Плэймейкер, извини: набирал с телефона - опечатался :)
Небольшой отчет:
Накануне перед походом прикинув время подъема на пять утра, чтобы успеть доехать Свете (Hikari) до меня, а потом до вокзала - мы решили воспользоваться услугами грузового такси, дабы отвезти один велосипед вечером сразу до Светы. Но после одиннадцати грузовые такси уже спят. Нас же выручил АПро, за что Света потом выбирала и всю дорогу тащила ему в сувенирный подарок пол-кило красивых необычных камней с карьера :]
Приехав к 8 утра на ЖД вокзал мы обнаружили там только скучающего Сашу PlayMaker'а, который заложив на дорогу от дома целый час - проехал её за 10 минут :)
Вокзальные часы тикали, но больше участников не было, что весьма нас смущало. На поход в календаре заявилось почти 10 человек, а нас туристов было всего троё, не считая трех лосей (стартовавших ранним утром). Я не мог понять причины такого несоответствия заявленных желающих и фактически приехавших людей - выходные, простой и интересный поход, отличная погода...
Тем временем очередь за билетами начинала расти в геометрической прогрессии, но мы успели в самое её начало и без проблем купили билеты на себя и велосипеды. Выйдя на вторую платформу и узрев там одновагонный рельсовый автобус РА-1 мы внутренне содрогнулись, представив как будем влазить с велосипедами вместе со всеми встреченными у касс бабушеками-дачницами. Однако нашим оказался стоящий на соседнем пути трехвагонный РА-2 с практически отсутствующей населенностью поезда. С нами в среднем вагоне ехало три человека (причем одна женщина тоже с велосипедом). Надо отметить, что в среднем вагоне РА-2 достаточно удобно перевозить велосипеды - напротив туалета сделана специальная площадка под крупногабаритный груз (с откидными сиденьями).
За завтраком дорога до Курчатова (~"офигеть: какой дом в поле!" сказал Плэймейкер на первую увиденную пятиэтажку :) пролетела быстро, а Angry Birds съев 30% аккумулятора телефона скрасили еще полчаса до Льгова, где на ЖД вокзале мы оперативно перебежав платформу загрузились в столь же пустующий РА-1. Ожидая, что на пересадку с велосипедами у нас есть всего около 10 минут мы сделали всё настолько оперативно, что потом еще 10 минут ждали отправления уже сидя в поезде. РА-1 вообще не похож на поезд в традиционном смысле слова. Дверь машинистов открывается посередине прямо в салон с креслами и большую часть пути была нараспашку открыта. Провожающая дочку женщина сразу после закрытия дверей и троганья переполашилась и постучала машинистам с просьбой открыть дверь и сойти, что и было сделано. Было впечатление, что если попросить на перегоне остановится на минутку в туалет сходить, то это тоже возможно :) - туалета в вагоне кстати нет.
Велосипеды в РА-1 разместить можно как в обычной электричке - подвешивая их за седло к верхней полке или оставляя внизу.
Подремав от Льгова до Михайловки проснулись по будильнику за 10 минут до нашей остановки в окружении пейзажа отвалов вскрышных пород из карьера.
На перроне современного и чистого вокзала станции Михайловский Рудник нас встречал Сергей serzhfecity на своём кубе, а его товарищ неудачно погнул рамку седла при прыжке и чинился где-то не доехав до вокзала. Позвонив лосившей к Железногорску группе и трижды согласовав маршрут мы двинулись через магазин на смотровую площадку карьера Михайловского Рудника.
Что сказать: карьер как всегда впечатляет! :)
Лоси были еще где-то на трассе (Сергей объяснил им в общих чертах короткую дорогу через Михайловку), а мы включив ГПС по азимуту двинулись на поиски геокэшерского тайника. Измазавшись в железнорудной пыли нашли его под V-образным деревом в небольшом отроге леса между трубами с водой из шахты и ЛЭП.
Отметились в блокноте тайника, положили светоотражающую ленточку, а взяли миниатюрный блокнотик на карабинчике.
