Правила форума
Регистрация

Вход


ХВЗ-FZN Турист Тандем

Сообщение » 01 июн 2016, 18:47

Изображение

Несколько лет лениво подумывал, а не купить ли в семью тандем.

Непосредственная история тандема началась с предложения Оксаны и Пети привезти их Харькова с завода ХВЗ оригинальную тандемную раму. Причем, за очень и очень смешную цену. Думал над предложением я быстрее, нежели доставал бумажник для полной предоплаты. Месяца через два рама была дома у Пети. Беглый взгляд на раму сразу остудил пыл собрать: вилки не было, рулевая советская резьбовая, тормозов-клещей нет, подседельников 25.0 тоже нет. Самое главное - нет передней эксцентриковой каретки.

Изображение

Вот тут появляется второй автор аппарата - Fazan. Долгий вечер у Пети в летней кухне за сосисками и линейками, квасом и блокнотом с карандашом. Было решено раму сразу доводить до правильного состояния, которое можно собрать без лишней головной боли, на всех современных компонентах. Из наследия ХВЗ оставить только конструктив самой рамы.
Планы были следующие:
-выточить переднюю эксцентриковую каретку из алюминия;
-перерезать резьбу задней каретки под BSA;
-переделать рулевую под установку обычной безрезьбовой вилки;
-развернуть посадочные места подседелов под 1" (25.4мм);
-раздвинуть перья под 135мм втулку, реализовать крепление дисковых тормозов стардарта PM 160;
-переварить крепления тросиков под манетки на руле, проводку к дисковому тормозу;
-сделать крепления флягодержателей спереди и сзади;
-сделать крепления багажника и крыльев сзади;
-кастомные болты зажима подседельников.

Далее шла инвентаризация "железа" "под диваном". Были найдены обода, передняя втулка, кассета, цепь, переключатели, манетки, диски, рули, выносы. С тормозами было все понятно - китайские BB7. Нужно было решать вопросы со специфическими железками: вилкой и системами. Вилка под имеющуюся геометрию требовалась 40.5 см AtC. Таких вилок в широкой продаже не было. Алюминиевые Mosso были сразу отброшены - на тандеме они не жильцы. Стали в Китае не нашли, у немцев главный выбор был на bike-components из вилки Surly с красивой короной, 40 AtC и неизвестным сроком ожидания, и Salsa на 42см AtC. Более широко распространенные 45см AtC рисковали завалить геометрию и наделить вилку излишней для нее нагрузкой. Остановились на Salsa на 42см. С системами решили разбираться самым бюджетным способом - взять 3 шимановские системы под квадраты и со сменными звездами. Звезды всегда можно подобрать, а шатуны стоят не космических денег. Так и сделали. На двух левых системах оставили только среднюю звезду на 38. На всех шатунах, кроме заднего правого, поменяли резьбу педали на противоположную, с правильным направлением.

Изображение

Компоненты:
Рама: ХВЗ Турист Тандем с глубокой переделкой от Fazan'a.
Вилка: Salsa Cro-Mo 420 AtC
Колеса: втулки ХТ под CL, спицы 2.0-1.8, обода Alex XCD-29.
Тормоза: BB7
Задний переключатель: Sram X9 long 10sp
Система: Shimano Acera+Alivio, 3 правых шатуна и один левый. Кастомные втулки под педали.
Седла: Prologo + Atom
Подседелы: Mpedo 25.4мм.
Грипсы: Ergon
Багажник: безымянный.
Каретки: Sunrace на промах + эксцентриковая вставка в переднем кареточном узле.
Манетки: Sram X5 3х10sp.
Покрышки: Schwalbe Marathon Supreme 700Cx42 со светоотражающей полосой.
Камеры: Schwalbe SV18
Рулевая: Neco.


За пару заходов велосипед был собран в начале апреля.

Изображение

Далее началась обкатка. Сразу стало понятно, что руль спереди очень низко. Перевернул вынос вверх.
Задний руль W-образной формы упирался в ноги пилоту. Пришлось ставить плоский руль.

