Правила форума
Регистрация

Вход
Правила форума
здесь.

Этот раздел предназначен для обсуждения вопросов эксплуатации, обслуживания и ремонта велосипедов, компонентов и снаряжения.
Вопросы по выбору этих вещей задавать в другом разделе.


Взрыв 18650

Сообщение » 14 дек 2015, 01:42

Жил-был бокс для 4 х 18650 с выходами на народную фару и USB:
Изображение

В нем стояли Samsung ICR18650-26F (судя по всему, unprotected)
Изображение

К нему была подключена выключенная (горел дежурный синий светодиод) фара SolarStorm X2

Эта вся система лежала на выключенной стиральной машине и никого не трогала. Ее тоже никто не трогал. Прошло меньше получаса с момента выключения фары. Был тихий декабрьский вечер.

Вдруг

БДЫЩ!

Прибегаю.

Бокса на стиральной машине нет. Из пространства между машиной и стенкой валит дым.

За провод вытаскиваю интенсивно дымящийся и шипящий девайс и кидаю в удачно стоящее рядом железное ведро.

Когда процесс горения окончательно прекратился, виновник выглядел вот так:
Изображение

Повреждения стиральной машины после того, как я ее вычистил от копоти (металлическую верхнюю крышку удалось отчистить полностью, а пластмассовая панель приборов слегка подгорела). Про закопченную стенку не говорю, но кафель очищается легко.

Изображение

Сейчас девайс лежит в железной кастрюльке под крышкой и ожидает расследования причин аварии. Правда разбирать его слегка страшно.
Я понимаю, когда Li-Ion аккумулятор взрывается от нарушения режима заряда.
Я понимаю, когда он греется и даже слегка вздувается от длительного КЗ.

Но блин. Без нагрузки! Пусть даже аккумуляторный бокс глюкнул и решил сделать КЗ. Но ВЗРЫВ??? Без предварительных симптомов?

Акки я заряжал кстати не в боксе, а в отдельном заряднике с балансировкой. Процесс зарядки протекал штатно, вздутия и избыточного нагрева не было.

И это. У кого такой девайс ездит на раме между ног - вам не страшно?

P.S. У меня в абхазском походе этот бокс (с другими, правда, аккумуляторами) ездил в бауле рядом с газовым баллоном. Который травил.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 14 дек 2015, 07:33

Как раз сегодня присматривался к оригинальным аккам nitecore. Разница в цене окупается первой аварией :-D:
Аватара пользователя
40iN_KoS
Матраснег
 
Велосипед(ы): Charge Plug 1 (fix)


Сообщение » 14 дек 2015, 08:51

откуда бокс? Из Кетая? Кетайское можно покупать в единственном случае - если это дорогое (но тогда теряется смысл против покупки из гейропы). Если кетайское и дешевое - это отложенная смерть владельца - от нервного расстройства или физического воздействия :hi_hi_hi:
Бог один- только провайдеры разные
Аватара пользователя
uri_britva
Велозавр Юрского периода
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): RM TeamElit70;FELT B2;HongFu


Сообщение » 14 дек 2015, 09:23

uri_britva писал(а):откуда бокс? Из Кетая? Кетайское можно покупать в единственном случае - если это дорогое (но тогда теряется смысл против покупки из гейропы). Если кетайское и дешевое - это отложенная смерть владельца - от нервного расстройства или физического воздействия :hi_hi_hi:


У меня точно такой же бокс, акки исользую другие, заряжаю отдельно тоже. Я б не сказал, что он дешевый. Он пустой стоит, как народная фара с запаянным блоком акков.

П.С, Леш, как не вовремя он у тебя взорвался. Я как раз хотел вернуться к классическому фонарику на руле и распродать все эти внешние выносные сопли.
Аватара пользователя
razer
два колеса
 
Велосипед(ы): EXP FORMAT 5342


Сообщение » 14 дек 2015, 09:31

И у меня такой же блок. И как теперь жить? :sh_ok:
Может не всем блокам одинаково везет? :nez-nayu:
"Trust Me I Know What I'm Doing" ...Sledge Hammer!
Аватара пользователя
Sledge Hammer
старожил
 
Откуда: Курск, Центр
Велосипед(ы): Forward 1200 (планетарка 8ск. на ремне), Ti "Sledge Hammer"