Еще раз на смотровой повтыкали на карьер и непосредственно напротив (с разрешения охраны) устроились отобедать на зеленой территории водооткачивающей шахты под тенью берез (в 50 метрах от копера). Плэймеркер достал свою шайтан горелку, полыхнуло полметровое пламя и к нам прибежала женщина-вахтер с просьбой костры не разводить - дым моментально затягивает в систему принудительной вентиляции шахты, главный вентилятор которой расположен в 20 метрах от поляны. Она предложила нагреть нам кипяточка в электрочайнике, чем мы и воспользовались для заварки лапши.
Шайтан-горелка, я к сожалению не успел запечатлеть пламя столбом до того, как прибежал вахтер:
Нелегкий выбор между красотой и весом:
Ожидание лосей проходило на пенках за сытной трапезой. Первой промелькнула в красной веломайке сразу на смотровую Юля (belka). За ней Игорь (v-cellist) и Алекс с Конышевки. В Юле где-то прячется маленький, но мощный моторчик - доехав до нас, поздоровавшись и бросив велосипед она радостно бегом в припрыжку побежала на смотровую после более чем сотни километров дороги от Курска. Её спутники были не так резвы, но не менее впечатлены рукотворным величием увиденной разработки.
Магазинов в нашем дальнейшем пути не было, поэтому мы матрасной группой решили прокатиться за едой на ужин. Выкинули из баулов всё лишнее оставив лосей возлежать на пенках, а сами двинулись в Железногорск. Сергей провел нам отличную экскурсию по этому красивому городу: нескончаемые зеленые скверы, ухоженные клумбы, чистые тротуары и громадные, но аккуратные, столичного стиля новостройки на севере города (прямо у границы с Орловской областью) оставили приятное впечатление. Закупившись в большой Европе всем необходимым (включая пиво на ужин) попрощались с Сергеем (к сожалению у него были планы на вечер) и выдвинулись назад к смотровой. На пути к трассе Света, попав передним колесом в глубокую яму, весьма удачно упала на повороте - лишь чуть-чуть ободрала локоть несмотря на суровое каменистое покрытие дороги из бетонных плит.
Тем временем лоси отлежавшись и восстановив силы торопились в Курск. Я "с печки" нашего матрасного и размеренного похода так и не понял смысла их покатушки... вероятно он был в возможности опробовать свои силы - доехать, посмотреть на карьер и вернуться в Курск проделав под 250 км одним днём. С этой задачей ребята справились блестяще. Особо меня поразила энергия Юли, которая в Абхазии чувствую поедет в подъем на Рицу вместе с лосями без всякого РАФика.
Уходящее время напрягало лосей и поэтому они согласились посмотреть только на
заброшенный шагающий экскаватор, который мы с АПро и AlexXXL излазили пару лет назад. На знакомой дороге вокруг карьера с южной стороны сразу после переезда теперь появился широкий шлагбаум и будка с охранником, который отказался нас пропускать даже транзитом в сторону Троицкого, ссылаясь на строгость пропускного режима. Жаль конечно, но обходить этот шлагбаум гребенями отвалов и лесом не особо хотелось. Мы решили ехать на цветные озера, а лоси отчаливали до Курска. Мимо проехал маленький (
самый малый из семейства - размером как два камаза в высоту и три в ширину) Белазик, который в общем-то не впечатлил.
На фотке этой машины ниже уверен, что мужская часть населения форума Белаз вообще не заметит ;)
Попрощавшись с лосями двинулись по каменистым железнорудным дорогам в подъем отвала "Михайловка-1" (так обозначен на карте). Отвал имеет весьма сложный и в общем-то горный пирамидальный рельеф из большого количества холмов-торчков, плотно поросших лесом за более чем 40 лет с момента окончания отсыпки породы.
Где-то наверху (на высоте 280 метров в складках рельефа) по снимкам и карте были те самые цветные озера. Местами по полочкам холмов стекала откуда-то сверху ручейками и водопадиками вода, где-то трава достигала уровня груди, попадались колеи накатанных уазиками дорог, все из которых заканчивались тупиками. В одном таком живописном тупике над обрывом стояла группа пчелиных ульев.
В одной из самых эпичных луж Плэймеркер зачерпнул ногами воду, решив форсировать её с ходу, мы же благоразумно разувались - проточная вода была удивительно холодной для жаркого тёплого дня.
Отчаявшись найти хоть какую-нить дорогу мы двинулись по примятой траве по азимуту к ближайшему из озёр на вершине.
