Маршрут: Курск – Фатеж – Линец – Отвал №5 – Железногорск – Дмитровск – Комаричи – Воронов Лог – Нерусса – Смелиж – Трубчевск – Брянск
Дата проведения: 3.09.2017 – 7.09.2017
Участники: Ванин А., Чопик А.
Проехали: 463,8 км
Так как отпуск в тёплых краях у моря не сложился, а терять свободное время было жалко, возникло желание куда-нибудь съездить. Я взглянул на карту и осмотрел уже знакомые места поблизости, а также прогноз погоды на ближайшую неделю, и особого желания посетить их у меня не появилось. Были мысли посетить Беларусь, но наличие билетов на любимый поезд «Адлер – Калининград» заставило приуныть, и тут я обратил внимание на Брянск. Идея съездить в Брянские леса крутилась в голове ещё с прошлого года, хотелось взглянуть своими глазами на места, где возникло и просуществовало столько мощное партизанское движение: 139 партизанских отрядов, объединённых в 27 бригад, в которых насчитывалось свыше 60 тыс. бойцов и командиров.
После опроса знакомых с целью выявления товарищей без потраченного отпуска и готовых на 4-6 дневную авантюру, составить мне компанию смог только Саша Чопик. Обсудив детали поездки, решили, что поедем в воскресенье на 5 дней, а обратно вернёмся на любимом поезде в четверг, тем более там как раз были нижнее и верхнее места в плацкарте. Накидав за два вечера на GPSies.com несколько маршрутов и взвесив все варианты, я остановился на более привлекательном для нас, проставил магазины и предполагаемые места стоянок. А дальше перекинул всё в SAS.Планету, чтобы сделать спутниковую карту для OruxMaps на всякий случай для поиска мостов/стоянок и т.п., так так ориентироваться в пути я собирался по треку, загруженному в Osmand.
Маршрут готов, даты определены, билеты на поезд куплены, а вот прогноз погоды настораживал, обещая за Трубчевском +8 и ливень на весь день. Затариваться продуктами не планировал (как оказалось за меня это сделал Саша ), так как почти на всем протяжении пути должны были быть «Пятёрочки» и «Магниты», купил только цукатов, сушёной вишни и несколько батончиков на чёрный день.
Ссылка на планируемый маршрут: https://goo.gl/7zr2ZW
03.09.2017 Воскресенье. День первый.
Выезжать решили в 8 утра от ТЦ «Компас», рядом с моим домом, ибо по пути. Ночью прошёл дождь и было прохладно, поэтому в последний момент захватил ещё одни штаны и пенку, спать планировал на новом самонадувающемся коврике из СпортМастера, но стало немного страшно брать только его в длительный тест, а вдруг бракованный.
Утром оказалось, что надо заехать к Саше на работу на ул. Верхняя Луговая.
поэтому стали выбираться из города через ул. Кавказскую и пр-т. Победы, так как ехать по М2 от ул. 50 лет Октября до поста ГАИ с баулами - не очень хорошая идея из-за узкой дороги и отсутствия асфальтированной обочины. Вплоть до Фатежа влажный асфальт и свинцовое небо создавали ощущение, что мы догоняем ночной дождь. Ехалось как-то грустно, горочки давались тяжко и из-за этого ещё сильнее хотелось вернуться домой в тёплую кроватку.
Позавтракав в Фатеже, чуть-чуть подняв моральный дух, покатили до Линца. Настроение улучшилось, наконец-то закончились эти холмы, а может второй завтрак помог.
В общем, и не заметили, как оказались в Михайловке в районе двух часов дня, где благополучно закупились на обед и ужин. Кушать решили уже на стоянке, в живописной «Голубой Лагуне» на отвале №5, но всё оказалось не так просто и быстро. Сначала обильная грязь прямо на подъезде к подъёму на отвал заблокировала мне заднее крыло, я же планировал дожди и асфальт, а не грязь после ночного дождя, и, как белый человек, решил ехать с полноразмерными крыльями. Но вычистить систему колесо-крыло и довезти/дотащить велосипед до подъёма оказалось не самым сложным испытанием.
После дождя весь склон стал очень скользким и одному затащить велосипед с баулом оказалось нереальным, а по отдельности не очень хотелось. В итоге, решили по очереди заталкивать/затаскивать велосипеды в горку, один впереди за рулём, второй сзади, упираясь в баул, и как назло вышло пекущее не по-осеннему солнце.