Сообщение » 14 дек 2015, 09:52

С одной стороны xорошо что дома взорвался, где нибудь в центре за террриста посчитали бы)
http://vkontakte.ru/club11577467
Делай то, что ты боишься делать. -Это лучший способ обрести уверенность в себе.
Аватара пользователя
Major
два колеса
 
Откуда: Курск,Кзтз
Велосипед(ы): MERIDA TFS TRAIL 300-D, Cube Reaction pro 27.5


Сообщение » 14 дек 2015, 10:13

Закоротил бокс, в случае с незащищёнными аккумуляторами результат предсказуемый.
Аватара пользователя
panzer
два колеса
 
Откуда: Курск, Центральный
Велосипед(ы): BeOne Karma


Сообщение » 14 дек 2015, 10:39

Да не должны 18650 от КЗ взрываться! Достаточно погуглить "короткое замыкание 18650".
Есть версия, что самсунги я купил поддельные. Но даже если так. У народа ведь полно в эксплуатации незащищенных дешевых нонеймовых банок!

40iN_KoS писал(а):Как раз сегодня присматривался к оригинальным аккам nitecore. Разница в цене окупается первой аварией

Типа они фирменнее народного самсунга?

razer писал(а):П.С, Леш, как не вовремя он у тебя взорвался.

Ну это ж не повод прекратить эксплуатацию таких систем. Вероятность попасть в ДТП на веле все равно на порядок выше.

razer писал(а):Я как раз хотел вернуться к классическому фонарику на руле

У фонарика на руле металлический корпус, и это хорошо. Но резьба торцевой крышки с кнопкой на большинстве фонарей достаточно нежная и не факт, что не слижется при взрыве аккумулятора. И куда тогда прилетит эта крышка и горящие ошметки ака вслед за ней? :) (Это я пишу, чтобы не только владельцы "выносных соплей" боялись :))) )

P.S. Лично я теперь перехожу на защищенные аккумуляторы. Могу продать 4 незащищенных народных Sanyo, никому не надо? :)
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 14 дек 2015, 13:57

apro писал(а):Да не должны 18650 от КЗ взрываться! Достаточно погуглить "короткое замыкание 18650".
Есть версия, что самсунги я купил поддельные. Но даже если так. У народа ведь полно в эксплуатации незащищенных дешевых нонеймовых банок!

Леш, а где ты брал "оригинальные" самсунги?
Вообще, очень странно, что банка взорвалась в такой момент. Обычно такое происходит либо в момент заряда, либо разряда (причем переразряда) в процессе эксплуатации. А что делал c банкой в последние часы жизни: катал по сырости, не? Может замочил влагой?

По поводу "незащищенных дешевых нонеймовых банок".
Эксплуатирую подобные девайсы в постоянном режиме 3 года.
Единственное что я сделал, так упаковал банки в плотный целовановый кулек для предания большей ватерпруфности. Все это засунул в родной тряпичный чехольчик. Попадал в хороший дождь, причем при включенной фаре - все фунциклирует. Так и езжу и летом и зимой.
Банок было 3 штуки в эксплуатации, сейчас осталось две - 3 месяца одна (самая древняя) сдохла тихо: вырубилась во время поездки (думал просто разрядилась полностью) и больше не включилась и не заряжалась. Сдохнувшую банку разобрали на работе. Вскрытие показало, что сдохла платка управления/защиты. Также сдохли 2 акка 18650 из 4-х в банке. Кто кого убил: плата убила аки, то ли наоборот доподлинно не установить. Два оставшихся рабочих акка (скорее всего без защиты) вынул из банки и использую теперь в фонаре. Несколько раз их заряжал простой дешевой зарядкой (http://ru.aliexpress.com/item/New-2015-1Pcs-EU-Universal-Charger-For-3-7V-18650-16340-14500-Li-ion-Rechargeable-Battery/32379074053.html) - тьфу,тьфу, тьфу.
Даже подарил фонарь с таким акком хорошему знакомому. Теперь вот думаю: а забрать этот акк назад, взамен выдать защищенный.
Чтоб если что-то и случилось, то у меня.
А может быть тебе, Леш, просто очень сильно не повезло... :nez-nayu:
Аватара пользователя
Stan
старожил
 
Откуда: Курск, С-З/ул. Звездная
Велосипед(ы): Merida Crossway 20-V (2013), GT Zaskar 9R Sport (2014)


Сообщение » 14 дек 2015, 14:47

Stan писал(а):Леш, а где ты брал "оригинальные" самсунги?


