В России с давних времен принято оперировать понятием <направление>, а не <дорога>.
Велосипед как транспортное средство обладает одним неоспоримым преимуществом: на нём можно проехать практически везде, а где нельзя - можно его пронести. Разглядывая карту или спутниковые снимки можно планировать где и с какой скоростью вы будете ехать или идти. Попробуем систематизировать названия, графические обозначения и классифицировать дороги.
Отталкиваться будем от топографического обозначения (в курсиве - официальная трактовка):
1. Автострада
Шоссейная автомобильная дорога с разделительной полосой и шириной более 5 метров.
Автомагистраль
Трасса федерального значения улучшенной конструкции: не менее двух полос движения в каждую сторону, островок безопасности в центре дороги, широкая асфальтированная обочина. При строительстве дороги должны выдерживаться строгие нормы к допустимым уклонам (выравнивают рельеф до 6%).
Если на дороге присутствует соответствующий знак (уходящая вдаль белая трасса, мост через неё на зеленом фоне) то движение велосипедистов по ней запрещено. Однако наличие хороших обочин, хорошего асфальта и прямого маршрута часто перевешивает обилие большегрузных машин, высокий трафик и загазованность пути.
Типичный пример автомагистрали по качеству и оформлению дороги (но не её значению и загруженности) - отдельными участками дорога Курск-Курчатов.
Трасса федерального значения
То же самое, но без <улучшенной конструкции>. Обычно по одной узкой полосе в каждую сторону, пропадаются обочины, центральные островки безопасности. Дорога может проходить с уклонами до 12%. На практике - часто круче. Немаловажный момент - узкие мосты. Часто две встречные фуры разъезжаются зеркалами, только оставляя след колес каждая по своей обочине. Места для велосипедиста там нет.
Обычно высокий уровень большегрузного трафика сочетается здесь с узким полотном, разбитым асфальтом и отсутствием обочин. А так же присутствием хороших горок в пути. При таких условиях этих дорог лучше избегать.
Типичный пример: трасса М2 (особо после Верх. Медведицы дальше на север).
2. Шоссе
Шоссейная дорога шириной 3-5 метров
Автодорога областного/районного значения
Главное отличие от предыдущего типа - отсутствие разделительной полосы. В большинстве случаев это будет дорога того же качества и ширины, но без полосы посередине и разметки по обочине. Возможно, будет и раздолбанный старый асфальт. Но в любом случае - не так много автомобилей.
Малый трафик и, как правило, хороший асфальт таких дорог позволяет отлично прокатится, вдыхая свежий воздух без боязни быть раскатанным какой-нить фурой.
Типичный пример: дорога Курск-Черемушки или Фатеж-Золотухино.
3. Дорога с улучшенным покрытием
Автодорога с улучшенным покрытием, пригодная для движения в любое время года. Шириной менее 3 метров.
Дорога с твердым покрытием
Под твердым покрытием понимают всё, в том числе и асфальт. Но в основном имеют в виду щебень. Часто это старая грунтовая дорога, которую засыпали крупным щебнем ~10 лет назад (а потом на будущее - хотели заасфальтировать). Она не раскисает совсем в грязевую жижу. В сухую погоду это плотная грунтовка, отмеченная небольшими камнями в колее и частыми выходами чистой гравийно-каменистой породы в низменностях. Иногда такой тип дороги образовывается из бетонки, разбитой техникой и временем.
На велосипеде ехать по такой дороге либо напряжно, либо сущий ад (по грейдеру крупного щебня) - порой проще уж рядом по полю.
Пример: дорога в полях где-то между Зорино и Толмачево.
Бетонка
Обычно однополосная дорога, сложенная из узких (100-125 см) длинных бетонных плит, которые образуют определенной ширины приподнятую над землей колею (обычную или <танковую>). Часто используют и обычные сплошные бетонные плиты, уложенные в ряд в уровень земли.