Суммарно на грунтовый трёхкилометровый отрезок мы потратили чуть больше часа, и примерно в 16 часов приступили к обеду, осмотру чудесных видов, обустройству лагеря и заготовке дров для вечера и ужина.
Домой больше не хотелось, и впереди было ещё 4 дня и 3 ночи.
Проехали: 105,3км
Ссылка на трек: https://www.strava.com/activities/1173809817
04.09.2017 Понедельник. День второй.
Подъём был запланирован на 7:00, но проснувшись за 10 минут до будильника, сжалился над посапывающим Саней и перевёл будильник на час вперёд. Неспешно позавтракав и погревшись у костра стали собираться.
Всю дорогу до отвалов у меня была проблема с небольшой болтанкой переднего колеса при хвате за центральную часть руля, то ли из-за дисбаланса веса в штанах баула, то ли просто из-за перегруза, хотя вещей было не очень много. Решил попробовать повесить на руль коврик (~700 г), что на удивление почти полностью проблему решило, небольшой тремор колеса остался, но стал совсем не критичным.
Выехали в 10 и по другой грунтовке, на которой ранее заприметили Логан, без грязевых приключений вернулись на асфальт.
Погода была пасмурной, дул встречный ветер. Решили не объезжать Железногорск через Разветье, а продефилировать через центр города по ул. Ленина, где, встретив первую «Пятёрочку», пополнили запасы воды и устроили небольшой перекус. Сюрприз нас ожидал на выезде из города, где неплохая асфальтовая дорога превратилась в бетонку с очевидными стыками и иногда глубокими ямами, чтобы совсем скучно не было.
Через некоторое время по левой стороне дороги встретился уголок народного быта.
А на подъезде к Дмитровску в чистом поле интересного красноватого цвета попался мемориал освободителям города.
В городе посетили парк, где когда-то располагалась усадьба основателя города молдавского князя Дмитрия Кантемира.
К сожалению, не посетили единственную сохранившуюся из восьми церковь в стиле барокко (Церковь Великомученика Дмитрия Солунского), которую построили ещё при жизни князя в 1725 году, сфотографировали только часовню в стиле классицизма, построенную в 2004 году на месте Свято-Троицкого собора.
Немного передохнув, двинулись к следующей цели – Комаричи, где запланировали обед. Бетонка всё продолжалась, причём качество её заметно упало, в бетоне появились следы различной живности, такой как гуси, курицы, собаки, люди, но больше всего добил длиннющий след от лошади с повозкой.
Матерясь про себя и вслух на качество дороги, въехали в Брянскую область, где прямо от знака начинался свеженький асфальт, по которому мы бодренько доехали до Комаричей.
В Комаричах можно было выбрать между «Магнитом» и «Пятёрочкой», но мы решили поддержать лозунг второго магазина, закупившись грудинкой, хлебушком, фасолью и вкусным клубнично-банановым соком на обед. Поиски удобной скамейки для пиршества привели нас на ухоженную главную площадь, где мы и остановились. Пока ехали по городу, обратили внимание, что велосипедное движение очень насыщенное, у всех административных зданий и школ стояли велопарковки, родители везли детишек-первоклассников на велосипедах домой из школы.
Во время обеда размышляли о планах на дальнейший день, 50 километров бетонки дались очень тяжело для организма и была возможность предаться гедонизму в виде электрички сначала до ст. Навля, а оттуда до конечной цели сегодняшнего дня ст. Холмечи.
Останавливало двухчасовое ожидание первой электрички и позднее прибытие второй в пункт назначения (около 20:00). Вкусный и своевременный обед поднял настроение и дал сил на дальнейшее движение, поэтому решили не тюленить и двигаться дальше по плану.
Довольно быстро выскочили на трассу М3, которая порадовала нас невысоким трафиком, широкой обочиной и биотуалетами на автобусных остановках. На трассе мы тоже долго не задержались и перед Локтем свернули налево в Воронов Лог, где, немного отклонившись от курса, заглянули в мужской монастырь Площанская пустынь
Далее по пути сделали фото у деревни Крупец, хотели скинуть Жужже, чтобы ждала в гости, но, увы, интернет не позволил
На картах в Холмечах я нашёл два магазина, причём в Яндексе было указано, что один из них работает до 20:00, что оказалось совсем не так. Данный магазин, похоже, уже давно закрыт, а второй представлял собой типичный сельский магазин с небольшим ассортиментом товара.
