Приветствую читателей Велокурска!
Я с Брянска. Хочу представить вашему вниманию один из своих отчётов, об одном из походов, не только как памятный для меня самого, но и как приоткрывающий завесу неизвестности тех мест, где мы побывали. Ну, места и места, юг калужской, да кусочек смоленской, север брянской… далеко от курской, что там такого?... мы старались не только включить наиболее значимые объекты в маршрут, но и написать о них. Возможно, кто-то захочет узнать больше, или что-то посетить, кому вид майских дней зимой бальзамом на душу, а кому любая маршрутная мысль и веловоплощённая идея в копилку на будущее ляжет. Перечитал недавно его сам ещё раз, воспоминания, воспоминания. Вот тут он на Брянск-вело живёт –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=6659.msg95735#msg95735
Идея родилась примерно года 4 назад – в январе 2013-го. А реализовалась 5-9мая 2013-го. Потом я его долго писал, читал, писал что-то ещё, возвращался к этому, снова читал, снова писал. Закончил весной 2016-го. В общем, коли что не так – простите за спам, а коли так – то рад стараться! :) В походы езжу редко, так что в этот раз весьма многословен получился… можно за один раз не пытаться всё осилить.
Начнём.
Не буду говорить много вводных слов о том, что заставило заинтересоваться веломаршрутами наших калужских соседей. Поиск по фразам “Калуга, велофорум” привёл на велокурск в раздел “Наши соседи”, где среди штук пяти нежилых ссылок калужских ресурсов нашёлся единственный живой спортген. Посмотрел, куда народ ездит. Почитал отчёты. Манера подачи информации авторами представила возможность как бы проехать все эти маршруты вместе с ними заново, ощутив рядом с собой заинтересованного, знающего попутчика, и тем более захотелось побывать там самому. Кроме того, 9-го мая очень нужно оказаться на Безымянной Высоте, что кажется логичным если ехать в поход на 5 дней от Калуги до Брянска с 5 по 9 мая. Так родилась тема об этом походе – на Брянск-вело - чтобы найти попутчиков, на спортгене – в первую очередь чтобы узнать получше дороги и удачно построить маршрут, огромное спасибо за помощь всем кто там откликнулся, а особенно Роме за ответы и Васе за отчёты!
Кто поедет? Едем мы с Витей. А кто ещё?... Саша Gleb хотел, но простуда за дней 10 до старта заставила его остаться дома. Всё-таки план в 550км за 5 дней – это немало для начала сезона, да и весна ещё очень поздняя. Кто-то уехал в свои походы. От плановых 500-800км пробега за сезон к моменту начала похода – реально получилось 150 км у меня и 250 у Вити. Я был просто шокирован этим – ещё ни одной сотки, а максимум за раз у меня 72км, которые я прошёл тяжеловато, но налегке ведь…. По 100-110 км в день и так гружёным и 5 дней подряд – это что? Авантюра, ничего больше… нереальная даже. Хотя, при удачной погоде, покрытии… Впрочем, 71 раз за зиму на лыжах (1200-1300 лыжных км за зиму), это хоть какой-то плюс к подготовке. Был расчет на то, что в двух-трёх километражных покатушках я войду в форму, выносливость-то ещё с зимы должна остаться. Весна в 2013-м была не просто поздняя, а очень поздняя, и очень сырая из-за количества снега, нежданно увеличившегося за 23-25 марта на 30см…. 13 апреля закрывал лыжный сезон (обычно середина марта – первые дни апреля).
За пару недель до похода, появился на нашем форуме человек с ником GraySaint, с каким-то велосипедным сайтом Ростова-на-Дону в личных данных, который первыми двумя сообщениями сказал что он участвует в одной из моих покатушек и в этом походе. “Ну, бот какой-то”, - подумал я. Сейчас рекламу писать начнёт, видимо ему надо сообщений набрать, чтоб прав больше иметь.
Стоп. GraySaint участвовал в гонке в Брянске. Значит, он реальный человек. Кто такой? – из общения в личке узнаю, что брянец, работающий в Ростове-не-Дону, и приехавший в Брянск в отпуск. И что у него 1500 км пробега в этом сезоне (в 10 раз больше моего). Хотя активный велосезон это кажется первый для него. В первый раз увидел его на вокзале перед отъездом в Калугу…
Надо сказать, готовился я к походу много – и велик, и всякие бытовые мелочи хотелось учесть, и на тему меню была оживлённая дискуссия. Последний (и почти единственный) мой велопоход до этого был – Брянск-Людиново-Козельск-Белёв-Тула-Орёл-Брянск, аж в 2003-м. Так что Витин опыт я считал выше своего собственного. В итоге, я считаю, что подготовка в плане вещей/меню прошла на отлично, что во многом и предопределило успешный и интересный характер похода. Благоприятный прогноз погоды давал возможность немного разгрузиться от возможно лишних вещей.
