Прежде всего хочу оговориться, что я не являюсь адептом такого увлекательного направления, как велостроение. Глубокие аппгрейды и самосбор меня не сильно вдохновляют. По этой причине я не покупал отдельно группсет Shimano Ultegra Di2 6870 и мне нечего сказать про его установку. Я предпочитаю комплит – готовый новый велосипед - и с удовольствием на нем катаю. Так получилось, что в этом сезоне это комфортный эндурэнс-шоссер с UDi2 6870 по кругу.
С начала года я проехал на нем без малого 6000 км в разных режимах: три бреветные двухсотки, групповая гонка на ЧКО по шоссе, путешествие в горы на Северном Кавказе, тренировки, матрасинг, и, конечно, не обошлось без разных вариантов транспортировок велосипеда, немного пыльных грунтовок и гравийных участков. Обслуживание своего велосипеда доверяю Ушке. Поэтому какие-то технические моменты Андрей, возможно, сможет прокомментировать даже лучше. Я же хочу поделиться своим опытом эксплуатации Shimano Ultegra Di2.
Стоит отметить, что переключение скоростей – это та составляющая, о которой мне приходилось задумываться меньше всего в течение сезона. Но все же определенные нюансы есть.
Начну с минусов.
К сожалению, обслуживать Di2 своими руками в моих реалиях вряд ли возможно. Судя по форумам, трудности возникают даже у бывалых веломехаников. Допустим, вы каким-то образом оборвали провод, который выходит из нижнего пера к заднему переключателю. В этом случае, по-быстрому заскочить к веломеханику и припаять подходящий аналог из радиомагазина, у вас не получится. Провод имеет определенную структуру, на обоих концах имеет уникальные мини-штекеры, которые защелкиваются в разъёмы. В общем, нужные компоненты вам придётся подбирать в иностранных интернет-магазинах, выяснять их совместимость, заказывать, ждать, а потом мудрить с установкой.
Из этого вытекает второй минус Di2 – цена самих компонентов. Детали не только дорогие, но и все они должны быть совместимы физически и программно.
Теперь пару слов про саму зарядку Di2. Начитавшись рассказов «бывалых» про внезапную разрядку батареи и, как следствие, отказ переключения в самый ответственный момент, я был на чеку! Первую треть сезона постоянно проверял индикатор на мини-хабе Function box под выносом (см. фото). Для проверки статуса батареи нужно зажать и удерживать любую из клавиш переключения передач, после этого на хабе загорится цветной индикатор:
50-100% заряда – зелёный
25-50% заряда – зелёный мигающий
5-25% заряда – красный
менее 5% заряда – красный мигающий
При поездках в другие города и в путешествиях я возил с собой зарядное устройство.
В итоге, первый раз я зарядил свою ультегру на 2700 км. На хабе загорелся красный индикатор. При этом система работала чётко и не вызывала нареканий. Не известно, как долго можно проехать на красном индикаторе, но, система не откажет внезапно. Прежде, чем ваш шоссер окончательно превратится в фикс, сначала откажет передний переключатель; а уже при полном разряде батареи иссякнет и задний.
Я старательно пытался дождаться этого момента, но в ответственный день пришлось все-таки перестраховаться и зарядить аккумулятор до полной. Зарядка заняла 40 минут. С тех пор прошло 4 месяца, за это время я накатал 3000 км, индикатор мигает зеленым.
Еще один нюанс, о котором меня постоянно спрашивают: в каком месте установлена сама батарея?.. Отвечаю: бл…не знаю!!! Возможно в подседельной трубе. Для эксплуатации это знать не требуется, так как зарядка осуществляется через разъём на мини-хабе Function box (см. фото)
О минусах все… теперь - к плюсам.
1.Уверен, все мы катаемся на велосипеде ради удовольствия. В этом смысле идеология, заложенная в di2, очень правильная. Представьте себе привычные ультегровские рычаги переключения с их приятными анатомическими контурами и рельефными выштамповками. Теперь при переключении передач их не надо с усилием сдвигать, контролируя достаточную для срабатывания аплитуду: вы сразу ощущаете короткий, упругий щелчок клавиши с приятным возвратным усилием – в то же мгновение слышите хлесткий и точный перескок цепи на звезду. Если на обычной (механической) ультегре рычаг переключения на разных передачах имеет чуть разную длину хода, то у электронных клавиш усилие и амплитуда нажатия всегда одинаковые.
2. Di2 безупречно переключает передачи при любых сценариях. На обычной (механической) ультегре существуют определённые, так скажем, разумные ограничения, т.е. такие сценарии езды, когда лучше вообще не переключаться. Например, когда вы едете в году на низком каденсе, бывает сложно перейти на более скоростную передачу для взрывного ускорения; вам сперва нужно раскрутиться, а потом уже забросить цепь на более скоростную звезду. Бывают и другие ситуации, когда переключение на ту или иную передачу не будет срабатывать. Но только не для di2! Если вы нажали рычаг, то переключение произойдет при любом сценарии, даже вопреки рациональному – незамедлительно и четко.
3. Функция мультишифтинг. Di2 умеет быстро перебрасывать несколько передач вверх или вниз за одно нажатие. Для этого нужно просто удерживать рычаг в нажатом положении: в две секунды задний переключатель способен пролететь весь диапазон кассеты.
4.При этом чувствительность работы шифтеров можно настраивать.
5. При переключении передач на задней кассете положение рамки переднего переключателя позиционируется автоматически так, чтобы даже при максимальном перекосе цепь не терла о рамку переднего переключателя. Рамка двигается сама, выбирая оптимальные положения.
6. Систему не нужно периодически подстраивать. Если же вы, например, заменили заднюю кассету, или заменили заднее колесо целиком, или снимали задний переключатель при перевозке – регулировка переключения не потребуется! Система калибруется в автоматическом режиме. Однако процесс настройки можно запустить и принудительно. Для этого нужно поставить цепь на большую звезду спереди и большую звезду сзади; нажать и удерживать нижнюю кнопку на мини-хабе под выносом, а когда индикатор начнет мигать красным цветом, начать вращать педали: система сама прогонит цепь по кассете и за один круг откалибрует переключение.
7. Не нужно следить за состоянием тросов. Нет никаких крутилок-вертелок-натяжителей; ничего не надо очищать от грязи и смазывать. Тросов просто нет физически. В место них в раме велосипеда проложены легкие провода.
В завершении добавлю, что за 6000 км пробега не было ни одного глюка, задержки и вообще какого-либо казуса с переключением передач.