Не было даже бутилированной негазированной воды, спасибо продавщице, которая отдала свою «дежурную» пустую полторашку и указала на колонку РЖД с инвентаризационным номером у развалин какого-то старого строения.
Пополнив запасы воды и продовольствия, выехали из посёлка до заранее запланированного мною места, которое оказалось не пригодным для стоянки. Поэтому стали рассматривать другие варианты, одним из которых были беседки, сооружённые местным лесничеством примерно через каждые полтора километра. Осмотрев несколько таких беседок, мы нашли такую, которая не сильно была видна с дороги и позволяла с комфортом поужинать и позавтракать, а также спрятать туда велосипеды от предстоящего ночного дождя.
Хотя трафик на дороге был одна машина в двадцать минут, неожиданных гостей из местных видеть не хотелось, а состояние беседки внутри намекало, что такая встреча возможна, но уже темнело и силы были на исходе. В итоге остановились около приглянувшейся беседки, поужинали, пообщались и в 22 часа пошли спать.
Проехали: 140,2 км
Ссылка на трек: https://www.strava.com/activities/1173810238
05.09.2017 Вторник. День третий.
Метеорологи не соврали, ночью шёл сильный дождь, но в палаточке было тепло и уютно. В этот раз решили подниматься строго по будильнику в 7:00.
Неспешно позавтракав и собравшись, в 9 были уже на дороге, путь наш лежал в центральную усадьбу заповедника «Брянский лес».
По пути остановились в д. Берёзовка, где впервые прозвучала знаменитая песня «Шумел сурово брянский лес»
и у интересной сосны, чтобы сделать фото родственникам на память, появилась у нас такая семейная традиция восседать на соснах
В усадьбе, закупившись сувенирами, выслушав краткий экскурс по нескольким тропам у самой усадьбы, мы узнали, что не сможем проехать там, где планировали, а ехать надо по асфальту через погранзону в п. Новенькое, что могло быть чревато штрафом, так как пропусков в те края у нас не было. Но зная, что к местным особо не стоит прислушиваться, мы решили двигаться по намеченному пути.
Погуляв по тропам, обозначенным деревянном настилом, познакомившись с представителями местной флоры и фауны, мы набрели на незаконченную выставку деревянных наличников под открытым небом.
Срезав путь через лес, мы вышли на дорогу у сосны, недавней жертвы фотосессии, и поехали дальше в Смелиж, где по планам у нас был последний магазин, в котором можно было прикупить перекус.
Как оказалось, магазин в Смелиже представляет собой микроавтобус, который привозит жителям под заказ продукты. После микроавтобуса асфальт закончился и началось главное испытание сегодняшнего дня – пески. Через короткое время мы выехали к мемориалу на месте бывшего партизанского аэродрома,
а также ко входу на относительно облагороженную полуторакилометровую тропу «Партизанские истории», где фактически шли пешком и читали попадавшиеся стенды с рассказами, на середине тропы встретились остатки землянок, где скрывались когда-то партизаны. Если хотите, можете тоже прочитать истории под спойлером.
В конце тропы находилась восстановленная землянка полевого госпиталя и свежесделанный навес со столом и скамейками.
Перед Чухраи свернули в охранную зону заповедника на плохо накатанную песчаную грунтовку, и решили прорываться через ~2,5 километра заповедной зоны, поднырнув под шлагбаум. Благополучно миновав заповедную зону и не нарушив правила, кроме самого проезда , с другой стороны увидели табличку о том, что оказывается в усадьбе нам могли оформить пропуска, но почему-то не стали заморачиваться. «Ну, и фиг с ними!» - подумали мы и попытались ехать дальше.
Попытались, потому что с другой стороны заповедника был рыхлый песок. И почти семь километров мы то пытались ехать, то, смирившись, шли пешком. А далее, свернув на нужную тропку, покатили к р. Солька по влажному лесу, собирая тонны паутины на лицо.
Периодически наша тропа становилась неочевидной или уходила немного в сторону от намеченного трека, а перед р. Солькой мы даже умудрились чуть-чуть срезать, не заезжая в одноимённый посёлок.
