Правила форума
Регистрация

Вход


Направление, а не дорога

Сообщение » 05 фев 2008, 21:48

В России с давних времен принято оперировать понятием <направление>, а не <дорога>.


Велосипед как транспортное средство обладает одним неоспоримым преимуществом: на нём можно проехать практически везде, а где нельзя - можно его пронести. Разглядывая карту или спутниковые снимки можно планировать где и с какой скоростью вы будете ехать или идти. Попробуем систематизировать названия, графические обозначения и классифицировать дороги.

Отталкиваться будем от топографического обозначения (в курсиве - официальная трактовка):



1. Автострада

Шоссейная автомобильная дорога с разделительной полосой и шириной более 5 метров.


Автомагистраль

Трасса федерального значения улучшенной конструкции: не менее двух полос движения в каждую сторону, островок безопасности в центре дороги, широкая асфальтированная обочина. При строительстве дороги должны выдерживаться строгие нормы к допустимым уклонам (выравнивают рельеф до 6%).

Если на дороге присутствует соответствующий знак (уходящая вдаль белая трасса, мост через неё на зеленом фоне) то движение велосипедистов по ней запрещено. Однако наличие хороших обочин, хорошего асфальта и прямого маршрута часто перевешивает обилие большегрузных машин, высокий трафик и загазованность пути.

Типичный пример автомагистрали по качеству и оформлению дороги (но не её значению и загруженности) - отдельными участками дорога Курск-Курчатов.

 

Трасса федерального значения

То же самое, но без <улучшенной конструкции>. Обычно по одной узкой полосе в каждую сторону, пропадаются обочины, центральные островки безопасности. Дорога может проходить с уклонами до 12%. На практике - часто круче. Немаловажный момент -  узкие мосты. Часто две встречные фуры разъезжаются зеркалами, только оставляя след колес каждая по своей обочине. Места для велосипедиста там нет.

Обычно высокий уровень большегрузного трафика сочетается здесь с узким полотном, разбитым асфальтом и отсутствием обочин. А так же присутствием хороших горок в пути. При таких условиях этих дорог лучше избегать.

Типичный пример: трасса М2 (особо после Верх. Медведицы дальше на север).





2. Шоссе

Шоссейная дорога шириной 3-5 метров


Автодорога областного/районного значения

Главное отличие от предыдущего типа - отсутствие разделительной полосы. В большинстве случаев это будет дорога того же качества и ширины, но без полосы посередине и разметки по обочине. Возможно, будет и раздолбанный старый асфальт. Но в любом случае - не так много автомобилей.

Малый трафик и, как правило, хороший асфальт таких дорог позволяет отлично прокатится, вдыхая свежий воздух без боязни быть раскатанным какой-нить фурой.

Типичный пример: дорога Курск-Черемушки или Фатеж-Золотухино.





3. Дорога с улучшенным покрытием

Автодорога с улучшенным покрытием, пригодная для движения в любое время года. Шириной менее 3 метров.


Дорога с твердым покрытием

Под твердым покрытием понимают всё, в том числе и асфальт. Но в основном имеют в виду щебень. Часто это старая грунтовая дорога, которую засыпали крупным щебнем ~10 лет назад (а потом на будущее - хотели заасфальтировать). Она не раскисает совсем в грязевую жижу. В сухую погоду это плотная грунтовка, отмеченная небольшими камнями в колее и частыми выходами чистой гравийно-каменистой породы в низменностях. Иногда такой тип дороги образовывается из бетонки, разбитой техникой и временем.

На велосипеде ехать по такой дороге либо напряжно, либо сущий ад (по грейдеру крупного щебня) - порой проще уж рядом по полю.

Пример: дорога в полях где-то между Зорино и Толмачево.



Бетонка

Обычно однополосная дорога, сложенная из узких (100-125 см) длинных бетонных плит, которые образуют определенной ширины приподнятую над землей колею (обычную или <танковую>). Часто используют и обычные сплошные бетонные плиты, уложенные в ряд в уровень земли.

