Почистил тему от тушёнки :)
Всем участникам предлагаю ещё раз глянуть на прогнозы погоды разных сайтов и прикинуть их относительно высоты, на которой мы будем. Страшней медведя на перевале только гроза и снежный буран ;)
И
мы наверняка вымокнем до нитки. Ниже краткое резюме на основе прогноза погоды разных сайтов по дням, заодно краткий пересказ первого сообщения этой темы, для тех, кто ещё его внимательно не читал ;)
Можно ещё раз обдумать состав походного гардероба под последние прогнозы синоптиков.
Приезжаем в Туапсе в +22С ранним утром, собираем велы и докатываем 2 км до городского пляжа и
моря с водой +25С. Купаемся, переодеваемся из дорожной одежды в велосипедную короткую велоформу и едем назад на вокзал на электричку, да в горы: в Апшеронске обед будет уже при +30С и далее подъем с беспощадным солнцем по асфальтовой дороге на перевал к Красному Дагестану. Стараемся не обгореть. Весь день набираем высоту по асфальту и вечером первого дня уже прохладней (+18С), однако мы успеваем до закрытия (до 21:00) искупаться в бассейне горячих серных источниках у станицы Нижегородская (температура воды на выходе из гейзера +85С, в бассейне 37-39С), после чего уже становимся на ночёвку на поляне неподалёку (в темноте, после 9 вечера) и окончательно сушим плавки до следующей встречи с морем через пять дней.
Второй день начинается очень рано и без завтрака (подъем 6 утра, выезд 6:30). Сонные, злые и голодные, преодолев ещё десяток километров асфальта в гору по утреннему холодку и туману врываемся в Гуамское ущелье, где смотря на красоты пешком идём по узкой полочке вдоль рельс около 2 км до кафешки-конечной станции тепловоза. На кафешке нужно быть до 8-8:30 утра, чтобы разминуться с первым поездом. После "обгона тепловоза" перестаём смотреть на часы, завтракаем (возможно прямо в кафешке, а возможно и подальше на поляне со стороны Мезмая) и топаем по красивому ущелью пешком дальше, переправившись в одном месте через очень суровый и длинный размыв склона. В ущелье утром сыро и холодно (~+10С), но красиво. Скорей всего будет туман прямо над Курджипсом глубоко внизу.
В этот день вероятна первая гроза. В горах дождь непредсказуем и чрезвычайно быстро начинается - от чистого неба без облачка до ливня может пройти всего пара минут. А ливень может затянуться на часы и даже дни, а может и за минуту пройти.
Нужно быть готовым идти под дождём: одежда/дождевик не должны давать вам промокнуть в дороге, а сумки/баулы/чехлы на рюкзак - промокнуть вашим вещам.
Практически дойдя до Мезмая и посетив местный магазин мы далее двигаемся в подъем по ущелью одноименной реки до впадения Чинарки и соответственно Чинарского водопада. Ночью из-за набора высоты уже будет ~+16С и вероятны дожди с грозами.
Третий день вероятно начнётся с дождя, а это самое противное - собирать лагерь в дождь. Но мы снова встаём рано - сегодня нужно успеть в Гузерипль, чтобы получить пропуск в заповедник, сготовить и съесть шашлыков, а так же растопить и попариться в баньке, но километраж велик, да и первые 5 км нужно пройти по непроходимой грязи пешком. Дожди добавят полужидкой составляющей под ногами (будет круче, чем у
трактора из прошлого Мезмая ;), но днём хоть и сыро, но ещё не холодно: где-то +20..+23С. Далее 50 км асфальта с подъемом по ущелью реки Белой (у истока которой будем ночевать следующей ночью на Фиште) и цивильные домики с душем и баней в Гузерипле. Температура ночью тут уже ~+10С, но мы спим в цивильных домиках с тёплыми шерстяными одеялами (без отопления, но там будет точно теплей палаток).
Четвертый день - все сайты обещают нескончаемый дождь с грозой (по прогнозам с юга на главный Кавказкий хребет натащит богатых водой облаков, которые застрянут и будут выливаться пару дней кряду).
Встаём как обычно рано (накануне глинтвейн пьём умеренно :)
При +10С ранним утром и в дождь начинаем карабкаться по асфальтовому серпантину на километр вверх (и 18 км в горизонте) проклиная всё на свете, но это только начало :]
Чем выше поднимаемся, тем становится холодней (температура падает на 1С каждые 150 метров вверх). Благо дождь пока не превращается в снег, но молнии сверкают каждую минуту ударяя в одну из трёх вершин где-то выше нас в облаке. Асфальт петляет и становится всё хуже, гружённый вел не едет в гору, знаки обозначают уклон дороги в 16%, 18% а потом и 20% (!).
И вот асфальт кончается и начинается 10 километровый пеший подъем по тропе ещё на полкилометра вверх по каменистому склону. Узкая тропинка полна грязи, обычные мелкие полусухие ручейки полны воды от дождя и переходятся по колено. Дождь не кончается, температура на верху Армянского перевала падает почти до нуля, а на голову вместо воды сыпет снежная крупа, которая тут же тает под ногами создавая ещё большую кашу из скользкой известняковой грязи между больших камней. Ветер сбивает с ног. Ехать невозможно, тащить велосипед получается с трудом. Остаться чистыми не получится несмотря на пешеходный маршрут: ботинки будут в грязи по щиколотку, а скользкий известняк на суровом уклоне подъема поспособствует десятку падений и эффектных съезжаний по склону с велосипедом на заднице по грязевым лужам.