Обкатка вдвоем показала, что у пилота слишком большое напряжение на руле. Держать руль с простыми круглыми грипсами сложно. Грипсы были заменены на Эргоны. У стокера (задний велосипедист) тоже установили грипсы с рогами для увеличения количества хватов.

Уже в таком варианте выезд в Журавлинке и обратно прошел более-менее нормально. Мы с Найтом по очереди сидели спереди и сзади. Разнообразие посадки и усилий позволяло неплохо ехать и даже раскрутить передачу 48х11 на одном из участков. Правда, не на самом оптимальном каденсе - пока еще страшно ездить на тандеме в контактах, нужна идеальная синхронизация.

Далее последовала полная разборка велосипеда и окраска порошковой краской у Коли Лохова (старожилы ВелоКурска знают, кто это). Цветов на выбор было не много, времени до ВелоДня было тоже мало. Потому рама из синей превратилась в бордовую.

В крайний день Дима Питон выдал комплект свежих напечатанных наклеек, нарисованных вектором по оригинальным схемам. Оклейка рамы надписями стала самым муторным этапом - все надписи пришлось вырезать ножницами по контурам, а их там не мало.

Утром ВелоДня получилось выехать на почти окончательно оформленном тандеме на место сбора колонн, где Найт выдал изюминку - пару бордовых колпачков ниппелей.

Изображение


goza.ru писал(а):Тандем / FAQ (ЧаВО)
Q: Можно ли одному ездить на тандеме?
A: Можно, на месте пилота. На моём тандеме при этом будет неудобно переключать передачи (манетки стоят на заднем руле), в остальном - никаких проблем. На моем полноценное управление на переднем руле. Есть правда извращённые варианты тандемов, где рулём управляет сидящий сзади с помощь тросовых тяг, но это частный случай, там тоже можно ехать одному, соответственно сзади.

 "продолжение FAQ"
Q: Можно ли одному из тандемистов не крутить педали?
A: В большинстве случаев - нет. Обычно на тандеме передние и задние педали вращаются синхронно с одинаковой скоростью. Поэтому оба тандемиста должны вращать педали. Другое дело, то, что один из тандемистов может прикладывать меньшие усилия, а другой бОльшие. Сколько мне известно, существуют специальные каретки, позволяющие одному из тандемистов не вращать педали, но они дорого стоят и очень редки. Кроме того, при использовании таких кареток одни педали будут постоянно смещены по отношению к другим, т.е. рассинхронизированы. Это чревато усилением раскачки тандема.

Q: Тандем едет быстрее или медленее обычного байка?
A: Ни то, ни другое. У тандема, по определению, лучше аэродинамика - стокер постоянно едет в воздушном коридоре пилота. А скорость получается примерно по такой формуле: ([Обычная скорость пилота] + [обычная скорость стокера]) / 2 + [выигрыш в скорости за счёт улучшения аэродинамики]. Т.е., например, пилот держит на обычном байке среднюю 25, стокер - 15, за счёт аэродинамики получаем добавочые 2 км/ч, скорость тандема получается (25+15)/2+2=22 км/ч. Конечно, это грубая формула, но суть примерно отражает: силы пилота и стокера перераспределяются, сильный помогает слабому. Если силы равные - тандем едет несколько быстрее, чем обычный байк.
При движении под горку тандем разгоняется аки реактивный поезд.