Основной особенностью таких дорог является организация, ради которой они создавались. Чаще всего такая дорога приводит к шлагбауму полевого военного объекта (танкового полигона, станции РЛС) или воротам военной части. Реже - к пионерлагерю или, например, водозабору.

Пример: колейная бетонка от щигровской трассы на юг до в/ч в Халино.






4. Грунтовая дорога

Плохо обслуживаемая дорога, пригодная только для медленной езды.


Полевая дорога

Типичная грунтовая полевая дорога на среднерусской возвышенности является географическим местом точек путей, по которым кто-то проехал в этой местности. Если по ней ездят часто - дорога накатана, утрамбован грунт, меньше кочек. Хуже всего, когда полевая дорога из года в год трамбуется комбайнами и прочей сельхоз техникой, а в итоге - ведет куда-нибудь на край поля и там обрывается. Уходящий в нужном направлении поворот - часто делает после крутой крюк и в итоге уводит не в ту сторону. В поле практически не бывает длинных прямых дорог, которые бы гарантировано приводили из точки А в точку Б.
Так же неприятный момент может быть в том, что отчетливо видимая на снимке и обозначенная на карте дорога 3-5 летней давности на реальной местности сейчас не существует - перекроили и распахали поле. При ориентировании надо проявлять осторожность и недоверие к картам/снимкам. Во время полевых работ вы можете проехать по дороге с краю поля в одну сторону и не вернуться по ней назад, т.к. её буквально у вас на глазах распахают.

В дождь даже хорошо укатанные полевые дороги на черноземных грунтах быстро теряют проходимость. Через 20-30 минут после начала сильного дождя по ним скорее придется идти в грязи, чем ехать: земля скользит, липнет и <наматывается> на колеса.

Полевые дороги часто пересекаются или делают плавные (почти незаметные) повороты по границе пашни. Полное отсутствие ориентиров в холмистых распаханных балках может сыграть злую шутку, особенно в сумерках и ночью. В мелких деревнях часто нет фонарных столбов (или нет там лампочек), а небольшие окна одноэтажных деревянных домов видны ночью начиная только с 3-5 км. Ночью, в облачную погоду ориентироваться в поле сложнее, чем в открытом море - глазу не за что ухватится, а прямого пути по азимуту не существует.

Пример: полевые дороги в черноземных полях юго-западней Ноздрачево.



Лесная дорога

То же самое, только в лесу. Грибники, охотники, рыбаки и туристы обычно едут (на УАЗиках и Нивах) с какой-то собственной целью. Редко лесная дорога соединяет два населенных пункта на окраинах леса (проще обычно лес обогнуть). Лесные дороги часто оканчиваются глухими тупиками или отдельными полянами в чаще, где автомобиль оставляется на время охоты, а дальше идут пешком.

Ориентироваться в большом лесу очень сложно. Вы никогда не можете двигаться строго прямо и при этом не имеете возможности оценить изгиб пройденного пути. Приятно иметь с собой компас (а лучше GPS). Однако в нужном направлении часто может не быть никакой дороги. Карты обычно не соответствуют местности в виду древности (пара лет в лесу и дорога заросла до заваленной тропинки). А спутниковые снимки слабо показывают даже крупные лесные дороги под кронами деревьев.

Для лиственного леса неприятной особенностью является невысыхающая грязь и комары даже в засушливое время. Сочетание лесных черноземов с болотистой местностью дают ужасные глубокие и мягкие грязевые колеи с постоянно стоящей водой. А в сухих сосновых лесах мелкий и глубокий песок лесных дорог делает продвижение на велосипеде не менее сложным, однако дождливая погода способствует повышению проходимости на песке.

Напротив, в лиственных лесах дождь (даже прошедший неделю назад) делает из дороги слабо проходимое грязевое болото и утраивает количество комаров.

Пример: болотистые дороги Банищанского леса или песчаные дороги Клюквы






5. Тропа

Широкая (от 0.5 метра) пешеходная тропа или старая дорога, хорошо видимая на местности


Полевая тропа

В поле более распространены старые дороги, чем тропы. Обозначенные на карте пешеходные тропы обычно прокладываются через болота или до брода/мостика через речку между двумя деревнями. Часто полевая тропа нахожена для выпаса скота или рыбалки и обрывается у реки (без брода).