Перевалив два перевала мы к позднему вечеру спускаемся к приюту Фишт, где никакого снега нет и много теплей (+7С), но очень сыро и по прежнему идёт дождь. Мокрые и грязные, ставим палатки, готовим под дождём ужин (в крытой, но открытой беседке) и ложимся спать, чтобы завтра встать пораньше.
Пятый день - свежее, вероятно морозное утро. Однако как только выглянет солнышко, на приюте температура резко подскочит до +5..+7С. Если солнышка не будет, а по прежнему низкая облачность (в горах это значит - что дождь идёт непосредственно со всех сторон из облака, в котором ты находишься), то утро будет мрачно-холодным. А впереди Белореченский перевал - местами уклон такой, что нужно ползти в скользкой холодной грязи на четвереньках хватаясь за камни и ещё как-то тащить по склону волоком гружёный велосипед. По дороге наверх зверски холодно и всё ещё идёт дождь.
Однако стоит преодолеть перевал и погода радикально меняется - здесь на отроге горы Фишт сталкиваются два воздушных потока: тёплого воздуха с моря и холодного из Колхидских ворот (большого проёма в горной цепи главного кавказского хребта).
Мы ныряем из сырых +5С в солнце и +25С. Радикальная смена погоды, от одежды идёт пар, а в воздухе чувствуется субтропическая нотка нижележащего морского берега. Если повезёт с погодой, то мы над горными хребтами ниже увидим с большой высоты море аж за 40 км впереди :)
Но с погодой тут может и не повезти, будет тепло, но и с обратной стороны перевала дождь, что сильно осложнит спуск по камням, а потом и весёлый спуск в лесу ниже.
"Веселый спуск" (или "грустный подъем") - это отдельная тема: тропа по ущелью фактически падает на протяжении 7 км на полтора километра вниз. Уклон вниз такой, что не то что ехать, а идти достаточно сложно: получается либо перебегать от дерева к дереву, либо ехать на жопе все 7 км вниз. Ведомый рядом велосипед скользит на тормозах по склону и норовит перевернуться вперед, а мокрая глина и листва только усугубляют ситуацию. Коленки начинают стонать от нетипичной нагрузки. Однако спуск тоже кончается и мы выходим на выполог к тур.приюту Бабук-Аул на реке Шахе. Ночью температура не падает ниже +15..+17С, здесь уже тепло.
Шестой день - 18 км разбитой грунтовки до кордона с постоянным переходом горных рек. Температура днём +25С, но вода в реках ледяная (буквально, с ледников выше). При дожде в горах реки раздуваются и возможно мы даже где-то упрёмся в непроходимую переправу: будем ждать, пока вода не спадёт или не проедет
егерьский ГАЗ-66 (ездит он там раз в пару дней с кордона на приют и обратно).
"Джипинг" в кузове этого грузовика - развлечение, достойное немалых денег, которое просят за доброску туристов до СолохАула. Вода во время полноводных бродов часто доходит до уровня кабины и кузова, а в случае сваливания в колею или заваливания машины на косогорах набок ставят её обратно на колёса всем едущим народом с помощью припасённых в кузове ломов, камней и чёртовой матери.
На машине или своим ходом мы в итоге попадаем в СолохАул, где в музее чая обязательно пробуем местный чай и вкушаем блинов устраивая своеобразный чайный обед.
Далее асфальт с одним большим перевалом и морем в конце. По окончанию спуска (поздним вечером) закупаемся в Дагомысе плюшками или вообще останавливается на набережной поесть шашлык, а дальше утопываем пешком 2 км по пляжу (ехать там сложновато из-за бетонных плит берегозащиты) или проезжаем одну остановку на электричке до платформы Уч-Дере, где и становимся с палатками на диком берегу прямо у моря.
Температуру воздуха вечером обещают +24С, а воды +25С. Тут-то плавки в очередной раз и пригодятся как и почти всю следующую морскую неделю ;)
На следующий день днём +30..+32С и далее вся жаркая морская неделя будет разбавлена только прохладным вечерним шоу в ледовом дворце Айсберг (+18С на трибунах) и посещением Красной поляны, где наверху в Роза Хутор будет +10..+15С.
Ещё раз обдумайте, что вы берёте из одежды. Но
не берите ничего лишнего! Околонулевые температуры и вероятный снег на перевалах не должен быть поводом тащить пуховик - физической (и эмоциональной) нагрузки там хватит, чтобы не только не мёрзнуть, но ещё и потеть в относительно лёгкой одежде. Если вы не промокнете целиком от непрерывного дождя (а ноги промокнут точно) или собственного пота, то идти будет не холодно. Пот от лишнего груза в гору тут опасней чем дождь снаружи.
Будет всего одна холодная ночь на приюте Фишт. На эту ночёвку обязательны приберечь сухие носки и лучше взять миниатюрный биви, чем шерстяной свитер, укрыться поверх летнего спальника штормовкой/дождевиком или просто воспользоваться
теплойдами из Сплава. Последний способ оптимален по весу и объему для одной холодной ночи: нужно взять два самых маленьких - положить на ночь в обувь и она будет сухая и тёплая утром, и два самых больших - положить в спальник в ноги и у поясницы - они будут отлично греть вас всю ночь и остаток утра.
При реально низких температурах мы на приюте всё же забьёмся в домик с крысами (большой толпой там можно "надышать").
Остальные ночи и дни может и дождливые, но тёплые - не требуют какой-то особой экипировки или советов.