Итак, 4-го мая целый день я потихоньку складывал вещи в большую кучу (сын очень “помогал”, кое-что пришлось класть по несколько раз, в итоге я даже ничего не забыл как-то, наличие чёткого списка – полезная мелочь!), всякие общественные вещи были всё больше мои – палатка (мне и Вите), топор, аптечка, соль-сахар, и многое другое. Витя закупал тушенку и крупы и вёз котлы (Дима, спасибо!), а никому на тот момент ещё не известный Володя GraySaint из общественного вёз только свою палатку для себя. Мы с Витей тихо надеялись его чем-нибудь нагрузить к Калуге: Витя по причине перебора веса, я – по причине нехватки объёма, ибо мой большой 10-летней давности спальник с трудом влезал в одну “штанину” велоштанов, куда потом с трудом сбоку влезал один лишь топор, и сверху ложились бутылочки с сахаром и солью.
Вечером всё упаковал. Для такого “воза” пришлось даже открывать гаражные ворота - в калитку он не проходил. С вечера стало посвёркивать и погромыхивать. Но дождя выпало немного. Мы готовились к пути на электричку в грозу. Лёг спать порядка 23-30.
Поехали!!!
3 часа ночи… нет, утра. Подъём!!! Эх, сверкает за окном неплохо. Неспеша завтракаю, мозг пробуждается. Складываю немного пищи на первый день в наплечный рюкзачок. Туда же и термос. Мы взяли по термосу каждый (реально на 3 человека хватило бы и 2 термосов, я был уверен что Володя не возьмёт), что потом очень помогло в пути - чай не остывал на стоянках, сразу завариваемый в термосах, да и был запас воды/чая на первые пару часов пути.
4 часа утра. Покидаю спящий дом. По пути в гараж, отмечаю для себя что сверкает и громыхает как раз в стороне вокзала. До него 14км, электричка в 5-26.
В 4-15 отчаливаю от гаража. Темнотища. Гремит и сверкает совсем рядом, в километре. Попадаю в трещину в бетоне и чуть не убираюсь, но как-то устоял. Дотягиваю до нашего дома - накрывает плотным ливнем. За 1 минуту поверх натягиваю костюм от дождя – непромокаемые штаны и куртку. Опс, дорога не освещена….. а там ямы с водой, а у меня около 12-15кг на багажнике. Подъезжаю к перекрёстку вывернуть на дорогу, а за поворотом через 50м всё освещено! Ура! И дождь почти перестал.
Качу 3км водонепроницаемым. Вследствие чего становлюсь сырым скорее внутри, чем снаружи, - одёжка не “дышит”. Снимаю средство от дождя, он почти кончился, небесные вспышки унесло куда-то вдаль. Да, а я ведь собирался не потеть в первый день, учитывая что вода холодная чтоб купаться… Пару км пути вообще ехал по песчаной обочине, боясь влететь в яму. Машины рядом иногда влетали. За пару км до вокзала, вливает снова. Сильнее и дольше и без вспышек. Снова оделся. Так и вошёл в здание вокзала, где мы оказались втроём почти одновременно. Обилетились до Сухинич по 200р с носа, а за велики по двойной таксе (88р) решили договориться в поезде.
Расположились в вагоне уютной 4-вагонной электрички, велики поставили рядом. Кроме нас, в вагоне было 2-3 человека. Всё ожидаемо. Вошла кондуктор, с круглыми глазами оценивая нагромождение велосипедов (у нас РЖД не снимает сидения для провоза больших вещей типа великов, увы), предъявили билеты. Стандартная фраза в ответ, - “Так, велосипеды оплачиваем!”. Мы как-то что-то отвечали, с этой женщиной можно было говорить. В итоге, мы не оплачивали провоз великов, но были вынуждены переместить их в тамбур. Где на удивление компактно их разместили. При следующем проходе, кондуктор нас даже сфотографировала. Знакомьтесь, Андрей (в очках), Витя, Володя (самый синий).