Переходить речку по старому мосту-настилу мы не рискнули,
и через пару сотен метров пересекли речку по новенькому мостику, сделанному, похоже, для удобства вывоза древесины, судя по следам машин.
Последние десять километров вместо песчаных троп стали попадаться грязевые ванны, причём одну даже пришлось обходить по кустам крапивы.
Наконец-то мы выехали на большой луг у р. Десна, откуда оставалось несколько километров до цивилизации и планируемого обеда. Но здесь нас ожидал очередной сюрприз: моста через Десну не было, что подтвердил проплывающий мимо рыбак,
и сообщил, что следующий мост будет после поворотов реки выше по течению через несколько километров. Сил ехать дальше не было, поэтому решили подогреть остатки воды и наскоро перекусить. Справились минут за 20, и пока доедали, начал моросить дождь. Добравшись до нового моста,
обнаружили, что просто так подняться на холм не получится, так как по всему подъёму была нереальная грязь и тёк ручей. Выручили рыбацкие пешеходные тропки по краю холма.
И вот мы оказались в пригороде Трубчевска.
Въезжать в Трубчевск решили по пешеходным дорожкам, как это делали все местные велосипедисты, которых было больше, чем пешеходов, несмотря на дождь, так как большой трафик на грязной, мокрой и разбитой дороге не подарит наслаждение от поездки по ней.
Пока искали местные достопримечательности, снова пошёл дождь, который вкупе с опозданием вынудил нас бросить это интересное дело, из-за чего мы не посетили обзорные площадки у развалин Спасо-Преображенской церкви и Троицкого собора.
Пока пополняли запасы продовольствия в уже полюбившейся нам «Пятёрочке» (не сочтите это за рекламу, просто так получалось, магазинов стало и правда много), дождь закончился, и мы поехали искать место ночёвки за городом, поближе к Брянску.
Первое планируемое место, было с неудобным подъездом, поэтому решили проехать до второго в Комягинском лесу, где прямо у начала леса увидели благоустроенный Мираторгом источник с удобной беседкой довольно далеко от дороги. Встали перед выбором, или лезем в лес и сидим у костра, или снова ставим палатку за беседкой, ужинаем с удобствами и без костра идём спать. Так как уже темнело, рассудили, что собирать и разжигать мокрые дрова мы будем долго, а хочется есть и спать, и решили выбрать второй вариант.
Почти сразу по приезде нас встретила местная обитательница – молодая диковатая кошка, которая непрестанно напоминала, что тоже не против поужинать. Быстренько поставив палатку и разгрузив необходимые вещи, принялись кормить нашу гостью, которая всё-таки осмелела и крутилась у самых ног, пока на неё не светили фонариком.
Пока ужинали, у источника останавливалось несколько машин, люди набирали воду и уезжали, нами не интересовались; поэтому забрав все ценные вещи, прицепив велосипеды к беседке, отправились спать.
Проехали и прошли: 75,8 км
Ссылка на трек: https://www.strava.com/activities/1173810942
06.09.2017 Среда. День четвёртый.
Всё же надо было уходить в лес, так как в два часа ночи в нашу беседку влетела быдло-компания, ехавшая с отпуска, с криками и музыкой. Девушки, увидев за беседкой палатку, попросили всех снизить шум, но быстро приняли позицию мужской части: «А чё? Мы же тоже отдыхаем!» - и шумели громче всех. Первые полчаса этот цирк был довольно забавен, но спать хотелось сильнее, поэтому я уже собирался было вылезти пообщаться с представителями этого животного мира. Но они начали вроде бы как собираться ехать дальше, половина даже ушла в машину, а вот другая половина затянула сборы ещё минут на двадцать. Уехали эти бухарики около трёх ночи, оставив после себя горы мусора в беседке, а ещё один из «мужиков» возмущался, что его женщина быдлом обзывала, похоже она обобщила всю свою компанию. Оставив мусор на утро, лёг дальше досыпать.
Проснувшись снова в 7:00, убрали мусор в беседке (20 литровый мешок), протёрли стол и приступили к завтраку втроём, наша вчерашняя знакомая решила составить нам компанию и утром. Через час приехали охранники Мираторга, проверить всё ли в порядке. «Где ж вы были ночью?» - подумал я и продолжил сборы. Выехали в 9, сегодня по плану должны были заночевать уже в Брянске.