Основной особенностью таких дорог является организация, ради которой они создавались. Чаще всего такая дорога приводит к шлагбауму полевого военного объекта (танкового полигона, станции РЛС) или воротам военной части. Реже - к пионерлагерю или, например, водозабору.
Пример: колейная бетонка от щигровской трассы на юг до в/ч в Халино.
4. Грунтовая дорога
Плохо обслуживаемая дорога, пригодная только для медленной езды.
Полевая дорога
Типичная грунтовая полевая дорога на среднерусской возвышенности является географическим местом точек путей, по которым кто-то проехал в этой местности. Если по ней ездят часто - дорога накатана, утрамбован грунт, меньше кочек. Хуже всего, когда полевая дорога из года в год трамбуется комбайнами и прочей сельхоз техникой, а в итоге - ведет куда-нибудь на край поля и там обрывается. Уходящий в нужном направлении поворот - часто делает после крутой крюк и в итоге уводит не в ту сторону. В поле практически не бывает длинных прямых дорог, которые бы гарантировано приводили из точки А в точку Б.
Так же неприятный момент может быть в том, что отчетливо видимая на снимке и обозначенная на карте дорога 3-5 летней давности на реальной местности сейчас не существует - перекроили и распахали поле. При ориентировании надо проявлять осторожность и недоверие к картам/снимкам. Во время полевых работ вы можете проехать по дороге с краю поля в одну сторону и не вернуться по ней назад, т.к. её буквально у вас на глазах распахают.
В дождь даже хорошо укатанные полевые дороги на черноземных грунтах быстро теряют проходимость. Через 20-30 минут после начала сильного дождя по ним скорее придется идти в грязи, чем ехать: земля скользит, липнет и <наматывается> на колеса.
Полевые дороги часто пересекаются или делают плавные (почти незаметные) повороты по границе пашни. Полное отсутствие ориентиров в холмистых распаханных балках может сыграть злую шутку, особенно в сумерках и ночью. В мелких деревнях часто нет фонарных столбов (или нет там лампочек), а небольшие окна одноэтажных деревянных домов видны ночью начиная только с 3-5 км. Ночью, в облачную погоду ориентироваться в поле сложнее, чем в открытом море - глазу не за что ухватится, а прямого пути по азимуту не существует.
Пример: полевые дороги в черноземных полях юго-западней Ноздрачево.
Лесная дорога
То же самое, только в лесу. Грибники, охотники, рыбаки и туристы обычно едут (на УАЗиках и Нивах) с какой-то собственной целью. Редко лесная дорога соединяет два населенных пункта на окраинах леса (проще обычно лес обогнуть). Лесные дороги часто оканчиваются глухими тупиками или отдельными полянами в чаще, где автомобиль оставляется на время охоты, а дальше идут пешком.
Ориентироваться в большом лесу очень сложно. Вы никогда не можете двигаться строго прямо и при этом не имеете возможности оценить изгиб пройденного пути. Приятно иметь с собой компас (а лучше GPS). Однако в нужном направлении часто может не быть никакой дороги. Карты обычно не соответствуют местности в виду древности (пара лет в лесу и дорога заросла до заваленной тропинки). А спутниковые снимки слабо показывают даже крупные лесные дороги под кронами деревьев.
Для лиственного леса неприятной особенностью является невысыхающая грязь и комары даже в засушливое время. Сочетание лесных черноземов с болотистой местностью дают ужасные глубокие и мягкие грязевые колеи с постоянно стоящей водой. А в сухих сосновых лесах мелкий и глубокий песок лесных дорог делает продвижение на велосипеде не менее сложным, однако дождливая погода способствует повышению проходимости на песке.
Напротив, в лиственных лесах дождь (даже прошедший неделю назад) делает из дороги слабо проходимое грязевое болото и утраивает количество комаров.
