
Как-то неожиданно в отпуске у меня образовалось время + возможность поехать на минивэне, загрузив его великами, и возникла идея поучаствовать в веломероприятии, организуемом воронежцами – ВелоВоргол. Ссылочка на мероприятие в ВК: https://vk.com/velovorgol.
Об этом наш отчет. Сразу оговорюсь, времени как-то немного, буду выкладывать частями. Фото использовал свои, и ребят-участников Веловоргола (их можно отличить по изрядной пожатости).
В планах мероприятия были интересные велопутешествия в субботу по Воргольским скалам, Ельцу и окрестностям, и экскурсии по отдельным достопримечательностям Ельца, а в воскресенье – поехать взглянуть одним глазком на гонку в Аргамаче, а затем – по своему плану, включающему посещение парка Кудыкина Гора в Каменке и «Декатлона» в Воронеже.
Елец мы уже видели (больше мельком) раньше, когда сплавлялись по реке Сосне, про Воргол – только слышали и мечтали его увидеть.
Списался с оргами, узнал подробности, но до самого утра выезда не был уверен, поедем или нет, поэтому никому ничего не обещал, никаких компаний с собой не звал. Да и три велика внутри минивэна тоже немного ограничивали количество пассажиров (надо отметить, что размещал велики неразобранными, для быстроты использования, поэтому сдвинул задний ряд сидений).
День 1-й, суббота 8 июля 2017:
Орги планировали часов в 11 в субботу стартовать на велопоездку из базового лагеря на Ворголе, поэтому наша задача была успеть туда к этому времени. Выехали из дома рано, с небольшим опозданием, около пол-шестого утра в сб, 08.07.2017. Экипаж: я, Вера и Саша. Машина: Hyundai Grand Starex. Велы: гибрид Merida T-1 для Веры, байк Merida TFS-300 D – для меня, и ранэбаут Trek – для Саши (как прицеп к моему байку).
Утро порадовало солнышком и золотыми пшеничными полями в рассветном солнце на выезде из Курска. А вот дорога на выезде из Курска на Щигровскую трассу не порадовала (даже хуже, чем наш всеми ругаемый ПЛК).


Как всегда, опаздывали и торопились, поэтому все красоты золотых полей проскочили, не останавливаясь для фотографирования. А жаль.

Топил педаль в пол до самых Щигров. Когда в Щиграх на минутку свернул с трассы, навигатор обрадовался и повел меня такими кругами (как я понял потом), что мы почти все Щигры увидели


Виды в полях очень красивые, жаль только дорога узковата и местами имеет резкие повороты и подразбита.

Проехали Колпны, вышли на Дросково и встали на отличную трассу Р-119 «Орел-Тамбов», идущую на Елец через Ливны. Тут уже стало больше фур, зато дорога стала более скоростной. Повтыкав перед этим в карты, решил заезжать на Воргол кратчайшим путем – не возвращаться от Ельца, а в Казаках (52.618983, 38.266214) по ул. Заводской пересечь ж/д пути и уйти проселочными дорогами через Матвеевку и Березовку на искомую нами Дерновку, рядом с которой и находятся Воргольские скалы. Зря мы так сделали


Успели прибыть аккуратно за 15-20 минут до старта.
Ребята-воронежцы и другие приехавшие (из Липецка, например), уже стояли лагерем на Ворголе с пятницы.

Встретили тепло и доброжелательно.
Санек тут же убежал на склоны ловить ящериц и собирать землянику.




А мы только успели поставить машину, выгрузить и настроить велы, наскоро поставить палатку – и уже надо было трогаться.

Часть народа успела накататься в пятницу, попав под дождь, поэтому группа желающих поехать в субботу была не очень многочисленной. Да и сегодня погода не обещала ничего приятного: небо хмурилось, ветер был прямо-таки холодный, мог вполне снова пойти дождь.

Но оптимизм победил сомнения, и вот наша группа отчаянных отправилась в путь.
Группу вел Сергей Федорович (далее для краткости будем именовать его С.Ф.), местный житель из Дерновки и сам по себе очень колоритный и интересный человек.

