Правила форума
Регистрация

Вход


Велосипедные шлемы

Сообщение » 20 мар 2008, 11:31

Введение

В настоящее время продаётся огромное количество велосипедов, всё больше людей приобретает двухколёсных друзей, но лишь немногие заботятся о безопасности передвижения. Безопасность бывает 2 типов. Всё как у автомобилей:

1. Активная.
2. Пассивная.

С автомобилями всё более-менее понятно: активная — управляемость автомобиля, пассивная — способность к правильной деформации кузова при столкновении, программируемые зоны деформации, силовая структура кузова и прочие факторы, влияющие на жизнь человека. Как же быть с велосипедом? От чего зависит собственная безопасность велосипедиста? Правильно! От него самого. Активная безопасность — навыки езды на велосипеде, умение быстро реагировать на смену обстановки на дороге, умение правильно тормозить, наличие световозвращающих элементов, а также фонарей. Что же тогда остаётся для пассивной безопасности? Сам велосипед принять удар на себя не позволяет, получается, что удар принимает велосипедист. Самое главное — при ударе/падении защитить голову. Помочь в этом может только шлем. Шлем призван снизить нагрузки при ударе. Материал, из которого сделан шлем, позволяет продлить время торможения головы на 6 мс, что позволяет снизить опасную нагрузку. Важной особенностью шлема является его способность скользить по поверхности. Более округлые шлемы скользят лучше в силу естественных причин. Если бы шлем не скользил, то движение прекращалось бы слишком быстро, что в свою очередь может негативно сказаться на состоянии головы и шеи. Внутри шлема есть поролоновые вставки, при падении они никакой роли не играют и сделаны для удобства ношения шлема, вдобавок ко всему впитывают пот.

Анатомия шлема
Из чего состоит шлем? Как он устроен, какие материалы используются? Постараюсь ответить на эти вопросы. Далее в статье будут упоминаться типы применяемых материалов — с них и начнём. На сегодняшний день большое распространение получили 2 состава: EPS и EPP.

EPS — Expanded PolyStyrene. Вспененный Полистирол. На сегодняшний день является наиболее широко применяемым составом (затвердевшая пена). Состав EPS получается при помещении гранул полистирола в прессовую форму, которая отлита по форме шлема, и последующем воздействии паром под давлением. Гранулы расширяются и формируют клетки, которые заполняют прессовую форму. Если технология нарушается, то образуются полости. Шлем, сделанный с нарушением технологии, может треснуть от обычной встряски. Техника формовки позволяет сделать шлем с разными по жесткости слоями. Это позволяет добиться наиболее эффективного поглощения удара.

EPP — Expanded PolyPropylene. Вспененный Полипропилен. По виду напоминает EPS, но на ощупь поверхность кажется более резиновой и более податливой, если надавить пальцем. EPP — состав, который может выдерживать несколько ударов, медленно восстанавливая свою первоначальную форму после удара. Он более сложен в изготовлении, стоит чуть больше и имеет меньшую отдачу, что делает шлем более плотным, чем при использовании EPS. Стоит отметить, что отскок происходит после завершения измерений, так что эта его функция остаётся не до конца исследованной. EPS и EPP очень схожи и порой сложно отличить "одноразовый" шлем от "многоразового".

EPU — Expanded PolyUrethane. Вспененный полиуретан. Часто встречается сокращение PU. По свойствам похож на EPS. Структура полная, однообразная и большая. Во время формовки образуется поверхностная плёнка, достаточная для того, чтобы внутренняя часть не прогибалась. По весу состав получается тяжелее, чем EPS, на ощупь очень твёрдый. EPU обычно производится на Тайване из-за несоответствия экологическим стандартам других стран.

Tau Multi Impact Technology or Re-Up Foam. Технология множественных ударов ТАУ или Восстанавливающийся Состав. Данная технология была представлена фирмой Pro Tec and Shain в 2004 году. Состав состоит из EPS и вкраплений гранул EPP. Shain опубликовала результаты испытаний в своём каталоге. Шлем подвергся четырёхкратному удару в одну и ту же точку, прежде, чем приборы зафиксировали ускорение более 300g. На самом деле это не "настоящая" многоударная технология, но шлем продемонстрировал очень близкую к тому защиту, которую любой EPS-шлем обеспечить не может.