Пример: болотистые дороги Банищанского леса или песчаные дороги Клюквы
5. Тропа
Широкая (от 0.5 метра) пешеходная тропа или старая дорога, хорошо видимая на местности
Полевая тропа
В поле более распространены старые дороги, чем тропы. Обозначенные на карте пешеходные тропы обычно прокладываются через болота или до брода/мостика через речку между двумя деревнями. Часто полевая тропа нахожена для выпаса скота или рыбалки и обрывается у реки (без брода).
При прокладывании маршрута, встретив на карте именно полевую тропу, стоит задуматься о причинах её возникновения. Вероятней всего встретить там болото, крутые овраги, промоины или что-то еще, что помешало сложиться полноценной дороге что-то соединяющей. Тропа - не дорога, и за год могла полностью исчезнуть до непроходимой местности, если ей не пользуются регулярно.
Лесная тропа
Любая лесная дорога, по которой прекращают ездить - быстро (через год-два) превращается в лесную тропу. Нахоженные тропы бывают только рядом с крупным населенным пунктом (городом). В большом лесу такие тропы - редкость.
В лучшем случае придется переносить велосипед через поваленные бревна раз в 500 метров, в худшем - каждые 5-10 метров. Тропа запросто может растворится в чаще без следа (особенно в хвойном лесу). Часто лесные тропы проходят по противопожарным просекам или под линиями ЛЭП. Стоит отметить, что просеки у нас в стране принято по возможности рубить по линии север-юг (вспомогательные - запад-восток).
Тропинка
Узкая тропа (менее полуметра шириной). Такие тропинки не образуются от старых трактов, хотя часто могут проходить по их отрезкам. Если кто-то её вытоптал - то кому-то она нужна. Как на лесной, так и на полевой тропинке обычно очень просто потерять нить пути. Лесная тропинка - обычно сплошной бурелом или часто звериная, а не людская тропа. В этом плане стоит смотреть на крупные достаточно старые ветки на уровне груди/пояса. На картах тропинки не обозначают, и увидеть их на спутниковых снимках невозможно. На тропинку можно попасть ошибочно приняв её за тропу и уйти по ней до места, в котором начнутся сомнения относительно самого направления обратного пути.
С велосипедом на тропинки вдали от городов лучше не выезжать - потеряете время и не факт что не потеряете тропу.
На картах (в том числе и современных электронных) часто даются неверные сведения о дорогах относительно текущего их состояния. Поэтому при выборе неизвестного ранее пути всегда стоит ориентироваться на дорогу, на класс ниже обозначенной. Картам вообще не стоит доверять
Спутниковые снимки высокого разрешения дают хорошее представление о ширине дороги и часто - о её покрытии. При возможности стоит сравнить несколько снимков разных лет (обычно совсем свежих снимков никогда не бывает), чтобы оценить качество дороги к времени выезда.
Хорошая полевая дорога всегда светлей, чем остальной фон. Если это тёмная полоса - значит это мокрая чернозёмная грязь, на которую лучше не выезжать даже в сухую погоду.
Обращайте внимание на тени от деревьев, чтобы не путать лесные дороги с противопожарными просеками. Автомобильная колея и шире всегда видна на снимке леса, даже с плотными кронами. Всё что _у_же и смотрится сверху как дорога/тропинка отдельными просветами связанной линии сквозь кроны - может быть чем угодно, вплоть до непроходимого болотистого ручейка через деревья.
Различные полуавтоматические системы распознавания дорог по спутниковым и снимкам аэрофотосъемки работают не только на выделении контуров в видимом спектре фотографии, но и на инфракрасном слое. Используя эту дополнительную информацию можно так же легко различать сырые болотистые участки, тип лиственного леса и проч. картографические вкусности. Но получить полный комплект снимков (со всеми слоями) довольно трудно и дорого, а автоматические системы и с доп.слоем тоже часто ошибаются в распознавании при составлении векторных карт.
Верно выбирайте направление! И удачи в выбранном пути!