Трафик был довольно оживлённый, в основном из мираторговских машин и КАМАЗов с прицепами, причём служебные легковушки всегда обгоняли по встречной полосе, а вот грузовики - чуть ли не вплотную. Корпоративная этика такая что ли…
Планировали заехать в магазинчик в Рябчевске (~20 км от старта) за вторым завтраком, но из-за глюка навигатора и довольно неплохого уклона проскочили мимо, поэтому, поднявшись в горку после деревни, нашли ближайшую остановку и остановились устроить перекус из оставшихся запасов, которых вполне хватило на второй завтрак.
Рельеф, кстати, начался довольно холмистый, но благодаря попутному ветру, массе и шоссейной системе, я брал больше половины следующего за спуском подъёма по инерции, не особо напрягаясь. На оставшейся части подъёма включал лёгкую передачу и неспешно дожидался отстающего на спусках Сашу. Перед Лопушью остановились у источника пополнить запасы воды и немножко передохнуть,- холмистая незнакомая дорога всё-таки поглощала силы.
Буквально минут через пятнадцать продолжили движение, так как хотели отведать мираторговских бургеров в Выгоничах. Вот только я совсем позабыл, что точка находится на ж/д станции, съезд на которую мы благополучно проскочили, поэтому обошлись «Пятёрочкой» на вершине очередного холма в этом населённом пункте.
Выскочив из Выгоничей на трассу А-240/М-10 (Брянск – Новозыбков – Гомель), поразились очень плотному трафику, который нам придётся терпеть чуть больше двадцати километров, но повезло, что трасса была в хорошем состоянии с широкой обочиной. Кое-как доплелись до Брянска в районе двух часов дня.
Всю дорогу до города небо пугало нас тучами, которые мы, вроде как, обгоняли, но на месте небо стало ощутимо затягивать черными тучами. Решили, что надо сначала разведать место для ночёвки, попутно купили продуктов на случай затяжного дождя и нежелания под ним искать столовую, и поехали через Свенский монастырь на Андреевский луг.
Прокатившись по лугу и пляжу на нём, убедились в полной проезжаемости даже при сильном ливне, приметили место для стоянки, запасы дровишек и сухих деревьев. В 2ГИС нашли кафе-столовую буквально в полутора километрах от места стоянки внутри крупного промышленного предприятия. Спросив разрешения у вахтёра на проход, попали в очень уютную современную столовую и вкусно покушали примерно на 200 рублей.
После приятного обеда и тёплой кафешки ехать особо никуда не хотелось, тем более до ближайших достопримечательностей было далековато, решили устроить ранний привал и поехали обратно на луг, по пути докупив припасов и пивка. Неспешно разбили лагерь и начали заготовку дров на костёр.
Пока занимались дровишками, начал моросить дождик, который через десять минут закончился, а потом, через некоторое время, снова заморосил, и так до самой ночи. Но костёр со второй попытки всё-таки удалось разжечь, и морось ему была уже не страшна.
В итоге к девяти вечера приготовили шампиньоны на углях под пивко, ибо раньше поужинать не давал сытный обед , пообщались, и к одиннадцати пошли на отбой.
Проехали: 94,1 км
Ссылка на трек: https://www.strava.com/activities/1173811651
07.09.2017 Четверг. День пятый.
С ночи и до самого утра прошёл сильный дождь, но нам повезло: когда встали, снова в семь утра, он уже закончился, поэтому завтракали и собирали вещи спокойно. Палатку решили посушить уже дома.
Как только выехали на луг, заморосил сильный дождь, пришлось одевать ветровку и шапочку на шлем, хорошо хоть подождал, пока соберёмся.
Решили начать осмотр с места, с которого появился город Брянск, Чашин Курган, до него от места стоянки было около тринадцати километров, поэтому согревшись на подъёме от Андреевского луга, покатили через весь район туда.
По пути заприметили другую точку интереса - курган «Бессмертия» и заманчивый МакДональдс, но останавливаться не стали, решив, что все равно на обратном пути через него проезжать.