Путь в поезде проходил в оживлённой беседе вокруг карты г. Калуги. У Вити была большущая распечатка, склеенная из кусочков, мы прикидывали куда ехать (хотя и точный плановый трек на все 5 дней у него был загружен). Поглядывали и в окно, особенно меня интересовало состояние калужского грунта. Даже ближе к Сухиничам, число пассажиров больше 10-ти не стало.
Разобрались с вещами. У Вити велорюкзак неподъёмен. Володя забрал себе 4 (или 6?) банок тушёнки, 2 банки взял я. Всего 8. На том, перераспределение вещей закончилось. Кстати, интересно, что ж у Вити так весило?...
7-40. Сухиничи. Обилечены на вокзале по 170р. Провоз великов снова не оплачивали. Путь к электричке пролегал через пешеходный путепровод.
Обшарпанная электричка. Прошёл полпоезда – тамбуры маленькие. Ну всё, придётся поодиночке ехать? – но нет, первый же вагон, в который мы вошли, оказался без лавочек для сидения с краю. Т.е. места было шикарно для размещения трёх гружёных великов, даже только с одной стороны от прохода в вагоне всё вошло. Нашим бы это перенять!!! В 8-17 отчалили на Калугу.
Трое нас, три пенсионерки, входят трое кондукторов. Разговор про оплату великов стандартен. Неожиданно, от нас отстали, будто им впереди надо было пройти ещё 50 вагонов. Возможно, оттого, что благодаря нам и так этот поезд озолотился на 510р. Пенсионерки вскоре вышли, мы ехали в гордом одиночестве, тем более неожиданно, учитывая праздник Пасхи. Все ездят на машинах, видимо. Кондукторов больше не было. Жаль, окна грязные…. Всматриваюсь в грунт. Лужи, грязь. Пасмурно. Сыро. Перед Калугой, первое свидание с Угрой. Эх, сколько их ещё будет!!!!
10-22. Причалили к Калуге. Ну что, нету местного велонарода поглядеть на брянских пришельцев? Нету. Что ж, поедем всё искать сами. Опс, тётя в форме на вокзале говорит что не поехали, а пошли. Тут зона запрета езды на великах, перрон же, хотя и почти пустой. Впрочем, пешеходная зона на перроне скорее всего ограничивалась зоной власти данной блюстительницы порядка, да и размер этой территории зависел от настроения оной.
Про технику. У меня гибрид на узких сликах (28’’), багажник с велоштанами литров на 70-80, объёмно на вид, но не тяжело, заплечный рюкзак небольшой. У Володи колёса 29’’ и злая резина, консольный багажник с небольшими велоштанами, полпохода багажник бился на ухабах по заднему колесу, на спине палатка, которая была парусом на ветру, а внешне напоминала упакованное в чехол колесо за плечами, ещё часть вещей за плечами. У Вити резина пошире моей (26’’), но и накатиста должна быть. Большой тяжёлый велорюкзак, рюкзак с гидратором на плечах. Володя – единственный из нас в контактах, из-за чего десяток раз падал при остановке с непривычки.
Хотелось услышать мелодию “Прощания славянки”! Но её не было. Было уныловато, весьма прохладно, хотя и подсыхало… В путь! Трек первого дня получился такой –
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tajdgvnzwnpoulju
97км от высадки в Калуге.
Вот он, вокзал Калуга-1, невидимый тем, кто едет через Калугу в поезде транзитом, останавливаясь в Калуге-2.
Город Калуга был основан на высоком берегу Оки, недалеко от впадения в неё речки Яченки. Неподалёку в Оку впадает и Угра. Впервые Калуга упоминается в письме Литовского князя Ольгерда константинопольскому патриарху Филофею в 1371 году (удивился, думал она старше Брянска – а Брянск впервые упомянут в летописях в 1146-м, хотя сколько веков до того были обжиты и те и эти края – мы не узнаем никогда). В княжение Ивана III она отошла к Московскому княжеству и была в 1465г. отдана вместе c Тарусой бывшему епископу Брянскому и Черниговскому Евфимию. В 1505 году Калуга впервые является самостоятельным княжеским городом. Будучи удобным пограничным пунктом на Оке, она являлась видным стратегическим центром, откуда можно было руководить обороной против крымских татар и преграждать им путь через Оку. В XVI веке рядом с Калугой (западнее, под Юхновом, но об этом ещё впереди) произошло историческое событие, известное как “стояние на реке Угре” (1480год). Эту несостоявшуюся битву историки считают концом монголо-татарского ига: хан Ахмед со своим войском так и не осмелился вступить в бой с русскими войсками, фактически признав своё поражение. В смутное время, здесь скрывались оба Лжедмитрия. В 1618 году Калугу разорили запорожские казаки. В 1719 году была учреждена Калужская провинция, в ней насчитывалось около 19 тыс дворов. Таким образом, Калуга сделалась административным центром второстепенного значения.