Респект ему большой за всё.

Сперва мы поднялись обратно вверх на склон (лагерь стоял в пойме реки на берегу между Звонарями и Копченым камнем, чуть выше по течению старой мельницы), и С.Ф. повел нашу группу малоприметными грунтовыми дорожками по верхней части склона по направлению к Копченому камню.

А вокруг бушевали цветущие травы, внизу открывался Воргол с вкраплениями скал и склоны долины, которые окрашены разными цветами от цветущего буйнотравья – золотым, фиолетовым, розовым, зеленым… Если остановиться, видно, что склоны буквально усеяны земляникой. Далеко в небе кружили коршуны, совершая облет долины и подчеркивая ее масштабы и простор, а склоны тоже жили своей жизнью – маленькие соколы, не обращая на нас никакого внимания, скользили над травами, в которых скрывались юркие ящерицы.
Голова буквально кружилась от запаха трав, от этого буйства запахов и красок, от этого простора, от ветра в лицо… Вряд ли это получится как-то передать – весь этот простор, все эти краски, звуки и запахи… Ну только слова классика подойдут. «ЧОрт вас возьми, степи, как вы хороши!...»

Об одном я жалел – что некогда было спешиться и пройти эти склоны не спеша. Полазить там с фотиком. Поскольку мы ехали в составе группы, мы их проехали – но в этом тоже была своя прелесть, свой драйв, ускользающая мимолетность и невозможность это как-то удержать. Можно было только обострить и открыть восприятие, стараясь впитать в себя все это как можно лучше. И еще: никакая, даже самая совершенная, фото- и видео-техника не способна передать эти ощущения – и что, и как… Прикреплю немного фото (и своих, и позаимствованных у других ребят из группы).







Потом мы вновь спустились к устью довольно большого оврага (52.569874, 38.382959), пересекли мелкий ручеек и, толкая велы вверх, преодолели довольно крутой подъем. Наградой нам за красные лица и одышку были россыпи земляники и виды скалы Копченый камень, которая была совсем уже рядом. Переводя дух, мы все дружно напустились на землянику




Несколькими минутами спустя мы уже были на вершине Копченого камня (52.568267, 38.385248, официальное название – памятник природы «Галичья гора»).
Вид оттуда открывается потрясающий. А внизу река бурлит, частично скрытая кронами деревьев.




Некоторые товарищи из группы (не будем показывать пальцем) стали заради фоточек в Инстаграмме усердно прыгать через расщелину, и уронили в нее свой паспорт



После этого по краю золотого пшеничного поля грунтовой дорогой мы ехали, чередуя спуски и подъемы,

проехали какие-то горящие мусорные свалки (достаточно апокалиптическая картина, на контрасте с предыдущей чистотой природы), а затем С.Ф. подвел нас к площадке, с которой открывался вид на Лавский карьер. Надо сказать, зрелище эпичное. Особенно, когда заглядываешь в него, стоя на краю (что запрещено, ибо можно немножко свалиться и лететь метров 30)





После этого мы снова покружили вокруг карьера, увидели работающие БелАЗы, которые проехали мимо нас.

Потом мы наконец-то встали на асфальт, чему я лично несказанно обрадовался, и стали двигаться к Ельцу.

Горок в Ельце было предостаточно, и мне с Сашей на ранэбауте приходилось туго. Но мы ехали, стараясь не сильно отставать от группы. Первоначально, пока ноги еще не отвалились, мне это удавалось


С.Ф. повел нас через пешеходный Каракумский мостик мимо памятника-танка к другому памятнику – афганцам, где было довольно-таки много техники;



потом мы вновь вернулись к Каракумскому мосту, возле которого минут 30 ждали двух наших юношей-внезапных потеряшек из группы (как потом выяснилось, в это время они мирно кушали бутерброды и тусовались, никому не позвонив). За это время мы перекусили, чем Бог послал, а я вдобавок отлежался немного (многия горки с 32-килограммовым Саньком на прицепе меня укатали).
Потом мы переместились на центральную площадь Ельца (Красная площадь) с величественным собором, памятными стелами об истории города (похожи на наши, курские, что на Арке, не один ли скульптор лепил?), и с загадочной дыркой непонятного назначения. Прокуратура в Ельце тоже расположилась в неслабом особнячке, невольно поражая своим богатством и обоустроенностью.






