Этот велосипед - абсолютно утилитарный. Практично, эффективно, и просто в эксплуатации - это всё, что имеет значение. Ну и цена должна быть такой, чтобы не провоцировать фантазии публики, выходя с велосипедом из общественного туалета.
По определению этот велосипед - шоссейный. Шоссейная рама, шоссейное оборудование, просто с прямым рулем. Прямой руль - это решение моей проблемы с травмированной шеей. Гонки на таком ездить не стоит (особенно групповые, т.к. велосипед заметно шире, что неприятно в плотной группе), а вот для бреветов и туризма отличный вариант, когда обычный шоссейный “баран” не подходит.
Ритуальное фото перед началом сборки
Летом 2019 года я почти случайно купил на wiggle новую карбоновую раму Eastway Emitter R3 (2017), 56 см, ЕТТ 562. Это OEM-Китай (которого на рынке подавляющее большинство), в данном случае для виггла и чейна, т.е. есть надежда на некоторый контроль качества.
Для меня принципиальным было отсутствие у рамы всяких аэро-наворотов и экзотических элементов конструкции. Этим требованиям рама вполне соответствовала, но я уже потом сообразил, что она гоночная, с низким рулевым стаканом. Но за эти деньги придираться и требовать endurance-версию нет смысла. Тем более, что рама Colnago 2007 года как раз endurance по современной классификации - относительно длинная (570-575 мм, точных данных не сохранилось) с высоким рулевым стаканом. Мне хотелось раму покороче, но в разумных пределах, около 560 мм, чтобы поставить вынос подлиннее, и в итоге получить примерно то же самое, что на Кольнаго. Рама Eastway Emitter с ЕТТ 562 по длине требованиям соответствовала, а вот, например, endurance-версия Eastway zener предлагала или 550, или 571.
Ну а недостаток высоты рулевого стакана можно попытаться “обыграть” углом выноса и количеством проставочных колец под выносом. По этой причине шток вилки отпилен минимально, чтобы иметь возможность экспериментировать, но в нынешней конфигурации мне потребовалась буквально 60 км, чтобы перестать чувствовать разницу в геометрии рамы. Впрочем, в моем случае о комфорте можно говорить только после проверки на дистанциях от 400 км (с чем в нынешнем сезоне могут быть проблемы).
Колеса Fulcrum Racing 5 С17 (2019) - потому что они оптимальны по параметрам цены/качества/веса, и очень просты в эксплуатации. Когда в 2018 году через 60 км после старта 600-ки сломалась спица на заднем Fulcrum Racing 5 LG со стороны кассеты, то я просто достал запасную, и починил колесо сидя на остановке, имея из инструментов только стандартный мультитул. Потом еще и доехал ту 600-ку с личным лучшим временем. И запасные спицы от LG подойдут к С17, не нужно ничего докупать.
Разумеется, рама и колеса - под клещи. Диски в шоссе - чистый развод. Мощности ободных шоссейных тормозов не хватало профессиональным гонщикам, в совершенно недоступной обычным людям ситуации - карбоновые обода + влага + скорости за 80 км/ч на спусках с серпантином. Эту проблему уже решили специальными колодками, но производители успели протащить диски в шоссе. Никаких реальных преимуществ диски мне не дадут, а вот лишние проблемы при транспортировке - гарантируют.
Навеска - Shimano Tiagra 4700 почти целиком, 2х10. Изначально я планировал собирать на старых 2-10 группах Tiagra 4600/105 (5700), т.к. считал 4700 совместимой только с самой собой, и “незаменимой”. Но потом узнал, что 4700 совместима с более высокими группами на 2-11 скоростей. Т.е. без запчастей не останусь. А вторая причина - усилие при переключение у 4700 меньше. Заявлено снижение на 30%. В ньютонах не мерил, но по ощущениям - легче. Это не очень существенно в обычной жизни, но на длинных бреветах реально бывают моменты, когда переключение на большую звезду кажется значительным усилием.
Задний переключатель с длинной лапкой, в сочетании с кассетой 12-28 в качестве основной, и возможностью установить до 34 сзади. Не думаю, что мне нужно 34, но меньше чем на 28 сзади я тоже вряд ли поставлю. С компактом спереди это универсальное сочетание, под подавляющее большинство моих задач (12-27 нравится мне еще больше, но сейчас таких кассет нет в продаже).
После сборки тщательно обработать напильником
Из группы выбивается система. В первой версии стояла временная “от Виталика”, потому что служба доставки “потеряла” заказ. Но заказывал я систему Sora 3550. Она 2-9, и встала на Colnago (где как раз девятка), а Shimano FC-R565 50x34 175 мм оттуда переехала на новую раму, после замены изношенной большой звезды на новую (FSA). Феншуя не случилось по простой причине - систем Tiagra 4700 с шатунами 175 мм не было в наличии в доступных источниках. Но я не расстроился, т.к. к новым ассиметричным четырехлапым системам отношусь без энтузиазма.
Здесь только тормозные ручки выбиваются из соображений утилитарности - аж Shimano BL-R780, это уровень Ultegra. Но тут коронавирусный форс-мажор. Всю навеску я покупал в Китае на алиэкспресс, и закупки пришлись на период активного карантина. У продавцов со своими складами тормозных ручек 4700 не было в наличии, а остальные не могли получить товар от поставщиков. Причем к ручкам также было требование совместимости с NEW SUPER SLR Dual pivot (что бы это не значило), что ограничивало выбор, по сути, только двумя моделями. Насчет эффективности этой технологии ничего сказать не могу, тормоза как тормоза. На равнине разница всё равно несущественна.