Суммируем всё вышесказанное:

* EPS — одноразовый материал, не восстанавливающий первоначальную форму.
* EPP — многоразовый, восстанавливающий первоначальную форму.
* EPU — схожий по свойствам с EPS, но менее экологичный состав.
* Tau Multi Impact Technology or Re-Up Foam — многократно восстанавливающийся после ударов состав.

Сам шлем состоит из пористого состава (EPS, EPP, EPU), поролоновых вставок и внутренней системы подгонки размера, которая крепится к каркасу на липучках. Существует несколько типов подгонки:

* RNS — Run System. Регулировочное кольцо стягивает две половинки рамки (расположено на тыльной стороне шлема). На этом регулировка заканчивается. Шлемы, использующие данный тип подгонки выпускаются двух размеров: S/M и L/XL.
* SAS — Shell Adapting System. Двухэлементная оболочка шлема (передняя и задняя) позволяет в процессе ношения в одну секунду сместить их друг относительно друга и обеспечить тем самым индивидуальную подгонку, в том числе обеспечивая идеальную регулировку в области шеи. Данная система запатентована компанией Alpina.

Охлаждение
Многие считают, что в шлеме жарче, чем без него. На самом деле это далеко не так. Что же влияет на правильное охлаждение головы? Количество, форма и расположение вентиляционных отверстий. На некоторых моделях, на фронтальных вентиляционных отверстиях ставится противомоскитная сетка. Она препятствует попаданию насекомых в отверстия во время движения. Общее правило — чем больше фронтальные вентиляционные отверстия, тем лучше шлем вентилируется. Также важным является наличие вентиляционных отверстий сверху и на тыльной стороне шлема, т.к. воздух должен уходить из шлема. Воздушные потоки проходят под краями шлема, если им не мешают регулировочные подушечки (поролоновые). В ходе испытаний в аэродинамической трубе было установлено, что при скорости воздушного потока 30 км/ч практический любой шлем обеспечивает лучшее охлаждение, чем просто голая голова.

Типы шлемов
1. Шоссейные
Изначально шлемы делались для шоссейных и трековых гонок. Соответственно первый тип — шоссейный. Эволюционируя, определились классические пропорции шоссейных шлемов: Продолговатая форма, вентиляционные отверстия, изготовлены с применением состава EPS и покрыты пластиковым кожухом (скорлупой). Именно эти шлемы наиболее распространены и ежегодно продаются миллионными тиражами.


2. MTB
В целом повторяют форму шоссейного шлема. Основное отличие — съёмный козырёк (visor). Компания Specialized производит шлемы с большими вентиляционными отверстиями, которые эффективнее охлаждают голову во время медленной езды по пересечённой местности.


3. Подростковые и детские
Обычно это маленький или средний шоссейный или MTB шлем, предназначенный для детей от 5 до 10 и для подростков от 10 до 15 лет. Чаще всего имеет яркие цвета или рисунки. Также имеет вентиляционные отверстия, правда в меньшем количестве.


4. Женские
Шлем, предназначенный для женщины, должен иметь место для волос (обычно коса или хвост). Обычно это небольшое отверстие, куда можно просунуть хвостик. Подобные модели выпускались в начале 90-х, но исчезли после того, как мужчины перестали носить длинные волосы. Сейчас этим термином обозначаются шлемы, окрашенные в пастельные тона или имеющие цветочки и прочую женскую атрибутику.


5. Даунхильные
Шлемы данной категории очень похожи на мотоциклетные и имеют схожую конструкцию, но весят меньше своих прообразов. Обязательным требованием является наличие защиты подбородка. Обычно защищают всё лицо. (На некоторые модели МТБ шлемов можно установить защиту для подбородка. Например, Met.) При изготовлении применяется состав EPS с тонким пластиковым кожухом или более толстым. Иногда кожух делается из композитных материалов, таких как стекловолокно или карбон.


6. BMX
Облегченные версии мотоциклетных шлемов. В активе данного типа шлемов имеется защита подбородка и большой квадратный козырёк, прикрученный к шлему. Также делается из состава EPS и покрыт тонким пластиковым кожухом или кожухом из композитных материалов.