С алиэкспресса. Выглядят так, что не придраться.

Stan писал(а):А что делал c банкой в последние часы жизни: катал по сырости, не? Может замочил влагой?


Ну сначала акки двольно долго пролежали разряженными. Потом я их в течение часов двух заряжал (не полностью), потом с полчаса просто освещал комнату, пока было отключено электричество (проводку переделывал). Сырости не было.

Тут обсудили с Аквой и пришли к предварительному выводу, что такая взрывная реакция скорее похожа на последствия механического повреждение мембраны между слоями внутри одной из банок - в результате быстрый нагрев, более быстрое окисление лития, еще более быстрый нагрев, и далее уже взрывной. Возможно, в сочетании с неоднородностью электролита внутри банки, вызвавшей локальный обратный потенциал на мембране в каком-то месте, приведший к микроразрыву мембраны. Возможно, коротнула электроника бокса, вызвал нагрев банок, а нагрев уже спровоцировал микроразрыв - в "тонком" месте, или в сочетании с указанной неоднородностью заряда. или еще с кучей факторов.

Но ясно, что что-то было изначально не так с самой банкой. Или производственный дефект, или ее роняли (я сам вроде не ронял, да и внешних повреждений не было).
Если процесс был спровоцирован перегревом от КЗ - то тут защита помогла бы.
Если КЗ не было, а сыграл роль лишь внутренний дефект - то тут не спасла бы даже защита.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 14 дек 2015, 15:06

apro писал(а):реакция скорее похожа на последствия механического повреждение мембраны между слоями внутри одной из банок - в результате быстрый нагрев, более быстрое окисление лития, еще более быстрый нагрев, и далее уже взрывной.

Вот это видео подходит под описание процесса.
[youtube]wmAIxkNpcm0[/youtube]

Но вот куды бечь - не ясно.
Художественной ценности не представляет.
Аватара пользователя
Bad_Admin
старожил
 
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)


Сообщение » 14 дек 2015, 16:06

ммм...пора закупаться кевларовыми непригораемыми пакетиками
Аватара пользователя
freez
Матраснег
 
Велосипед(ы): Kona Jake


Сообщение » 14 дек 2015, 17:18

а нефиг тыкать в аккумуляторы острыми предметами. Сейчас Админ научит. В автомобильный ткните еще. Я вам больше скажу - вообще ни во что нельзя тыкать. От презика в этом случае гораздо хуже последствия могут получиться
Бог один- только провайдеры разные
Аватара пользователя
uri_britva
Велозавр Юрского периода
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): RM TeamElit70;FELT B2;HongFu


Сообщение » 15 дек 2015, 10:39

По первым результатам вскрытия - КЗ бокса не было. Бокс реабилитирован.
Скорее всего, было внутреннее КЗ одной из банок.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 15 дек 2015, 21:51

Вчера в бане (самое прям сырое и горячее место для лития :) мы коллегиально с АПро и Назгулом произвели аккуратное вскрытие остатков аккумулятора фары методом расковыривания оплавленных остатков.

Огне-взрыво безопасный бокс для хранения:
Изображение
Содержимое:
Изображение

Отделили плату от оплавленного корпуса с банками:
Изображение

Видно, что разорвало торец одной из 18650 (слева на снимке) и взрывом загорелось с торца пробив пластик. Зияет дырка в корпус элемента с ошмётками разделяющих электролит слоёв внутри.

Вторично плавилось и горело от жара сбоку, т.к. с торца огонь упирался в плату. Корпус банки сбоку (соседней с взорвавшейся) на первый взгляд цел.
Изображение

Пластик корпуса не поддерживает горения хоть и горел в струе из аккумулятора - он крошится чёрной сажей под пальцами: на момент обнаружения дымил, но не горел открытым огнём.

Отмыли плату от толстого слоя копоти:
Изображение
Изображение
Нет никаких следов КЗ (это было бы фатальное разрушение компонентов).

Есть оплавленное олово и не хватает одного SMD-резистора на месте, а так же отслаивается небольшая площадь меди от текстолита в том углу - вероятно как следствие внешнего температурного воздействия на плату с одной стороны. Пластиковая кнопка с другой не оплавлена, текстолит с другой стороны полностью жив.
И тонкие проволочки, уходящие к банкам без следов оплавления - КЗ вероятно не было.