Руль и вынос - алюминиевые, и не примечательные ничем, кроме цены. Вынос Canyon Iridium 3-0 31,8/110mm/10deg - 382 р., FUNN Fire Graphics 31.8 610 mm - аж 582 р.
Седло fabric Scoop Sport Flat Saddle - эксперимент с шириной 142 мм, не Китай за более-менее адекватные деньги. Ничего сказать не могу, больше 100 км я на нем еще не ездил, а для меня это не показатель.
Еще из интересного - педали Look Kéo Classic 3+. Я много лет езжу на Look Kéo 2 max, с металлической вставкой в зоне контакта с шипом, но эта модель дешевле, и при этом тоже имеет металлическую защиту. Визуально - не понравились, выглядят дешево и ненадежно. При эксплуатации особых проблем не заметил, но для выводов нужно проехать тысяч 10-12 км.
Резина Continental Grand Prix 5000, 25 мм наконец-то на обоих колесах.
По весу чуда не случилось. Вес новой Tiagra 4700 сравним со старыми группами десятилетней давности. Что-то больше, что-то меньше, в среднем одно и то же, и разница с алюминиевым Colnago только в весе рамы. С нынешней системой вес 8,25 кг (и все равно это чуть-чуть меньше, чем у стоковой Merida SCULTURA 5000, про которую заявлено 8,39 кг в размере M-L).
В принципе, меньше 8 кг сделать можно, и даже не особо разорительно. Но не имеет смысла. Карбоновые “палки” - баловство, дополнительные потенциальные поломки (я очень люблю ронять велосипед, наиболее частая поломка у меня - треснувшая заглушка руля) и проблемы при транспортировке и перевозке багажа на велосипеде. 100 грамм могу скинуть просто поменяв седло на San Marco Zoncolan, которое у меня есть, но для длинных дистанций раньше не подходило. Попробую, конечно, на этой раме, но не думаю, что станет лучше (зато вес получится как у Merida REACTO 6000 :)).
Первая версия с временной системой и Barista Pinotage 2017
В минусах - сказочный гемор со сборкой. Я не веломеханик, но случаи бывают разные, поэтому вел собирал сам. Просто чтобы понимать, как там всё устроено. По итогу, считаю, что аббревиатуру ЛГБТ+ нужно дополнить понятием “внутренняя проводка тросов” как гендерной идентичностью специально для велосипедных инженеров. 16 часов жесточайшего времяпрепровождения.
И это у меня еще простой вариант, без особых проблем с попаданием тросиком в дырочку. Под задний тормоз внутри рамы идет сплошной канал для целиковой рубашки, в передней части рамы встроенные упоры для тросов переключения. Даже с рулевой всё оказалось очень просто - она вкладывается в нужном порядке, и затягивается, запрессовывать ничего не надо. Помощь потребовалась только с запрессовкой каретки, такого инструмента у меня нет.
Крафтовый упор тросика заднего переключателя
Проблемы с рамой в, так сказать, задней части. В нижнем пере, через которое тросик идет к заднему переключателю, упора нет. А стандартный упор из шимановского набора держит рубашку, но только до первого переключения, потом проваливается внутрь рамы. Пока как-то приколхозил, но надо решать эту проблему. А к переднему переключателю тросик проходит не просто через дырку в раме, а через специальную направляющую пластиковую трубку. Которая направляла тросик в сторону, противоположную переключателю, и сильно снижала четкость переключения. Пришлось лишнее отломить (планировал пилить, но оно “само сломалось”).
Промежуточные положения на манетке "уходили" на сгибание направляющей троса
Выводы пока делать рано, я успел проехаться на нем только чуть больше 300 км, но какой-то “магии карбона”, естественно, не случилось. Я уже писал в другой теме, что разница между карбоновым велом с рулем-бараном и алюминиевым велом с прямым рулем в моем исполнении - 3 минуты на 200 км, так что выигрыш для меня здесь больше в жесткости рамы, особенно в кареточном узле. Не знаю, в чем причина, но кареточный узел на Кольнаго начал меня смущать - то ли он “гуляет”, то ли я такой мощный стал. Еще чуть больший комфорт на не самом гладком асфальте, ну и не физическое, но приятное ощущение “нового” вела.
Единственный момент, который я не могу осознать - на этом веле мне удобнее ехать с высоким (выше обычного) каденсом, на легких передачах. Куда копать - пока непонятно, т.к. дело может быть как в посадке, так и просто в физподготовке (межсезонье я благополучно профакапил).
Нелегальный Shimano законспирирован под FSA
Ну и не менее приятно, что в итоге всего 76 т.р. за всё. Это +/- 1000 евро (компоненты покупались по разным курсам) за новый вел “в индивидуальной комплектации”, причем не сразу, а по частям. Да, у барыг, особенно калининградских, за эти деньги можно купить шоссер целиком, но скорее всего б/у, и в отдельных случаях - с непередаваемым цензурно ощущением от общения. Некоторым нравится, но я лучше переплачу за культуру. Да и тратиться на замену барана всё равно пришлось бы, что в итоге увеличит цену.
Коротко про шиману с Али. Визуально никаких подозрений, разве что всё, кроме тормозных ручек, пришло без оригинальных коробок - и это правильно, там картона больше, чем металла. 300+ км - без проблем. И не думаю, что если они возникнут, причина будет в али.
Памяти Ronde van Vlaanderen 2020 (ух ты, я могу написать название бельгийской гонки Тур Фландрии на голландском по памяти!)
Так что теперь у меня три вела. Карбоновый будет “боевым”, алюминиевый шоссер - тренировочным на весну-осень и шоссейным турингом (на него можно установить багажник без особых проблем). А зачем мне теперь нужен байк на 26 колесах, я пока не знаю. Но пускай будет, а то вдруг понадобится, а у меня нет :)