ГПС показывал всего 220 метров дистанции по прямой. Но какие это были 220 метров... представьте набор высоты в 50 метров на горизонтальной дистанции в 40 метров.
И аналогичные по крутизне спуски! И всё это поросло молодым лесом (в основном из колючей акации) с густым подлеском и высокой, стелющейся после ночных холодов травой.
Часто попадались крупные железные камни или наоборот небольшие (30-40 см в диаметре), но глубокие ямы непонятного происхождения. Пейзаж более напоминал леса в предгорьях Крыма и был слабо проходим с велосипедами.
Как обычно фоток с самых ужасных мест нет, ибо было не до фотика (удержать бы велосипед втаскивая его в становящийся отвесным подъем). Пройдя по горизонтали
40 метров за полчаса (сделав 50 метров набора высоты) мы вышли на гребень очередного холма, а перед нами была столь же пугающее глубокая впадина. До озера теперь оставалось 180 метров.
Бросив в этой непроходимой глуши велосипеды сделали пешую вылазку вперед - забрались еще на один столь же крутой холм - приблизились к озеру еще на 40 метров, чтобы увидеть, что холмы и спуски нескончаемы, т.к. направление нашего пути к озеру идет поперек отвалов (когда-то тут работали шагающие экскаваторы и по 15 метровым полочкам ходили карьерные поезда-думпкары, привозившие снятый грунт и песок).
По пути совсем в глуши встретили табличку неизвестного назначения с давно смытой временем краской (вероятно тут 50 лет назад был указан номер участка):
В итоге мы сдались и пошли назад сначала к велосипедам, а потом и с ним уже по проторенной, проломанной в лесу дорожке - по своим следам обратно к концу последних грунтовок в отвалах. Смеялись, что нам потом никто не поверит, что мы не смогли пройти какие-то 200 метров! А лоси наверно будут шокированы средней скоростью в 0,8 км/час :)
Тени становились всё длиннее и мы бросив попытки объехать отвал и добраться до озёр с западной его стороны сразу двинулись к Троицкому по грунтам сквозь глухие деревушки с гравийными и разбитыми грунтовыми дорогами. Несколько раз пересекали отличные асфальтовые дороги, но все не по пути нам. Солнце еще не село, но под конец вечера резко похолодало. Мы чуть торопились, чтобы успеть найти место и встать на стоянку, набрать где-нить воды. Колонок в деревнях нет совсем, а колодцы столь непреметны, что даже несмотря на указание местных жителей мы не смогли найти ни одного. Дороги не радовали покрытием: на крупной гравийной щебенке невозможно ехать сколь-нибудь быстро, а грунты подтопленные речками и прудами порой ужасают скользкой колеёй. Рельеф давал о себе знать: каменистые спуски сменялись песчаными подъемами, а среди деревьев и высокой крапивы нас, измотанных дорогой, встречали и догоняли комары. Форсируя скользкий перешеек одной из больших в лесу у Светы соскользнуло в колею переднее колесо и она завалилась в жидкую грязь полностью с рюкзаком, чем-то повторив
моё падение в Банищанском лесу много лет назад. Но посидев пять минут отекая на сухом, смахнув основную налипшую грязь с рук и одежды и проверив не замочило ли вещи в полностью промокшем боковой стороной рюкзаке - едем дальше. Света - ты молодец! :)
Наконец с заходом солнца выехали на асфальт и за пару минут спустились к Троицкому водохранилищу. На закате оно очень похоже на море в спокойный безветренный вечер - чайки и ласточки кричат над большой водой:
Непосредственно на плотине спросили у пожилого украинца-охраника место, где можно было бы набрать питьевой воды. Он показал на трубу, из которой приличный поток воды падал с 8-ми метровой высоты в бетонный створ после запорных ворот плотины. На мои сомнения о качестве воды ответил, что сам пять лет её пьёт и еще жив. Вот только набрать её было несколько проблематично - труба находится на высоте в полтора метра ниже верхнего уровня бетонной площадки сооружения - торчит из стены, на которой наварена вертикальная ржавая арматурная лесенка. Под комментарий охранника, что хоть и высоко над водой, зато дно тут глубокое - в велотуфлях с контактами было несколько стрёмно спускаться, а потом держась одной рукой удерживать второй бутылку под льющимся потоком.