Из преемников Петра Великого, Калуга в XVIII веке видела в своих стенах только Екатерину Великую. Императрица прибыла 15 декабря 1775 года. Калужане заранее приготовились к торжественной встрече - купечество по этому поводу специально выстроило прекрасные триумфальные ворота. Императрица пробыла в Калуге только день. Поездка Екатерины в Калугу имела своим последствием преобразование Калуги из провинции в губернию по указу 24 августа 1776 года.
Первым Калужским наместником был ген.-пор. Михаил Никитич Кречетников. Он оправдал доверие Екатерины, так как с именем Кречетникова, который правил губернией до 1790 года, связано почти все, что имеется в Калуге примечательного. Город принял при нем новый вид. Было возведено много новых построек - красивых каменных зданий, например, Гостиный двор (сейчас он в плачевном виде, идёт реставрация). При нем же был построен и Березуйский Каменный мост через речку Березуйку (увидим далее на фото).
В 1812 г. Калуга играла важную роль, и имя её тесно связано с историей этой войны. Перелом этой войны совершился именно в Калужской губернии, которая сделалась "пределом нашествия врагов". После войны с Наполеоном, Калуга медленно, но верно восстанавливает свое хозяйство. К 1820 году численность населения достигает уровня довоенной.
Что же из себя представляла Калуга на рубеже ХХ века? Самым большим предприятием в городе, на котором трудилось до 2 тысяч рабочих, были Главные Калужские железнодорожные мастерские.
В годы великой отечественной войны, Калуга была оккупирована с 13 октября 1941 по 21 декабря 1941. Немцы особенно лютовали 21-го декабря, перед тем как советские войска освободили город. Были сожжены многие дома, расстреляны случайные прохожие городских улиц.
А теперь, Калуга в 2013-м. Вперёд по городским улицам! Население Калуги около 330 тыс. чел., сравним с 410тыс. в Брянске. А учитывая, как Брянск разбросан своими районами в междуречье Десны, Болвы и Снежети, думаю что площадь Калуги раза в 2 меньше площади Брянска. Читаем в википедии: ”Калуга знаменита тем, что с 1892 по 1935 год в ней жил и работал выдающийся изобретатель, теоретик космонавтики Константин Циолковский. В связи с этим на флаге и на полной версии герба города имеется изображение первого советского искусственного спутника Земли. В городе действует Музей космонавтики — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина.” Это главные наши цели для внешнего ознакомления в этом городе. У Вити плановый трек записан, едем в целом по нему. Часто останавливаемся на перекрёстках, что особенно весело Володе с его контактами. Асфальт хороший, улицы узковаты, часты перекрёстки. Машин немного. Почти всё, легковушки. Наверно, благодаря празднику Пасхи, мало кто работал в этот день. Держим путь к этому мемориалу на Пятницком Кладбище.
Смотрят на нас как на пришельцев. А что у Володи за плечами запасное колесо, так в том, думаю, остались уверены 100% видевших его местных жителей. Раза 3 или 4 ехали под “кирпич”, пользуясь тем, что прав у велосипедистов нет, и лишать нас нечего. Так уж трек мой шёл… да и машин мало, не опасно, закрытых поворотов при этом не было.
Архитектурный памятник в стиле барокко - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Колокольня стояла сначала отдельно от храма, но в недавнее время соединена с ним папертью. Весь архитектурный облик церкви позволяет считать автором проекта одного из учеников В.В. Растрелли. Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге. В 1937г. храм был закрыт и оборудован для временного содержания заключённых. В послевоенные годы здесь разместился гараж и хозяйственные склады. 17 июля 1992 г. храм был возвращён Калужской епархии.
Останавливаемся на Площади Победы – круглой площади с монументом по центру, вокруг которой организовано круговое движение машин.
Дальше по Кирова. Недалеко отсюда – памятник ветерану (2011г). Прообразом послужил реальный человек – житель г. Кондрова.