7. Трековые
Шлемы, разработанные специально для езды с максимальной скоростью. Продуманная аэродинамика. Шлем имеет продолговатую форму, длинную хвостовую часть, заходящую на спину. Когда велосипедист сидит или опускает голову, то хвостовая часть поднимается вверх, навстречу воздушному потоку. Для лучшей обтекаемости вентиляционные отверстия не предусмотрены. Это делает невозможным применение данных шлемов в повседневной жизни. В настоящее время данные шлемы также изготавливаются из состава EPS, как и все остальные шлемы — это продиктовано соображениями безопасности. Ранее подобные шлемы изготавливались без применения данного состава и были потенциально опасны при аварии.


8. Скейтинговые
Шлемы для скейтеров появились в 1970 году, и выглядели как округлая жесткая скорлупка. Скейтеров до сих пор устраивает данная форма, она является оптимальной с точки зрения безопасности при ударе, падении на тротуар с большой скорости. Наружная часть выполнена из ABS-пластика, а внутренняя из состава EPS или EPP, иногда применяется смесь из обоих типов. Ранее шлемы делались из мягкого бутил-нитрилового состава, который хорошо работал при более слабых ударах, но не мог поглотить энергию при падении на велосипеде или в некоторых авариях на скейтбордах. Традиционно на шлемах подобного типа маленькие вентиляционные отверстия, которые ставят под вопрос применение данных шлемов на велосипеде.
Настраиваем шлем под себя
Прежде всего, следует иметь в виду, что шлем должен покрывать как можно большую поверхность головы. Все настройки производятся путём подгонки длины ремешков и настройки регулировочного кольца.

Настройка стропов:

1. Когда вы смотрите вверх, то передний обод должен быть едва виден.
2. По бокам стропы сходятся в виде буквы Y, место схождения должно быть сразу под ухом.
3. Защёлка под подбородком должна быть расположена так, что когда вы широко раскрываете рот, вы должны чувствовать, как шлем чуть-чуть давит сверху.

После того, как вы отрегулировали длину ремешков, наденьте шлем и помотайте головой. Далее просуньте палец между передней кромкой шлема и лбом и постарайтесь сдвинуть его вверх и назад. Если всё подогнано правильно, то, скорее всего не получится сдвинуть шлем и на пару сантиметров. Суть подобной подгонки в том, чтобы лоб был закрыт шлемом. Если же шлем двигается, то необходимо подтянуть ремешок перед ухом и, возможно, слегка ослабить за ухом. Не забываем о том, что ремешки должны сходиться сразу за ухом, но не мешать и не доставлять дискомфорта. После подгонки подцепляем шлем за заднюю часть и пробуем потянуть вверх, если шлем ощутимо двигается (больше, чем на 1-2 см), то подтяните ремешок за ухом. Всё подогнано правильно? Финальная проверка. Наденьте шлем, подойдите к зеркалу, пошевелите шлем из стороны в сторону и вверх-вниз. Обратите внимание на участок кожи над бровями, он должен чуть двигаться вместе со шлемом. Если же этого не происходит, то, скорее всего поролоновые подушечки сзади или спереди слишком тонкие. В идеале вы не должны чувствовать на себе шлема, он должен сидеть так же, как хорошая пара туфель.

Выбираем шлем
На что следует обратить внимание при покупке:

1. Количество вентиляционных отверстий
2. Подходящий размер
3. Материал, из которого изготовлен шлем (EPS или EPP)
4. Соответствие международным стандартам
5. Подходящий по цене

Последний стандарт CPSC, был принят в 1999 года, так что большинство шлемов должно ему соответствовать.

После аварии треснувший шлем следует заменить.

В основном шлем выбирают по цвету и внешнему виду. Некоторые обращают внимание и на вес. Недорогие модели весят около 300 г, более продвинутые — 260 и меньше. Цены колеблются от 600 рублей за самые простые модели с малым количеством отверстий до нескольких сот долларов за топовые модели с великолепной вентиляцией.

Автор — Игорь Степанов AKA Rider
Опубликовано: 19.04.2006
Взято с http://velosamara.ru/article/helmets.shtml
Аватара пользователя
das
старожил
 
Откуда: Курск, Магистральный
Велосипед(ы): GT Avalanche PRO '07


Вернуться к началу