После этого С.Ф. довел нас до местного елецкого пешеходного Арбата – улицы Мира. Там очень уютно и здорово, особая атмосфера.



Посидели у памятника художнику, отправились вниз, выехав через небольшую площадь еще к одной достопримечательности Ельца – башне с Елецкими курантами (52.621837, 38.498996),


здесь же в очень красивом сверике – фонтан Победы и памятник И.Бунину.




Одно из красивейших мест Ельца, на мой взгляд. Must see. А совсем рядок – уютное кафе Jem, какое-то оно европейское, что ли. Прямо Амстердам или Париж ассоциируется. Если бы группа не торопилась, обязательно бы в нем посидели.
А еще в городе много храмов, их количество и красота поражает.



В отличие от нашего уездного города К., в котором поражает уничтожение старой архитектуры, диссонанс и кричащая пышность торговых центров.
После этого благодаря С.Ф. мы оказались в гостях у МЧС, они любезно разрешили нам подняться на сохранившуюся пожарную каланчу.


Это был вообще немыслимый эксклюзив! Каланча у них для сугубо внутреннего пользования, сохранена как музей и тильки для себэ


Виды оттуда на город – замечательные. А еще наверху там дежурит чучело пожарного.





Как раз рядом оказался городской Парк культуры, мы туда тоже завернули на звуки принудительно-народных гуляний, организуемых администрацией по случаю дня Петра и Февронии.


Из того, что понравилось в парке – колесо обозрения, еще один памятник Бунину, автомат с газированной водой (совсем как старый советский, только на 3 копейки в нем, поди, газировки с сиропом не купишь), и тир. Мы с Саньком постреляли в тире. Прям как в старые советские времена. Потом из того, что еще запомнилось, в Ельце есть памятник пионерии (и комсомолии тоже, кажется).

Но к тому времени по горкам я уже так напионерился, что начинал мечтать, как бы добраться домой. Желательно – живым. У какого-то киоска типа «Скороешки» мы сделали долгую остановку на перекус, а затем мы двинулись в сторону дома (то есть лагеря на Ворголе). До него было еще километров 15. В магазине подзакупились провизией (мы в основном – сосисками, водой и колой), и поехали домой. Погода грозила дождиком, но все-таки он воздержался и не вымочил нас.
Обратные горки дались мне тяжело, по ровной ноги еще как-то крутили, а в горку они забивались моментально.

А между тем в вечернем лагере было тоже довольно интересно – скучились, сделали общее фото, потом Санек даже затащил меня поиграть в волейбол, поиграли до темноты;

один из приехавших велосипедистов-ребят сделал целое фаер-шоу,


а у костра собрались ребята с гитарами и даже с каким-то тамтамом, и они очень здорово там тамтамили с непопсовым репертуаром (как выяснилось потом, часов примерно до четырех).

При свете вышедшей луны я примерно в пол-первого я отчалил от общего костра и направился к своей палатке спать. У палатки обнаружил здоровенного ежа. Он, видимо, пришел на запах оставленной тушенки, но не смог ее открыть и сожрать, поэтому был очень недоволен и сердит: бегал вокруг палатки, сопел, фыркал, возмущенно топотал. Когда я попробовал его погладить, он попытался подпрыгнуть и уколоть мою руку колючками. В общем, был маргинален, брутален и суров. Потом он, сердито ворча и фыркая, бормоча ругательства на ежином языке, удалился к другим палаткам, - видимо, в поисках тушенки подоступнее. А я, не чуя ног, завалился спать.
Да, это был очень насыщенный день

День 2-й, воскресенье 9 июля 2017:
После пятничных приключений спал я, естественно, как убитый, и проснулся только часам к 9. Погода была солнечной, и это радовало. Народ лениво ползал по лагерю. Я – тоже.