Подъезжаем к Театральной площади.
Здесь наш путь пересекает пешеходная Театральная улица. Справа – театр. Калужский государственный драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского основан в 1777 году, это один из старейших театров России.
Рядом памятник зрителю (2008г) – единственный в мире. Изображена девушка с табличкой “Нет лишнего билета?”
Отдаляемся от театра, пересекаем улицу Кирова, идём по пешеходной части ул. Театральной. Здесь в 2011г, в 50-ю годовщину полёта человека в космос, установлен памятник К.Э. Циолковскому. Велосипед был его частым спутником в преодолении городских километров. Теперь трудно представить себе какого-нибудь ученого с велосипедом. Не стало К.Э.Циолковского в 1935-м году.
А этот памятник К.Э. Циолковскому в Калуге открыли на площади Мира 1 июня в 1958 году. Бронзовый памятник Циолковскому расположен на гранитном пьедестале, а ракета была сделана из досок, обшита фанерой и покрашена серебристой краской. В 1959 году заменили ракету на металлическую из нержавеющей стали. Этот памятник Циолковскому притягивает к себе внимание и виден издалека.
[img width=450 height=600]http://img-fotki.yandex.ru/get/9753/80631726.78/0_a10a4_bdd14f5_XL.jpg[/img]
Всего в Калуге 6 памятников Циолковскому.
Приближаемся к музею истории космонавтики в парке Циолковского. Поблизости установлен памятник Гагарину. Торжественное открытие памятника Гагарину в Калуге состоялось 9 апреля 2011 года. 13 апреля 1961 года Юрий Гагарин приехал в Калугу и принял участие в заложении первого камня в здание Государственного музея истории космонавтики им. Циолковского. Этот факт является предметом законной гордости калужан. Монета, которую он по традиции кинул в кладку, и мастерок, до сих пор хранятся как память о первом космонавте. Теперь прямо напротив входа в музей установлена скульптура.
Ходим по парку у музея космонавтики. Рядом установлены макеты ракет.
[img width=450 height=600]http://img-fotki.yandex.ru/get/9265/80631726.78/0_a10a6_8f6d366f_XL.jpg[/img]
Впрочем, по самому парку можно лишь ходить, а в Калуге мы и так уже подзадержались.
Поворачиваем в центр города снова. На фото – улица Пушкина, тот самый Березуйский каменный мост (1775г), возведённый более 2 веков назад, через овраг и речку Березуйку.
Входим в парк Культуры и отдыха. Снова только пешком. Обходим Троицкий кафедральный собор. Пройдя весь парк, оказываемся на площадке над высоким берегом Оки. Местные жители, туристы, дали в дымке, колокольный звон над головой. Так всегда бывает, когда приезжаешь в какой-то город впервые, выходя на какую-нибудь обзорную площадку. И почти в каждом городе есть такая площадка.
Выходим из парка культуры и отдыха. Движемся по ул. Пушкина дальше, тут она уже зовётся улицей Баженова. Вскоре видим здание калужской администрации.
Где-то поблизости был ужасного вида Гостиный Двор конца 18-го века, в стадии реставрации.
Кстати, вид улицы Пушкина поразил – будто в Питере. На фото на заднем плане - Троицкий кафедральный собор.
Движемся по улице Воскресенской. Снова старые здания. Да, Калуга выстояла в годы войны. Не то, что Брянск, лежавший в руинах после почти двух лет оккупации, здесь оккупация была чуть более 2 месяцев, при отступлении немцы не успели очень много разрушить, да и верили, что скоро сюда придут снова.
Потом мы в целом бессмысленно крутились по Калуге – в попытках найти памятник Петру и Февронии (была Витина идея). Продолжалось это минут 20-30. Хотя по новому для себя городу ездить приятно. Время тикало… В конце концов, не найдя этого памятника, решили покидать город. Долгий и крутой спуск в сторону Оки… По треку, ему соответствует сброс высоты с 190 до 130. 60 метров высоты на паре км. Не знаю, правда ли это…
Транспортные развязки – на М3, в заречную часть города. Проезжаем у Яченского водохранилища. Кстати, я предполагал вырезать этот кусок трасс, объехав водохранилище там, лесами. Но по асфальту ехалось, а в организме была тупая усталость.
Видели встречного велосипедиста, он нам помахал. Мы тоже. Глядя на фото – ещё сегодня мы могли бы оказаться в Юхнове, вырезав тем самым более суток пути. Но голый асфальт, трассы – это не наш метод! Да и оно того стоило! О том будет далее.
