альбоме «
Поныри 9-10 мая 2015 г.», автор
verav2 на Яндекс.Фотках
В Поныри прибыли в 10.15, там уже как раз возле вокзала начались празднования Дня Победы у Вечного огня, что недалеко от вокзала. Прямо у вокзала обнаружили два засадных полка пионеров с портретами Бессмертного полка, у Вечного огня – воинский караул из мальчишек в форме и с автоматами, на площади – очень много народа, ветераны, чиновники, просто люди с семьями.
Все было торжественно и красиво, но очень многолюдно. Мне приобщение к истории виделось как-то более индивидуально, не в толпе. Хотелось взять маленького за руку, подвести его к памятникам, рассказать и показать. Мы смогли это сделать, когда уже основной митинг закончился. Потом посетили Поныровский музей, он был открыт и бесплатен, а во дворе - стояли орудия, реконструированы окопы и огневые позиции.
В музее за 20 рублей можно взять напрокат военные вещи - пилотки, плащ-палатки, парабеллум и шмайссер (кто что любит
), и почему-то современную «Муху». Жаль, ППШ не было. Санька выбрал пилотку и «Муху», облазил все окопы, и я с ним
.
Поселок был полон разнообразными тусовщиками на машинах с флагами, в рамках крупномасштабного пиара, организованного правящей партией «Едим Россию», нашистами и прочими молодогвадейцами. После митинга вся руководящая рать двинулась по святым местам, и мы про себя порадовались, что с нашими скоростями мы с ними не пересечемся и будем двигаться в своем темпе.
К памятнику саперам не поехали - он лежал в стороне от маршрута, и как я узнал, на нем выключили Вечный огонь. На то, чтобы отгрохать безвкусного бетонного паука на Тепловских высотах, 77 миллионов нашлись, а на газ для Вечного огня на памятнике героям-саперам, за которым ухаживали раньше, денег не оказалось. Грустно. Громкие клятвы советских времен, что не забудем подвиг, вечно будем чтить память, столкнулись с реалиями рынка. Мертвые саперы не возразили.
Немного отдохнули на улице Чехова в уютном дворике возле дома, где я жил раньше. Как все изменилось! Деревья выросли. А я все тот же
По дороге нам встретился массовый велопробег из огромного количества школьников
, в хвосте колонны на каком-то поскрипыващем старом велике ехал дядька с советской солдатской форме, в портупее и в сапогах, только что без ППШ. Такое впечатление, что из 1945 года.
Мы спросили: "На Берлин?", - он ответил "Ага!".
Выбрались за пределы поселка, горки пока небольшие. На тягунки стараемся заскочить с разгона, а после докручиваем. Пока получается. Все время сильный свежий ветер, но боковой. С горок тоже летим, так что бодро крутим все время.
Возле Карпунёвки у дороги справа остановились у родника (координаты: Широта 52°17′47″N (52.296286), долгота 36°14′28″E (36.24103), освежились и набрали водички.
Место называется Рынин ключ, здесь есть удобная стоянка для машин, беседка, а вода – вкуснейшая. Напротив через дорогу в полукилометре – старинный Троицкий храм, заехали его посмотреть.
Места очень красивые, рядом пруд.
Сделали остановку у стеллы в Локтионовской роще (широта 52°16′18″N (52.271643), долгота 36°10′2″E (36.167314), отдохнули возле памятника в тени берез. Место очень красивое.
Там сохранились оплывшие контуры окопов по линии обороны. Встретили группу иностранных туристов с нашим гидом, они тоже приобщались к истории.
Санька все донимал меня вопросами, когда же мы приедем на поле боя. Объяснил ему, что мы уже давно едем по полям боев, тут каждый клочок земли был полит кровью. Он ожидал увидеть окопы и блиндажи, гильзы и подбитые танки. Конечно, окопы уже заровняли, 70 лет как кругом поля. И все равно совсем другое ощущение, когда стоишь ТАМ, на линии обороны, и видишь - вон оттуда лезли немцы, здесь стояли наши, и прикидываешь это на себя, словно сам сидишь в этом окопе и думаешь - а не сдрейфил бы я, не побежал?
