Несколько лет лениво подумывал, а не купить ли в семью тандем.
Непосредственная история тандема началась с предложения Оксаны и Пети привезти их Харькова с завода ХВЗ оригинальную тандемную раму. Причем, за очень и очень смешную цену. Думал над предложением я быстрее, нежели доставал бумажник для полной предоплаты. Месяца через два рама была дома у Пети. Беглый взгляд на раму сразу остудил пыл собрать: вилки не было, рулевая советская резьбовая, тормозов-клещей нет, подседельников 25.0 тоже нет. Самое главное - нет передней эксцентриковой каретки.
Вот тут появляется второй автор аппарата - Fazan. Долгий вечер у Пети в летней кухне за сосисками и линейками, квасом и блокнотом с карандашом. Было решено раму сразу доводить до правильного состояния, которое можно собрать без лишней головной боли, на всех современных компонентах. Из наследия ХВЗ оставить только конструктив самой рамы.
Планы были следующие:
-выточить переднюю эксцентриковую каретку из алюминия;
-перерезать резьбу задней каретки под BSA;
-переделать рулевую под установку обычной безрезьбовой вилки;
-развернуть посадочные места подседелов под 1" (25.4мм);
-раздвинуть перья под 135мм втулку, реализовать крепление дисковых тормозов стардарта PM 160;
-переварить крепления тросиков под манетки на руле, проводку к дисковому тормозу;
-сделать крепления флягодержателей спереди и сзади;
-сделать крепления багажника и крыльев сзади;
-кастомные болты зажима подседельников.
Далее шла инвентаризация "железа" "под диваном". Были найдены обода, передняя втулка, кассета, цепь, переключатели, манетки, диски, рули, выносы. С тормозами было все понятно - китайские BB7. Нужно было решать вопросы со специфическими железками: вилкой и системами. Вилка под имеющуюся геометрию требовалась 40.5 см AtC. Таких вилок в широкой продаже не было. Алюминиевые Mosso были сразу отброшены - на тандеме они не жильцы. Стали в Китае не нашли, у немцев главный выбор был на bike-components из вилки Surly с красивой короной, 40 AtC и неизвестным сроком ожидания, и Salsa на 42см AtC. Более широко распространенные 45см AtC рисковали завалить геометрию и наделить вилку излишней для нее нагрузкой. Остановились на Salsa на 42см. С системами решили разбираться самым бюджетным способом - взять 3 шимановские системы под квадраты и со сменными звездами. Звезды всегда можно подобрать, а шатуны стоят не космических денег. Так и сделали. На двух левых системах оставили только среднюю звезду на 38. На всех шатунах, кроме заднего правого, поменяли резьбу педали на противоположную, с правильным направлением.
Компоненты:
Рама: ХВЗ Турист Тандем с глубокой переделкой от Fazan'a.
Вилка: Salsa Cro-Mo 420 AtC
Колеса: втулки ХТ под CL, спицы 2.0-1.8, обода Alex XCD-29.
Тормоза: BB7
Задний переключатель: Sram X9 long 10sp
Система: Shimano Acera+Alivio, 3 правых шатуна и один левый. Кастомные втулки под педали.
Седла: Prologo + Atom
Подседелы: Mpedo 25.4мм.
Грипсы: Ergon
Багажник: безымянный.
Каретки: Sunrace на промах + эксцентриковая вставка в переднем кареточном узле.
Манетки: Sram X5 3х10sp.
Покрышки: Schwalbe Marathon Supreme 700Cx42 со светоотражающей полосой.
Камеры: Schwalbe SV18
Рулевая: Neco.
За пару заходов велосипед был собран в начале апреля.
Далее началась обкатка. Сразу стало понятно, что руль спереди очень низко. Перевернул вынос вверх.
Задний руль W-образной формы упирался в ноги пилоту. Пришлось ставить плоский руль.
Обкатка вдвоем показала, что у пилота слишком большое напряжение на руле. Держать руль с простыми круглыми грипсами сложно. Грипсы были заменены на Эргоны. У стокера (задний велосипедист) тоже установили грипсы с рогами для увеличения количества хватов.
Уже в таком варианте выезд в Журавлинке и обратно прошел более-менее нормально. Мы с Найтом по очереди сидели спереди и сзади. Разнообразие посадки и усилий позволяло неплохо ехать и даже раскрутить передачу 48х11 на одном из участков. Правда, не на самом оптимальном каденсе - пока еще страшно ездить на тандеме в контактах, нужна идеальная синхронизация.
Далее последовала полная разборка велосипеда и окраска порошковой краской у Коли Лохова (старожилы ВелоКурска знают, кто это). Цветов на выбор было не много, времени до ВелоДня было тоже мало. Потому рама из синей превратилась в бордовую.
В крайний день Дима Питон выдал комплект свежих напечатанных наклеек, нарисованных вектором по оригинальным схемам. Оклейка рамы надписями стала самым муторным этапом - все надписи пришлось вырезать ножницами по контурам, а их там не мало.
Утром ВелоДня получилось выехать на почти окончательно оформленном тандеме на место сбора колонн, где Найт выдал изюминку - пару бордовых колпачков ниппелей.
goza.ru писал(а):Тандем / FAQ (ЧаВО)
Q: Можно ли одному ездить на тандеме?
A: Можно, на месте пилота. На моём тандеме при этом будет неудобно переключать передачи (манетки стоят на заднем руле), в остальном - никаких проблем. На моем полноценное управление на переднем руле. Есть правда извращённые варианты тандемов, где рулём управляет сидящий сзади с помощь тросовых тяг, но это частный случай, там тоже можно ехать одному, соответственно сзади.
На самом ВелоДней тандем был отличным аттракционом даже для повидавших многое велосипедистов.
Для старожилов форума возможен прокат тандема на 1-2 дня.
На этом история тандема не заканчивается. В планах попытка использовать его с детским велокреслом. Текущая конфигурация позволяет настроить высоту заднего сидения на ребенка только от 10 лет.
За фото с ВелоДня большое спасибо Андрею Рыжкову.