Встать на самом водохранилище не получилось - быстрый поиск дороги вглубь сквозь лес привел либо к забору (турбазы?) с собаками, либо в какой-то страшного вида затон, который в последствии облюбовали охотники на уток. Мы же переехали дорогу от плотины и встали на другом берегу вдали от воды - на полянке недалеко от дороги. Проехали прямо под знаком "Государственный заказник. Жечь костры запрещено!", распаковались, разожгли приличный такой костёр :) Причем я отговаривал плэймейкера от этой затеи (огонь был хорошо виден с дороги), но он настоял, что если что - сам разберется с лесниками. В итоге сытно поели, отогрелись, выпили за ужином по баночке пива, посмотрели на звезды и легли спать. Сашу уложили третьим в нашу палатку, которую он вёз от смотровой площадки (а я вёз его большой синтепоновый спальник).
Это фотка не костра, а пламени шайтан-горелки Плэймейкера:
Звездное небо сквозь кроны деревьев:
Утром неспешно сняли лагерь еще повалявшись на пенках на солнышке за завтраком. На поляне вечером успел потерять microUSB кабель, но после того как его утром в траве нашел Плэймейкер я зарядил велокомп (с ГПСом) от солнечной батареи. Мы со Светой решили сократить маршрут и поехать не по грунтовкам напрямки в Курск (как это было задумано), а в Поныри по асфальту: нельзя ездить в джинсовых шортиках весь день по каменистым дорогам - это конечно красиво, но на следующий день от жестких швов останутся следы как после кнута на месте соприкосновения с седлом.
По пути встретили замечательный трактор. Uri сейчас утащит у меня эту фотку для своих извращенных целей. А мне вот любопытно - что им механизированно делают такого:
До Верхнего Любажа мы в спокойном темпе докрутили втроём, а на М-2 Плэймейкер решил вкрутить домой пораньше. Затарившись водой и плюшками в магазине, пожелали ему удачи и неспешно поехали по асфальту на восток. Только в самом начале дороги нас напрягали камазы с бураком, а потом была абсолютная тишина без машин и деревень. Высокие березы в лесополосах с густой тенью на асфальте, пологие холмы, красивые поля и частые памятники ВОВ (танкистам, артиллеристам, особому мотострелковому полку, сапёрам и даже военному корреспонденту с фронта Курской Дуги).
На многих мы останавливались, гуляли, фоткали.
На некоторых памятных монументах есть указатели на другие ближайшие площадки, а часто такие указатели просто встречаются на перекрестках и поворотах дороги.
Где-то на подъездах к Понырям нам позвонил Саша уже из дома в Курске: М-2 наконец занялись и теперь там почти везде не страшно ехать на велосипеде.
А у нас была непростая задача: проехать 30 км отличного асфальта за 5 часов до электрички и мы достойно выполнили её, даже не прибегая к чуть было не состоявшемуся валянию на свежем сене в стоге по дороге :)
Троицкий храм:
На роднике рядом:
У Светы от рюкзака болели плечи - всю поклажу вместе с необъятным спальником Плэймейкера я вёз многоэтажной конструкцией на своём багажнике.
В Полевой в единственном местном летнем кафе рядом с мемориальным парком устроили себе обед из селёдки в пряном масле, пожаренных куриных крылышек и Пикура в розлив. Купили на ЖД вокзале билеты на электричку и расположившись лёжа на лавочке в парке двадцать минут погрелись на солнышке подзарядив дополнительно телефон от солнечной батареи.
Внутри здания вокзала в Понырях:
В электричке Орёл-Курск дачников поднабралось только ближе к городу, большую часть пути мы продремали полулежа на лавке хвостового вагона, а велосипеды прислонили в торце салона. Через Боевку быстро доехали до дома, отмылись и ближе к полуночи отправились спать довольные друг другом и проведенными выходными. Размышляя, что довольно крупный в целом поход закончился на нас двоих :)
Все (а не только выложенные в отчете) фотки в альбоме:
http://fotki.yandex.ru/users/akwa38/album/166718/?p=1Трек пути первого дня:
http://connect.garmin.com/activity/110260564Второго дня:
http://connect.garmin.com/activity/110260605