Плата (собственно сам бокс) скорей всего не виновата. Вина возгорания и взрыва лежит на одном конкретном аккумуляторе, на который не оказывалось внешнего воздействия (по крайней мере каким-то значительным током).
Protection circuit в этом случае никак не помогла бы. Но со схемой защиты (от внешнего КЗ и проч.) как-то всё же спокойней.

Точные причины взрыва не очевидны. Храните свои аккумуляторы дома в кастрюльке на всякий случай ;)
Отмечу, что классическое большое и красивое водородное пламя появляется не от электрических искр или нагрева: гремучий газ сам загорается при пропорции 1 объём кислорода + 2 объёма водорода. Поэтому высокое пламя может загореться и гореть например прямо над крышкой кастрюли, откуда будет выходить более лёгкий водород. А если крышку закрыть плотно - то это будет кумулятивная бомба с большим объёмом :)
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 15 дек 2015, 22:25

Наглядно КЗ батарейки 18650 без защиты (взрыв на 3:30)
[youtube]ZTzEHsJVZhA[/youtube]
Скорость развития реакции зависит от первоначальной температуры аккумулятора, уровня заряда и плотности укладки фольгированного электролита.
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 16 дек 2015, 10:44

Вот и храни после такого дома :sad: :du_ma_et:
Аватара пользователя
Nookie
два колеса
 
Откуда: Курск, Радищева 8
Велосипед(ы): Rock Machine Thunder custom


Сообщение » 16 дек 2015, 10:53

короче, Ni -MH - наше все!!
[ :smu:sche_nie: убирает на ночь смартфоны в кастрюльку]
Бог один- только провайдеры разные
Аватара пользователя
uri_britva
Велозавр Юрского периода
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): RM TeamElit70;FELT B2;HongFu


Сообщение » 16 дек 2015, 12:04

akwa38 писал(а):гремучий газ сам загорается при пропорции 1 объём кислорода + 2 объёма водорода.

Эта смесь крайне взрывоопасна, но чтобы она сама загоралась - впервые слышу. (В сварочных водородных аппаратах именно такая пропорция.)
Единственная достойная внимания Страва - это цифры в финишном протоколе.
Аватара пользователя
Piton357
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, мурыновка
Велосипед(ы): Wilier Mortirolo, Wilier 503XN


Сообщение » 16 дек 2015, 12:27

Есть еще одна версия происшествия, подтвердить или опровергнуть которую невозможно.
В боксе стоят 2 пары последовательно соединенных банок.
Если в такой паре разница в напряжении банок достаточно большая (т.е. одна разряжена, другая заряжена), то разряженную банку может "пробить" обратным током, как если бы была переполюсовка при зарядке. Пробой же приведет к локальному внутреннему КЗ, которое далее может развиваться лавинообразно за счет нагрева.
Не зря в известном FAQ на фонаревке рекомендуют использовать защищенные аккумуляторы при их последовательном соединении.

В моем случае вряд ли могла быть большая разность напряжений, т.к. все аккумуляторы были из одной партии и я использовал и заряжал их одновременно. С другой стороны, они долго лежали разряженными, а потом зарядка не была доведена до конца - некоторая разница все же могла иметь место.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 16 дек 2015, 19:36

Piton357 писал(а):Эта смесь крайне взрывоопасна, но чтобы она сама загоралась - впервые слышу. (В сварочных водородных аппаратах именно такая пропорция.)

Я ошибся - не надо верить всем источникам с Ютуба :)
Википедия говорит о самовоспламенении только при 510С (при атмосферном давлении). Поэтому просто так оно не загорится, нужна искра или пламя.
С другой стороны при химической реакции на выходе водород сильно нагревается, да и выходит при избыточном давлении - возможно он может самостоятельно загореться в этом случае без искры.
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 18 дек 2015, 16:19

Сцыковато стало мне и вспомнил про повреждения своего устройства.

Терлось оно о выступающую часть СШ. Протёрло дырку и немного добралось до аккумулятора.

Изображение

Разобрал обмотку
Изображение

Изображение

Вот то проблемное место
Изображение

Это, вроде как, просто облезла бирюзовая обмотка.