Оставалось лишь чуть больше часа до начала веломарафона в селе Аргамач-Пальна, что за Ельцом, и мы хотели взглянуть на его старт. Велоприключений нам хватило и вчерашних, поэтому собирались ехать сразу на машине. Попрощались с ребятами, собрали вещи, погрузили велы, посадили пассажиром велосипедиста из Липецка (Женю), и поехали искать этот Аргамач.
Напоследок вышли около мельницы и сделали несколько фото.




Не хотелось расставаться с Ворголом.



На этот раз уже на машине быстро проскочили Елец,



и направились искать загадочный и неведомый Аргамач.
Найти-то село мы нашли, но признаков марафона никаких не обнаружили. Поездили по окрестностям, нашли что угодно, но только не то: археологический парк, стоянку кочевников (даже не новодел, а новоляп, другого слова не подберешь), саму трассу марафона, но не место старта.








Когда наконец мы нашли его, старт уже состоялся, все гонцы уже упылили в поля и, учитывая, что круг был километров 30, ждать их пришлось бы до-о-о-олго.




Надо было уезжать, но душа просила чего-нибудь необычного.
И это необычное мы получили сполна.
Храм.

Разрушенный и заброшенный. Заросший непроходимой чащобой. Устремленная в небо ажурная конструкция колокольни, за которую цепляются бегущие облака. Клены, доросшие на уровень стен, и скрывшие храм. Купол, проросший травой. Массивная кладка стен, устоявших перед всеми событиями нашей истории, но сильно пострадавшими от нее, массивные закрытые двери, явно чужеродные и нелепо приделанные, преграждающие доступ внутрь. Словно заколочено досками.





Прямо-таки ветер времени ощущаешь здесь. Мысленно перед глазами – начало XX века, предвоенный расцвет России, постройка храма, службы и престольные праздники… Потом - революция, разруха и голод, гонения на церкви, коллективизация, продовольственные склады в церквах, вторая война… Густые заросли дополняли картину разрухи, скрывая храм от глаз и делая его некоей высокой и серьезной тайной. Это ж надо было так зарасти!



Обходя храм слева, заметили малоприметную тропинку в чащобе деревьев. Саше было страшно, но все-таки пошли по ней. Азарт первооткрывателей подталкивал нас. И чудо случилось. Мы нашли забытые ступеньки, ведущие еще к одному входу. Перекрестившись и мысленно попросив прощения, отодвигаем створку дверей и входим внутрь.

И сразу попадаем в громаду помещения с высоким куполом. Свет льется откуда-то сверху. Высоко вверху кружат голуби. Изнутри храм поражает своими размерами. И чувством света и высоты в этом месте, несмотря на всю разруху.




И большой сводчатый темный зал, и полузаложенные высокие окна, через которые пробивается кое-где свет… Видно, что храм сильно пострадал – фрески сбиты, заштукатурены или закрашены, сохранилось только несколько, с какими-то патриархами или священнослужителями, не разобрать; часть кладки выпала, груды битого кирпича на полу.





Поразительно, как в таком небольшом сельце - уже не в городе, а достаточно далеко от него, а сейчас и совсем это село теряется, был возведен такой громадный и величественный храм, думаю, не без участия общественных средств. И поражает, во что его превратили. За окаянство это становится стыдно и горько, хоть и не имеешь никакого к нему отношения. Все мы все равно наследники нашей истории, и с ее высокими моментами, и с низостными. Но все равно храм оставляет светлое впечатление, и внимательный глаз замечает следы начавшейся работы по восстановлению – мусор кое-где убран, нет беспорядочного завала хлама, на колокольне восстановлены контуры шпиля и креста.


Значит, не все еще потеряно, и есть надежда. С высоким и светлым чувством выходим из храма, затворяя за собой двери. Хочется узнать его историю, и потом, вернувшись домой, Вера находит информацию о нем (церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1844 году, фреска в ней – Иосаф Белгородский, и ее историю), но это будет потом.
А сейчас я мысленно благодарю Бога, что он послал нам это открытие, этот опыт переживаний. Нас зовет снова зовет дорога, пора в путь.

/Продолжение про Кудыкину гору следует/