При прокладывании маршрута, встретив на карте именно полевую тропу, стоит задуматься о причинах её возникновения. Вероятней всего встретить там болото, крутые овраги, промоины или что-то еще, что помешало сложиться полноценной дороге что-то соединяющей. Тропа - не дорога, и за год могла полностью исчезнуть до непроходимой местности, если ей не пользуются регулярно.



Лесная тропа

Любая лесная дорога, по которой прекращают ездить - быстро (через год-два) превращается в лесную тропу. Нахоженные тропы бывают только рядом с крупным населенным пунктом (городом). В большом лесу такие тропы - редкость.

В лучшем случае придется переносить велосипед через поваленные бревна раз в 500 метров, в худшем - каждые 5-10 метров. Тропа запросто может растворится в чаще без следа (особенно в хвойном лесу). Часто лесные тропы проходят по противопожарным просекам или под линиями ЛЭП. Стоит отметить, что просеки у нас в стране принято по возможности рубить по линии север-юг (вспомогательные - запад-восток).



Тропинка

Узкая тропа (менее полуметра шириной). Такие тропинки не образуются от старых трактов, хотя часто могут проходить по их отрезкам. Если кто-то её вытоптал - то кому-то она нужна. Как на лесной, так и на полевой тропинке обычно очень просто потерять нить пути. Лесная тропинка - обычно сплошной бурелом или часто звериная, а не людская тропа. В этом плане стоит смотреть на крупные достаточно старые ветки на уровне груди/пояса. На картах тропинки не обозначают, и увидеть их на спутниковых снимках невозможно. На тропинку можно попасть ошибочно приняв её за тропу и уйти по ней до места, в котором начнутся сомнения относительно самого направления обратного пути.

С велосипедом на тропинки вдали от городов лучше не выезжать - потеряете время и не факт что не потеряете тропу.






На картах (в том числе и современных электронных) часто даются неверные сведения о дорогах относительно текущего их состояния. Поэтому при выборе неизвестного ранее пути всегда стоит ориентироваться на дорогу, на класс ниже обозначенной. Картам вообще не стоит доверять ;)

Спутниковые снимки высокого разрешения дают хорошее представление о ширине дороги и часто - о её покрытии. При возможности стоит сравнить несколько снимков разных лет (обычно совсем свежих снимков никогда не бывает), чтобы оценить качество дороги к времени выезда.
Хорошая полевая дорога всегда светлей, чем остальной фон. Если это тёмная полоса - значит это мокрая чернозёмная грязь, на которую лучше не выезжать даже в сухую погоду.

Обращайте внимание на тени от деревьев, чтобы не путать лесные дороги с противопожарными просеками. Автомобильная колея и шире всегда видна на снимке леса, даже с плотными кронами. Всё что _у_же и смотрится сверху как дорога/тропинка отдельными просветами связанной линии сквозь кроны - может быть чем угодно, вплоть до непроходимого болотистого ручейка через деревья.

Различные полуавтоматические системы распознавания дорог по спутниковым и снимкам аэрофотосъемки работают не только на выделении контуров в видимом спектре фотографии, но и на инфракрасном слое. Используя эту дополнительную информацию можно так же легко различать сырые болотистые участки, тип лиственного леса и проч. картографические вкусности. Но получить полный комплект снимков (со всеми слоями) довольно трудно и дорого, а автоматические системы и с доп.слоем тоже часто ошибаются в распознавании при составлении векторных карт.


Верно выбирайте направление! И удачи в выбранном пути!
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 05 фев 2008, 22:12

Вдохновленный хз когда вполне серьезной статьей http://www.velo.nnov.ru/?id=3381 почитал всяческих топографических справочников и просто туристических форумов, что в итоге получился собственный классификатор дорог с велосипедной направленностью. Хотел проиллюстрировать картинками (с карт и гугль-ёрс), но руки так и не дошли. Чем написанная статья пылится у меня на винчестере - пусть лучше разбавит сложившуюся в последнее время гоночную тематику туристическими нотками :)
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Вернуться к началу