"Нельзя ли сторонкой уйти от судьбы?
Воронки, воронки, грибы да грибы..." Вспомнилось из песни Визбора.
Ольховатка запомнилась хорошим спуском с поворотом (просвистели под 50, можно было больше, но боялся не вписаться в поворот), и чистыми опрятными домиками.
В дороге были обгоняемы байкерами самых разных мастей - прямо байк-шоу, столько их было.
Вскоре показалась наша цель - дорога на Игишево,
и танк ИС-2 на постаменте (широта 52°15′52″N (52.26439), долгота 36°3′15″E (36.054225). Народу возле него - куча.
На постамент залезть было непросто, но мы совершили небольшое альпинистское восхождение и взобрались на танк.
О чудо – люк был не заварен, и мы имели возможность забраться внутрь, осмотреться, все потрогать.
Мощь танка впечатляет.
Как раз с Тепловских высот летела двойка вертолетов Ми-8, и один из них, видимо, чтобы сделать людям приятное и поприветствовать их, прошел на бреющем прямо над танком. Мы с Санькой в танке чуть не оглохли:-). Слезать с танка было еще сложнее, особенно шестилетнему мальчику. Постамент-то высокий, не сиганешь. Он, конечно, боялся, но лез. На отдельном этапе пришлось сначала слезть самому, а потом страховать его снизу, подсказывая, куда ставить ногу, за что цепляться.
Танк и скалодром в одном флаконе, вот как!
Отсюда уже были видны Тепловские высоты и памятник артиллеристам. Мы уже порядком притомились, так что у памятника артиллеристам (широта 52°15′57″N (52.265757), долгота 36°2′33″E (36.042385) сделали большой привал на час, перекусили. Походили с сыном по мемориалу, впитывая дух истории.
Вспомнилось из песни Олега Медведева:
"...Там, в сорок третьем, под Курском бой,
Невеселые там дела.
Танки на батарее – считай, труба.
И вот под огнем твой дед, он наводит в борт
Сквозь канал ствола,
Он собирается в небо на Сурхарбан..."
Рассказал ему историю батареи и той пушки, которая на постаменте (это ведь последняя уцелевшая пушка на батарее).
Выглядит она достаточно целой, видно, что ее существенно ремонтировали, но замененный щит тоже посечен осколками. Посчитали имена похороненных здесь бойцов, выбитые на мраморных плитах. Более 800 (по данным справочников – 980). Представьте себе строй в восемь сотен человек, мысленно загляните каждому в лицо. Это были живые люди, у каждого своя история, родные, близкие. Они прошли через все это и не вернулись. Тогда там был ад. А сейчас на мемориале тишина, прерываемая иногда звонкими детскими голосами. Наверное, те, кто стоял здесь, полегли и за это, за то, чтобы эти голоса звучали так радостно и беззаботно.
Жизнь продолжается, и пока к мемориалам будут приводить детей, этот огонек живой памяти не погаснет.
И в Понырях, и в других местах мы встретили людей, приехавших издалека - из Москвы, с Кубани, из Украины. Для них это не был дежурный пиар или модный мэйнстрим, действительно, для них это было дорого. Кто-то лично знал тех, кто здесь воевал, у кого-то кто-то лежит в этой земле.
День клонился к вечеру, а мы уже приукатались, поэтому решили не взбираться на высоту у Молотычей с памятником "Ангел мира" (широта 52°14′58″N (52.249445), долгота 36°0′58″E (36.016038), а двинуть сразу на Тепловские высоты (широта 52°14′2″N (52.233927), долгота 36°3′50″E (36.063981). Добрались туда по однополосной наскоро сляпанной к 9 Мая и приезду губернатора асфальтовой дороге, щебня на ней - жуть. На подъезде слева обнаружили юрты и антенны радистов, а самих радистов - справа в посадках. Был соблазн встать на ночевку рядом с ними, но решили все-таки проехать дальше.
Осмотрели мемориал на Тепловских высотах.
По случаю наступления вечера он был закрыт. Впечатление было хуже ожиданий. Какой-то бетонный паук-новодел, сляпанный на скорую руку, разрисованный по штукатурке, как подземный переход. Хоть бы пару пушек на высоту затащили, было бы лучше.