Хотелось есть. Ощущаю себя слабеющим. Но Витя, как паровоз, везёт нас вперёд. Анненки. Дорожный ремонт. Куда-то сворачиваем с трассы влево (см. трек). Видим остатки снега у дороги (5 мая!). Где-то обедаем. Снова поехалось. Местность – что-то вроде карьеров, неприглядно. Приближаемся грунтовкой или грейдером к М3. Стоим минуты 2 в надежде что машинный поток станет слабее, но они все мерно и спокойно ехали со скоростью 60-70. Замечаю пешеходный переход, едем туда. Стоим ещё с минуту. В конце концов, делаю решительный шаг на дорогу, нас пропускают, благодарю водителя.
Спокойный асфальт. Вдруг – водоём у дороги слева. Опс, да это же Угра!
Следуя трекам калужских покатушек, мы забурились в этот район. По придорожным деревьям понимаю, что уровень воды поверх этого асфальта был не менее метра в паводок, т.е. всего лишь 2 недели назад! Самый хороший вопрос – а что мы тут делаем в это время года? :) Ясно что, на Угру смотрим. На царицу всех окрестных рек :) Впереди посёлок Староскаковский. А за посёлком – грунтовки!... Ну, поживём-увидим.
Быстро пролетаем посёлок по асфальту. Дальше грунт. Но не вязкий. Скорость около 12-ти. Не знаю отчего, но подъехав к реке, сразу расслабился, и до того стало хорошо!... Было холодно и сыро, но отчего-то именно в этот момент я почувствовал, что я в велопоходе, и всё то что было сегодня – от вставания в 3 часа утра и до блужданий по Калуге, голодное отупение потом – было не бессмысленно. Ребята, кажется, тоже что-то такое ощутили.
Ну, а дорога - это да… Пара ручейков, которые не хотелось переходить не замочив ног. Потом грязи. Липко. Передача 1:1, скорость 8-9. Режим трактора :) Почти всё едем.
Туманность вдали постепенно приблизилась и переросла в сильный моросящий дождь мельчайшими капельками. Так мы под ним и въехали в населёнку с громким и обесцененным (своим множественным числом) наименованием Дворцы. Месили грязь до неё километра 2. Настрой тихонько шёл вверх. Если бы не… оказалось где-то лужи посреди этой населёнки, возле нормальных больших домов. Лужа была от забора до забора. Обходили по чьему-то невысокому каменному заборчику, катя велики рядом по воде, боясь замочить цепи. Кто-то из нас (не я) всё ж окунулся там ногой в воду. Потом выскочили на асфальт.
И так же неожиданно, по моему плановому треку, ушли с него. Все асфальты ведут на трассу. А нам это зло. Проезжаем Камельгино.
Одна из последних грунтовых преград первого дня -
Вылезаем на высоченный машинный мост через Угру в районе Товарково. По следам воды видим, что с ближнего от Товарково края моста текла вода в паводок. Мост наклонный, тут явно ниже.
На подъёме видим указатель – нац. Парк Угра. Сколько ещё этих указателей будет за эти дни! Едем к монастырю напротив Товарково. Он появился неожиданно из придорожной серости и тумана, как яркое, чудное видение. Красоту здания можно оценить по фото.
Едем грейдером дальше. Резкий спуск вниз. Вскоре видим подвесной пешеходный мост через Угру. Что-то не то с его правым пролётом…
Так и есть. Паводок. Рекордный паводок-2013 устроил нам единственный за весь этот поход облом с мостом. А Товарково так близко… Ребята приуныли – куда теперь ехать.
Ясно, куда! Возвращаемся эти ж самые километров 5 на автомост. Велика река Угра под ним!
Залезаем на гору высокого берега. Вот такая Угра у Товарково.
Само Товарково интереса особо не представляло. Красивые кирпичные домишки в несколько этажей. Правда, все в одном стиле, я бы сказал, что узнал бы фотку этих домов из сотни аналогичных фоток. Спускаемся в пойму речки Шаня (как наша Снежеть, по количеству воды). В сторону деревни Бели идёт дорога, правда остатки разлива не дают ею воспользоваться. Обходим эту заводь по тропке, тоже не шибко сухой. Володя там где-то решается ехать, но в самый ответственный момент останавливается в грязи. +1 сырая нога :)
Наконец, достигаем Шани. Через неё металлический пешеходный мост.