Q: Как у тандема с управляемостью?
A: Если кратко - плохо. А если поподробнее, то можно выделть несколько составляющих, ухудшающих управляемость:
изгибы длинной рамы, вилки, на которую приходятся нагрузки больше обычных, колёс.
большая база, соответственно, бОльший радиус поворота
пилоту приходиться управлять велосипедом, у которого сзади расположена большая масса с высоким центром тяжести
Особенно важен последний пункт. Все знают как управляется байк с очень тяжелым рюкзаком-штанами, но штаны крепко висят на багажнике и их центр тяжести ниже седла. На тандеме центр тяжести стокера выше седла, и он может дополнительно ухудшать управляемость неожиданно перенося свой центр тяжести. Чем больше разница веса пилота и стокера, тем проще управлять пилоту. У меня, как пилота, разница со стокером - почти в два раза. Я без особых проблем управляю тандемом, но нагрузка на руки и руль значительно выше, чем обычно. Поэтому на тандем передний руль желательно ставить пошире, а стокера выбирать полегче :-)

Q: Можно ли на тандеме ездить по грунтам?
A: Можно, хотя, конечно, проходимость у тандема меньше, чем у обычного байка. Во-первых, больше давление на грунт (больше масса), во-вторых, хуже управляемость. Кроме того тандем, имея большую длину, легче цепляется за всякие выступы, кочки, брёвна. Цепляется обычно передними педалями.

FAQ взят на сайте goza.ru



Изображение

На самом ВелоДней тандем был отличным аттракционом даже для повидавших многое велосипедистов.
Для старожилов форума возможен прокат тандема на 1-2 дня.
Изображение

На этом история тандема не заканчивается. В планах попытка использовать его с детским велокреслом. Текущая конфигурация позволяет настроить высоту заднего сидения на ребенка только от 10 лет.

За фото с ВелоДня большое спасибо Андрею Рыжкову.
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.
Аватара пользователя
Ushka
старожил
 
Откуда: Курск, Клыкова
Велосипед(ы): Merida carbon 29+28


Сообщение » 01 июн 2016, 18:50

Ищется Найден оригинальный задний руль от ХВЗ Турист Тандем как на первой фотографии.

Как вариант, люди ставили назад руль дорожника, как на данной фото:
Изображение
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.
Аватара пользователя
Ushka
старожил
 
Откуда: Курск, Клыкова
Велосипед(ы): Merida carbon 29+28


Сообщение » 01 июн 2016, 20:25

Ushka писал(а):Ищется оригинальный задний руль от ХВЗ Турист Тандем как на первой фотографии
Не он, конечно, но что-то похожее по форме вроде есть, в Буре лежит. Завтра уточню и, если не забуду фотик, то сфотографирую.
...чтобы жить километрами, а не квадратными метрами...
Аватара пользователя
Xadgi
Бешеный пёс
 
Откуда: Мурыновка-Курск


Сообщение » 01 июн 2016, 21:03

Вся проблема заднего руля в том, что пятая точка переднего пилота должна свободно умещаться в развале руля. Т.е. где-то 45-50см.
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.
Аватара пользователя
Ushka
старожил
 
Откуда: Курск, Клыкова
Велосипед(ы): Merida carbon 29+28


Сообщение » 01 июн 2016, 22:38

Отличный аппарат, отличная работа! Надеюсь, как-нибудь прокатишь :-D: И, кстати, ты правильно сделал, что клеил именно красные декали, они смотрятся отлично!
Единственная достойная внимания Страва - это цифры в финишном протоколе.
Аватара пользователя
Piton357
Бешеный пёс
 
Откуда: Курск, мурыновка
Велосипед(ы): Wilier Mortirolo, Wilier 503XN


Сообщение » 18 авг 2016, 22:49

Колян покрасил?)
Аватара пользователя
mishanya21
три колеса
 
Откуда: ПИТЕР


Сообщение » 19 авг 2016, 10:08

mishanya21 писал(а):Колян покрасил?)

Да, именно он. Отлично получилось, недорого и качественно.
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.
Аватара пользователя
Ushka
старожил
 
Откуда: Курск, Клыкова
Велосипед(ы): Merida carbon 29+28


Сообщение » 03 июн 2017, 18:03

Изображение
Ushka, поздравляю с 1 местом в категории "Экзотика" (Веломобили, тандемы, фэт-байки и др.) на #Велодень конкурс #Велосипед2017 !
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Вернуться к началу