Встретили процессию на старинных эмках (или виллисах? И как только они завелись?), в реконструкторской форме, с какими-то красными знаменами.
Они картинно потусовались, помахали флагами и укатили вдаль.
Мы полюбовались окрестными видами, и решили двигаться дальше.
Определились по дальнейшим планам. Как вариант рассматривалось возвращение в Поныри тем же проверенным асфальтом, или неизвестность на прямой срезке грунтами до Возов. По случаю сухой погоды и близости вечера решили рискнуть и поехать грунтами.
Вода, набранная нами на Рынином ключе, подходила к концу, надежды пополнить запасы воды в торговых точках на Тепловском кургане развеялись по ветру (тут все наскоро сделано, какие торговые точки? Может, потом когда-нибудь появятся…), но какие-то добрые, совсем неизвестные нам люди поделились с нами полторашкой воды, и экспедиция была спасена
Сверились с картой и изделием фабрики имени Сусанина (нафигатором), и запланировали до вечера выбраться к Возам или Нижнесмородиново, и заночевать там.
Сошли на грунтовки, и покатились. Дороги были неплохие, почти ровные, и без подъемов. В молодых зеленях увидели убегающую косулю, полюбовались ею, жаль, недолго. Вместо того, чтобы вывести прямо к Становому, нафигатор повел кружным путем, добавившим пару километров, а солнце уже клонилось к закату.
Сначала объезжали Становое полевой дорогой, относительно ровной, а потом, помыслив логически, я подумал, что раз такая неплохая дорога идет по краю села, на центральной улице должна быть еще лучше. Как выяснилось, логика в российской глубинке не работает
Такого упадка я не ожидал увидеть.
И колеи, колеи, колеи, еле из них выбрались.
Дело осложнилось тем, что мы оказались в овражистой разветвленной долине трех речушек, и в итоге, пойдя по подсказкам местных жителей, плутанули и вышли совсем не туда, куда хотели. Между тем, как говорил классик, смеркалось.
В итоге выбрались мы из запутанного села Станового (без стакана не разберешься), когда смеркаться уже заканчивало
. Нашли живую, наезженную грунтовочку, и помчались. План заночевать в окрестностях Возов стремительно накрывался медным тазом, и пришлось использовать план Б - ночевать под первым подходящим кустом
Тут как раз слева у дороги подвернулась посадка, где мы и расположились в мягкой травке под красивой большой березой. Палатку ставили уже под фонариками. Комары еще не вывелись, за что им большое спасибо. Санек так укатался, что сразу лег, как только надули коврики. Быстро на горелке приготовили ужин, покормили его и поели сами. Он полез спать, но как услышал про костер, какой ни был усталый, все равно вылез - " А можно я разведу костер, сам?". - Можно, конечно. Куда и усталость делась? Терпеливо ждал, когда он сам сложит мелкие палочки в шалаш, сам поднесет спичку. Первая спичка была тренировочная, со второй он костер зажег. Глаза горят от восторга: "Я даже не обжег ни одного пальца!" Посидели немного у костра. К ночи ветер утих, ночное небо черное и полно звезд. Красота. Где-то вдали горят огоньки - это Возы, завтра нам туда и далее. За день проехали 67 км.
Пробуждение было приятным - солнышко, шелест берез, колокольный звон плывет из Нижнесмородиново, куда мы вчера так не доехали.
Быстро собрались и поехали. На хуторе пополнили запасы воды, а за Нижнесмородиново вышли на асфальт, которому очень обрадовались.
До Возов решили срезать по свежеотгрейдированной прямой грунтовке (возможно, здесь положат асфальт). Въехали в Возы, по асфальтовой улице устремились к вокзалу, ожидая, что дорога нас выведет через железку к основной трассе Поныри-Золотухино. Не тут-то было. Асфальт вывел нас обратно в поле и кончился
. Вернулись, перешли железку по пешеходному переходу, и попали в цивилизацию
. В магазине закупились йогуртом и мороженым, и двинули в сторону Золотухино.