И вопросы по фото:
1 это защищённые элементы или нет :bomb:
2 могу ли я мультиметром что-нибудь измерить (типа заряда или тока... х.з. вообще, но знаю, что ёмкость меряется другими приборами) без риска дыма и огня. Для того чтобы понять насколько эти элементы уже пригодные? Или лучше не лезть?
Аватара пользователя
I.M.
Бешеный пёс
 
Откуда: Суджа
Велосипед(ы): Cannondale six 13


Сообщение » 18 дек 2015, 18:13

I.M. писал(а):И вопросы по фото:
1 это защищённые элементы или нет :bomb:
2 могу ли я мультиметром что-нибудь измерить (типа заряда или тока... х.з. вообще, но знаю, что ёмкость меряется другими приборами) без риска дыма и огня. Для того чтобы понять насколько эти элементы уже пригодные? Или лучше не лезть?

1. Сами акки скорее всего без защиты. Но в общей схеме пака есть платка (под зеленой лентой), она по идее защает банку от перезаряда при зарядке и от переразряда при работающей фаре.
2. Мультиметром что ты можешь померить: напряжение на парах банок. ток померить проблематично без пореза проводов - его надо мерить в разрыв цепи.
Золотое правило: раз работает, то не лезь с "улучшениями".
Ржавчину с контактов сними аккуратно наждачкой или натфелем, обмотай пак назад изолетной, укутай в плотный тцелофановый пакетик, назад запихни все в тряпичный чехолчик и езди на здоровье дальше. :-):
Аватара пользователя
Stan
старожил
 
Откуда: Курск, С-З/ул. Звездная
Велосипед(ы): Merida Crossway 20-V (2013), GT Zaskar 9R Sport (2014)


Сообщение » 18 дек 2015, 18:24

В заводские сборки с заводской пайкой обычно ставят акки без защиты.
Проверить живость банок измерение напряжения не позволит. Нужно измерять просадку напряжения при известном токе. Не распаивая блок, сделать этого не удастся.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 18 дек 2015, 18:42

я правильно понял : взрываются ведь только литий-ионные аккумуляторы?
Бог один- только провайдеры разные
Аватара пользователя
uri_britva
Велозавр Юрского периода
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): RM TeamElit70;FELT B2;HongFu


Сообщение » 18 дек 2015, 19:31

Спасибо большое! Упаковываю.
Аватара пользователя
I.M.
Бешеный пёс
 
Откуда: Суджа
Велосипед(ы): Cannondale six 13


Сообщение » 18 дек 2015, 20:27

uri_britva писал(а):я правильно понял : взрываются ведь только литий-ионные аккумуляторы?

Нет, любые литиевые (Li-Ion, Li-Pol, Li-Fe и т.п.).
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 18 дек 2015, 20:56

тогда мне повезло. У меня только никелевые
Бог один- только провайдеры разные
Аватара пользователя
uri_britva
Велозавр Юрского периода
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): RM TeamElit70;FELT B2;HongFu


Сообщение » 27 дек 2015, 14:44

Вот моя поврежденная батарея после падения большого коптера (линейка и зажигалка для понимания масштаба):
20151227_141238.jpg
Li-Pol 6S 10000 mAh (4.2В x 10Ач x 6 банок = 252 Вт*ч), 1133 гр, 17 х 6 х 5 см

Все шесть банок батареи чуть согнуло и сплющило. При этом внутреннее сопротивление банок в норме, батарея заряжается без большого разброса вольтажа между банками.
С другой стороны летать на ней стрёмно - хз, может какая из поврежденных банок коротнёт в воздухе от вибраций/смещений слоёв электролита/тока/нагрева и коптер не просто упадёт, но ещё и загорится. А если она загорится, то зрелище будет эпическим :)

Можно сделать из этой батарейки настоящий Power Bank, но реальные (а не китайские) 10 А*ч как-то очень избыточно даже как единственный источник энергии в походе на всю группу.
Как вариант - использовать как аккумулятор для фары или суровый повербанк в байдарочных походах (можно питать моторчик на байдарке :).

Кстати, на примере веса и размеров этой батарейки (сделанной наиболее эффективно для коптера с точки зрения плотности энергии) легко понять, сколько в вашем китайском повербанке реальных ампер-часов ;)
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Вернуться к началу