Кстати, Товарково на заднем плане.
Деревня Никольское. Жилая. Но на улице – ни души. Насмотревшись уже результатов разлива, решаем больше не искушать судьбу, а поехать асфальтом. Крутой подъём в Никольском заехал вроде только я. От деревни идёт грейдер. В лесу стоит вода, часто сплошь. Текут ручьи. В деревне Бели начался асфальт. Взятый там язык северокавказского вида (других языков там не видел) развеял наши сомнения, сказав, что вдоль Угры мы бы действительно сейчас не проехали.
В общем, вот и асфальт. Глубоко выдохнем. :) Скорость 20-22, машин почти нет. Главное – нет обещанного сильного северо-западного ветра. Он бы как раз встречный был.
И ещё указатель.
Выезжаем на более машинный асфальт. И – вот оно! Вышло солнце. В районе деревни Озеро. Вышло надолго, где-то до середины мая, если не до его конца. Настроение – резко вверх!
Замечаю грунтовку влево. Вот бы нам здесь ехать…. Но увы. Делаю лишь фото.
В Галкино остановились купить того-сего к чаю. К магазину подъехала девятка. Бум об крыльцо – стала. Держась за машинную дверь и нетвёрдо ступая по земле, начал выходить водитель. В магазин вошёл без посторонней помощи. А что, тут край дикий… дпс не видели.
Поехали. Минут через 5, на повороте, замечаем встречную четвёрку на нашей полосе. Быстро ретировались на обочину, думал вообще что придётся с дороги прыгать. Пасха… быстрей бы уж место ночёвки. В Острожном набрали воды на ночёвку.
Закат. Речка Изверь. Где-то в тех местах видели вдали двух косуль.
Предлагаю ребятам стать вскоре после речки – вижу несколько сосен и полянку рядом в 100-150м от дороги. Но Витя отклоняет – от дороги близко. Едем ещё несколько километров. Впереди уже скоро Звизжи. А там – и Николо-Ленивец, точно не стать. По краям у дороги – весенние грязи и топи. С дороги даже не сойти! Видел грунтовку, по которой предполагал сюда выезжать на асфальт – дикий гряземес. Мы молодцы, что выбрали асфальт. Наконец, съезд с дороги. Лужок. Под ногами чавкает. Почти течёт. Катим велики, которые даже без сидоков оставляют глубокие следы в траве. Метров 200-250 от дороги. Сосняк. Думали, сосны растут где сухо…. Куда там :) По противопожарной пропашке – ручеёк. Под соснами – неудачно поставив ногу, можно уйти на 7-8 см в почву, а на 3-4см уходишь постоянно. Но делать нечего, другого, даже такого, шанса может не быть, а время поджимает, около половины девятого.
Ночёвка! Чистим место под палатки. Володя за несколько секунд разворачивает свою палатку, занимается кольями для готовки на костре. Витя, пока светло, собирает дров, сухих дров тут найти непросто. Я долго вожусь со своей палаткой, минут 15-20. Витя разводит костёр, вешает котлы. Вскоре каша и чай готовы. Гречка (по пакетику на каждого), банка тушёнки (338г) на троих. Заливаем 2 термоса чая – чтоб не пить его сразу, и чтоб он не остыл. Этого всего достаточно для трёх голодных молодых ребят :) . Хотя бы этот сыроватый уют, но мы заслужили.
Делимся впечатлениями. Высказываем недовольства, пожелания. У меня одно на уме – надо чаще есть, но по чуть-чуть. Ибо если ты уже захотел есть – то значит что время перекуса ты упустил. Дороги тяжёлые? – мы с ними познакомились. Теперь знаем, что к чему. Постараемся поменьше грунта, понял. Хотя 2 грунтовых участка будет точно. Один – уже завтра, и начнётся он за населённым пунктом со смачным названием Дерминки. А закончится – в деревне с не менее говорящим названием Выползово….
Вдали иногда проезжали машины, Витя нервничал. Я успокаивал его, что даже если нас кто-то и заметит и проявит к нам интерес, то никакой нормальный человек не полезет с дороги в эту вялотекущую твердь.
Но – нам втроём вполне комфортно, едем мы примерно одинаково, и всё стало получаться! Вот с этими мыслями и выводами, мы и ушли ко сну, около 12-ти ночи. За первый день проехали 97км, не считая пути по Брянску до электрички.