Вере вчерашних приключений хватило, и она начала петь песню :-"Поезд, где мой поезд"
. К счастью, утренний поезд уже ушел
, а до вечернего было еще рановато
, и мы решили доехать до Золотухино, благо навигатор показывал всего каких-то 30 км
. Правда, повести он решил нас каким-то подозрительным путем вдоль жд, но мы ему не поверили
, и поехали по трассе (правильно сделали!).
Трафик на дороге был небольшой, ветер присутствовал, но был не в морду. Санька все время спрашивал, скоро мы приедем? Пришлось показать ему трубы на далеком холме - мало что далеко, так еще и в горку. Но ничего, доехали. После затяжных подъемов отдыхали. На подъездах к Золотухино полюбовались красивой синей церковью, после которой был хороший спуск, закончившийся хорошим же подъемом. Влетели вверх со свистом, разогнавшись внизу до 50
.
До поезда оставалось еще часа четыре, и, накручивая педали по дороге к Золотухино, я стал прикидывать, чем бы их занять. Можно было бы съездить к водопаду и вернуться к поезду. На вторую ночевку в окрестностях Никольского уговорить мою главную половину так и не удалось.
Между тем мы влетели в Золотухино. Оно показалось каким-то пыльным и унылым, и как-то незаметно, не снижая скорости, мы его проскочили
.
Остановились только после моста через речку, перед хорошим подъемом. Жена была поставлена перед фактом, что Золотухино мы уже проехали, и едем в Свободу
. Вот так и приходится путешествовать с семьей, при помощи шантажа и элемента внезапности:-).
Пока жена осознавала сей факт, мы сели пообедать на уютные придорожные пеньки, подкрепиться и вытянуть ноги. Рядом был дом с российским флагом; почтовый ящик и даже скворечник у этого дома были тоже выкрашены в патриотические цвета российского триколора. Видимо, в целях воспитания в скворцах любви к Родине и уважения к партии и правительству
.
Санька тоже проявил интерес к сельской жизни. Его знакомство с агрокультурой закончилось тем, что он наступил на поверхность компостной кучи, кажущуюся твердой, и тут же убедился, что это не так
. Мда-а, как говорится, не все йогурты одинаково полезны
. В общем, отмыли мы его и двинули в путь.
Путь от Золотухино к Свободе был преимущественно в горку, и в конце концов подзамотал нас. Санек тоже помогал, но в процессе движения он постиг старый армейский принцип "солдат спит - служба идет", и реализовал его на практике: крутанет два раза и сидит
. В концах подъемов, когда своих сил уже не хватало, приходилось просить его включать "заднюю скорость", и скорость помогала
.
Въехали в Свободу, заехали в музей КП фронта (широта 51°58′18″N (51.971594), долгота 36°18′33″E (36.309095), посетили блиндаж Рокоссовского
,
Санек облазил танк и все пушки. На летней площадке у магазина в центре Свободы подкрепились, и по асфальтовой дорожке справа от музея спустились вниз, к самому мосту у центрального источника. Набрали воды, пересекли реку и выбрались на трассу к жд. В запасе был еще час, и мы его провели в придорожной посадке, вытянув ноги. Ноги уже были против всяких поездок, но кто их спрашивал?
Электричка из Орла была уже заполнена народом, но место для велов нашлось. Нам пришлось ехать стоя, а Санька сидел.
И вот наконец - Курск, и еще 20 км от вокзала домой. Но дома и горки кажутся меньше, и едется веселее. Домой подъезжали уже с фонариками, усталые и счастливые. Итог второго дня – 71,6 км. Всего на два дня получилось 138, 6 км.
В общем, поход следует признать удачным. Погода благоприятствовала, а смелость, как выяснилось, города берет: сочетание здорового авантюризма и оптимизма позволили нам не испугаться трудностей, выехать и все преодолеть
. Как выяснилось, то, что не остались на третий день, было правильным решением - на третий день был сильный встречный вечер и дождь. Саньку путешествие понравилось. Уже есть еще планы на новые небольшие велопутешествия этим летом.
Одним из главных признаков счастья и гармонии является полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать.
МЕГАТЕРИЙ, ископаемый вид