3 день похода (25 мая, вторник)Мезмай – Гуамское ущелье – Гуамка – Нижегородская – Гуамка – перевал – Армянский – Черниговское – УЖД – Отдаленный (Шпалорез)За ночь все привыкли к шуму горной реки рядом. Солнце утром взошло с равнинной части и в ущелье сразу стало тепло. Из укупоренной "полиэтиленовой" палатки первым вылез Миша и широко вдохнул воздуха.
Позавтракав и неспешно собравшись мы выдвинулись в низ по течению - в самую глубь Гуамского ущелья следуя по нитке узкоколейной ЖД.
Речка ушла глубоко вниз, проточив скалы.
Пологая часть была пройдена, стены сжимались над нами, постепенно сужая тропинку-полочку вдоль рельсового пути.
Местами ЖД пересекала притоки-ущелья мелкими и большими мостами.
Все мосты сделаны просто из рельс - скрученных или сваренных друг с другом. Иногда для усиления конструкции сверху по полотну уложены трубы.
Местами ехать становилось реально опасно - какой-нить крупный камешек, подвернется колесо и можно насмерть соскочить с обрыва.
Некоторые участки явно реставрировались после оползней и размывов - на них поставлена свежее ограждение из забетонированных труб и натянутого через них стального троса. В паре мест на ущелье есть летницы-спуски к воде внизу
В итоге мы прибыли на "гостевую" станцию. От неё в сторону Гуамки ходит полноценный туристический поезд (из двух вагонов), а к Мезмаю - только вот такой рельсовый драндулет из-за размыва пути.
На станции пришлось подождать прибытие поезда и потом протиснуться мимо него на широком участке, т.к. пешеходная дорожка вдоль путей дальше не позволит разминуться с локомотивом в ущелье.
Посмотрели и на давно упавший состав в реку.
В итоге мы вдоль ЖД вышли к шлагбауму на путях (за вход через который с туристов берут деньги) и станции Гуамка.
Станция сделана под туристов - тротуарная плитка, роскошного вида замок-отель прямо на перроне.
Внезапно от перрона начинается асфальт: целое асфальтовое кольцо - разворот конечных маршруток-газелей.
После гравийных горных дорог, после частой пешки вдоль ЖД или непосредственно по шапалам - мы начинаем крутить друг за другом на этом небольшом асфальтовом кружке, смеемся, играем в догонялки на фоне удивленных водителей маршруток.
У маршрутчиков же спрашиваем дорогу (как после оказалось - зря). Живо вкручиваем 30+ по ветру. Пролетаем несколько километров как на крыльях несмотря на тяжесть баулов. Пролетаем и нужный нам поворот. Долго и мучительно возвращаемся против ветра. Но куда не тыкаемся по нужному нам направлению с дороги - везде слабо проходимые броды лесовозных дорог через речку.
В итоге возвращаемся назад в Гуамку и в деревне спрашиваем в одном из домов дорогу через перевал на Черниговское. Местная женщина говорит нам, что дорога есть и указывает её начало, но остались ли там деревянные мосты - она сомневается. Уже лет 20 никто через перевал не ездил - все ездят в большой обход по асфальту, да и то в Черниговское не часто. Есть ли кто еще живой в хуторе Армянский за перевалом - она не знает.
Казалось бы всего десяток километров отделяет от другой долины через гору, а местные совсем не знают, есть ли там за горой жизнь.
Устроив перекус у деревенского магазина начинаем подъем по грунтовой дороге в гору. Вначале дорога наезжена (рубят и возят тракторами лес, но для себя и стройки, а не в промышленных масштабах). С набором высоты лес вокруг становится плотней, а колея страшней и непроходимей.
Я с тихим ужасом думаю, как будем переправляться, если мосты все сгнили и рухнули - назад пути фактически не будет. Глина чуть подсохла сверху, но стоит наступить - тонкая корочка лопается и нога по щиколотку увязает в жиже. На колеса наматывается липкая сместь с мелкими камешками - клиня их насмерть. Велосипед проще нести, чем тащить рядом. Густой подлесок по краям дороги не дает выбраться в него даже на шаг. Приходится с велосипедом прыгать между наиболее сухими участками, часто переставляя его и используя как опору в совсем гиблых местах.
Уже выбрав всю высоту находим брошенный трактор. С цепями на колесах, лопатой, оборванным могучим тросом и массой следов гусеничной техники.
Хотели его вытащить, да так и бросили. Сложно сказать насколько давно - может быть прошлым летом, а может и этой весной. Он хорош врос в каменистую глину левым боком.
Спуск прошел на удивление просто - грязь в основе своей кончилась, спускались по колейной лесовозке быстро. А где-то совсем рядом нужно будет устраивать переправы через реки.
И вот мы выныриваем наконец на равнину из леса - прямо перед носом у едущего по накатанному грунтовому автобану Камаза с щебнем. Водитель был удивлен не меньше нашего. Спрашиваем у него дорогу - говорит впереди новый бетонный мост (да и все мосты отстроены вместо деревянных) и вообще они тут дорогу строят. До Черниговской будет асфальт.
Радуемся своему везению. Вкручиваем по грунту, а потом и по асфальту. Один раз делаем остановку для починки вела, а Саша Ртищев просто так рядом с собой находит в расколотом булыжнике окаменелости молюска-аммонита древнего океана (это из района 50 млн. лет назад!).
Въехав в Черниговское узнаем насчет поездов, думаем про стоянку где-нить рядом, а нас местные посылают в центр поселка к пересечению дороги с ЖД где мы видим стоящий поезд. Он отходит через полчаса на Шпалорез (пос. Отдаленный). Невиданная удача! Грузимся в единственный прицепной вагон (локомотив сам полу-пассажирский), закупаем еды в местном магазинчике, устраиваем перекус тут же в вагоне.
Помаленьку к отправлению подтягиваются местные жители. Удивляются велосипедистам. Жизнь здесь спокойна и размерена. Хуторки дальше в горах живут если не заготовкой леса (пару вагонов с которым ежедневно таскает этот же тепловоз), то натуральным хозяйством. Кто-то везет антифриз для машины, кто-то - лезвия для мотокультиватора, кто-то - мешок с крупой.
Местные искренне не понимают, зачем мы поехали в горы, да еще и на велосипедах.
Едем сидя на мешках и шпалах прямо у открытого проема. Поезд боязно ползет по разбитой дороге в ущелье, пересекает самодельные мосты (тоже из рельс) над размывами, качается на провисших рельсах. Иногда выползает на пологие участки и набирает ход. Делает редкие остановки в хуторах, полузаброшенных, где сходит или садится один-два человека и видно, что в последнем доме горит свет.
Чувствуется, как дорога набирает высоту, постепенно холодает, темнеет. Машинист включает тусклое освещение из двух висящих на проводах лампочек. Паша засыпает где-то на мешках.
В Шпалорез приезжаем уже совсем затемно. Холодно, сыро и темно, лужи вокруг на дороге - днём тут был дождь. Благодарим машиниста, который "паркует" поезд и идет домой спать.
А сами двигаемся к реке в темноте по разбитой грунтовки по краю деревни пытаясь хоть как-то согреться вкручивая. Луна хорошо освещает дорогу, но камни и лужи коварны. Река привычно шумит на перекатах впереди.
Разбиваем лагерь на берегу реки Пшехи, на краю деревни, сразу у подъема дороги к Грачевскому перевалу. Готовим поздний ужин, едим и все разбегаемся спать - был очень насыщенный день, а завтра - восхождение на перевал.