Так и сделали: поколесив по парку 1000-летия города и по кургану,
заглянули на горнолыжный комплекс «Лапландия» с романтическими крылатыми качелями в обрыв,
и поехали греться, завтракать и заряжать Сашин телефон (слава QuickCharge )в МакДак.
Выходить из тёплого помещения не хотелось, но в планах было ещё много точек интереса, которые хотелось посетить. Путь лежал снова через парк 1000-летия, в котором мы неожиданно приметили пропущенный ранее памп-трек.
Немножко посусанили по частному сектору и наткнулись на «Тихвинскую» церковь (1769 г.), около которой были 4 памятника различным родам войск, освобождавших Брянск, в том числе и двум лётчицам, которые разбились недалеко от церкви.
Ещё немного проехав по частному сектору, выехали около памятника жертвам Чернобыля. По предварительно собранной информации, я думал, что это небольшой шар с трещинами, но оказалось, что его вес - три с половиной тонны и диаметр более 5 метров. Сам шар расположен на треугольнике знака «Осторожно, радиация!» и представляет собой расколотое ядро, которое ночью подсвечивается жёлтым светом.
Дальше заглянули в парк-музей им. А. К. Толстого, в котором увидели много интересных инсталляций из дерева.
И выехали на бульвар Гагарина, получившего название после приезда в 1966 году Юрия Алексеевича. Именно по этому бульвару, бывшего тогда улицей Советской, первый человек, побывавший в космосе, шёл от гостиницы на стадион выступать перед жителями города.
По бульвару мы спустились к Славянской площади и облагороженной набережной, у которой был пришвартован речной трамвайчик. Спуск к площади выдался немного экстремальным ввиду большого ремонта лестницы и прилегающей к ней территории, но, воспользовавшись уже протоптанными тропами, мы справились
Следом посетили комплекс «Покровская гора», возвышающийся над нижней речной частью исторического центра Брянска, с памятником богатырю Александру Пересвету и певцу Бояну, пушками знаменитого «Брянского арсенала», который располагается у подножья горы, а также памятником в честь 1000-летия основания Брянска.
На этом наша экскурсия по историческому центру Брянска закончилась; при подготовке маршрута особо интересных мест в других районах я не нашёл, поэтому мы поехали на вокзал, планируя по пути заглянуть в супермаркет, чтобы купить плёнку для упаковки велосипедов. К нашему удивлению магазинов по пути не оказалось, решили переехать путепровод и поискать их на другой стороне от вокзала. В первом попавшемся «Магните», как назло, плёнки не было, пришлось ещё ехать несколько километров до «Пятёрочки», где нашли нужный нам «продукт».
Вернувшись на вокзал, распечатали билеты, немного потупили с поиском зала ожидания, в котором задержались не сильно надолго, так как на весь зал была только одна розетка, а в пустом холле, как минимум по четыре в каждом углу. Но и там мы надолго не остались, так как до посадки в поезд было ещё около двух часов, и мы посетили привокзальную кафешку, где я за время обеда наполовину зарядил свой телефон. Всё это время искали на вокзале табло, на котором указываются платформа и путь прибытия поезда, но так и не нашли. Оказалось, всё просто, у всех поездов дальнего следования в расписании уже указана платформа, на которую он прибудет. Переместившись на нужную платформу, упаковали велосипеды за несколько минут до прибытия поезда.
Уже в вагоне, взглянув в окно, вспомнили, что хотели сфотографироваться с паровозом, к которому можно попасть через первую платформу. Пришлось довольствоваться фотографией через окно вагона, так как мы оказались прямо напротив него
Через пять часов мы оказались в Курске, где, быстро собрав велосипеды, поехали по домам - наслаждаться благами цивилизации в виде ванны, ужина и тёплой постельки
Проехали: 35,1 + 13,3 = 48,4 км
Ссылки на треки:
https://www.strava.com/activities/1173812006
https://www.strava.com/activities/1173812638
Пасмурная погода и периодический дождик на протяжении всего пути наложили свои коррективы на поездку, но, в общем, считаю, что мы посмотрели почти всё, что хотели. В другой раз хотелось бы заглянуть в Севск и нормально осмотреть Трубчевск, что, скорее всего, и сделаем в следующем году. Спасибо, Саше за компанию, а вам за то, что прочитали мой первый отчёт!
Ccылка на все фотографии на Я.Фотках: https://goo.gl/zKRWgZ