Правила форума
Регистрация

Вход


Как пойти в туристический велопоход с ВелоКурском

Сообщение » 08 апр 2012, 03:19

Каждую весну на форум прибывает некоторое количество новых людей, желающих принять участие в наших велопоходах.
Тёплый сезон традиционно начинается с весеннего велопохода серии Карыж, участие в котором вызывает у неподготовленных велосипедистов ряд однотипных вопросов. Эта тема - попытка дать ответы на большинство их них, осветив таким образом все основные аспекты хождения с нами в легкие туристические велопоходы по Курской области. Для более сложных походов нужен иной инвентарь, подготовка и опыт - про них речь в этой теме идет лишь частично.

Ниже получается своеобразный FAQ, вопросы и ответы в который будут добавляться по мере их возникновения. В теме приветствуются корректировки ответов, которые я буду вносить в это первое сообщение.


1. Могу ли я поехать с вами? Какие требования к человеку/велосипеду?


Звучит глупо, но до похода вы обязательно должны кататься на велосипеде и не только по двору/парку! :)
Чтобы идти с нами, вы должны быть в состоянии проехать дистанцию не менее 50 км за один день. Это совсем не сложно.
Чтобы опробовать свои силы я советую прокатится по асфальту до Свободы/Курчатова с обедом в конечной точке, а потом возвращением назад в Курск своим ходом - это примерно 30 км в одну сторону от границы Курска.

Велосипед должен иметь удовлетворительное техническое состояние - все узлы должны быть исправны и хорошо работать: нет люфтов, колеса без восьмёрок и легко крутятся, тормоза тормозят, передачи переключаются чётко, цепь смазана, ничего нигде не трёт, не стучит и не скрипит.

Я крайне не рекомендую идти в поход на всеразличных Ашанбайках и прочих поделках китайской промышленности с необычной геометрией рамы и/или задним амортизатором, которые стоят на рынке меньше 10 тыс. руб. С ними будет много проблем, вынужденных остановок на мелкий ремонт в пути и крупный ремонт каждый день на стоянках. К тому же такие велосипеды "не катят" - то бишь требуют очень много сил на поддержание движения даже на небольшой скорости.

Вы должны иметь общее представление об устройстве основных узлов велосипеда, а желательно обладать базовыми навыками ремонта (например уметь самостоятельно заклеить прокол камеры колеса). Мы всегда готовы помочь вам с ремонтом и техническим обслуживанием, но хорошо, если вы можете делать это без посторонней помощи сами.

2. Каковы дневные дистанции? Какой темп движения?


Дневной пробег обычно составляет 50-80 км. Новичку эта цифра может показаться страшной (и она таковой и является, если до этого не кататься), однако если взять время дневного пробега (за вычетом стоянок, обеда и остановок) в 6 часов, то средняя скорость выходит меньше 15 км/час.
На самом деле нужно рассчитывать на среднюю скорость в 20 км/час, а крейсерскую 25 км/час. Оставшийся запас времени тратится на непредвиденные остановки: проколы/осмотр достопримечательностей/сусаниводство по незнакомой местности и т.п.

То бишь вы должны быть способны ехать продолжительное время со скоростью 25 км/час по равнинной местности без ветра.

3. Как ехать в группе?


В велопоходе обычно принимает участие группа численностью в 15-20 человек. Все участники группы должны соблюдать ПДД на дорогах общего пользования и беспрекословно слушаться руководителя велопохода на маршруте. Руководитель обязан следить за физическим состоянием всех участников и выбирать подходящую скорость ведения группы по маршруту, а при необходимости - принимать решение об его изменении. Он же принимает решение о снятии любого из участников с маршрута.

Очень важный принцип - не обгоняйте руководителя похода без согласования с ним конечной точки встречи всей группы. Сейчас мы всё чаще используем рации, но даже с их помощью очень сложно собрать разбросанную на незнакомой местности группу, часть которой повернула "не туда".
Так же важно - не останавливайтесь, не предупредив хотя бы двух человек из группы, а лучше - руководителя группы. Если вы едете в хвосте группы и вдруг решили остановиться отдохнуть - вас могут просто потерять.

Мы всегда стараемся ехать плотной группой (в одну шеренгу или попарно, где позволяет ширина дороги) держа темп по последнему (самому слабому) участнику группы. Если скорость последнего участника падает ниже необходимой на маршруте - стараемся помочь как советами, так и разгрузкой вещей отстающего на других более сильных товарищей, организуем более длительные остановки для отдыха. Если это не помогает - мы вынуждены предложить такому участнику покинуть группу: либо воспользоваться транспортом (обычно поездом) для снятия с маршрута домой, либо (в исключительных случаях) продолжить движение в своём темпе, но уже не с нами.

Мы всегда ждём всех отстающих наверху горок, на перекрестках и развилках грунтовых дорог, у магазинов и просто на небольших остановках. Мы всегда стараемся дать время на отдых людям, которые приехали последними, а не сразу стартовать группой дальше в момент их прибытия.

Преодоление рельефа местности является самым сложным испытанием. Мы расскажем и покажем как правильно и эффективно ехать на велосипеде в гору, будем помогать советами, будем ждать и даже толкать при необходимости. Но ещё лучше, если вы потренируетесь сами въезжать в горки заранее в обычных дневных покатушках по городу. Если вы можете подняться по ул.Мирной или ул.Лысая Гора не слазя с велосипеда - я за вас спокоен :)

Кроме проблемы слабых участников есть проблема участников сильных, которые морально не могут ехать медленно (~20-25 км/час). Таким участникам рекомендуется либо вовсе не принимать участие в наших велопоходах (ориентированных на новичков), либо отделиться в самостоятельную группу с отдельным руководителем и встречаться с основной группой только на достопримечательностях и стоянках.

4. Нужен ли багажник/баул? Достаточно ли будет просто небольшого рюкзака?


Багажник на велосипеде желателен - на него можно поместить всю или большую часть вещей, взяв с собой маленький легкий рюкзак или путешествую вовсе без рюкзака.
В среднем объем вещей на одного человека не превышает 20 литров с весом не более 15 кг - проще всего всё это засунуть в специфическую сумку-баул на багажнике велосипеда, а самому ехать с открытой спиной (а не потеть под тяжелым, мешающим рюкзаком).

Если у вас нет багажника - заранее поговорите с другими участниками похода о возможном распределении вещей. Тащить на себе несколько дней подряд тяжелый рюкзак очень напряжно, а с обменом есть шанс сделать его объемным, но лёгким (поменяв например палатку на два спальника).

5. Одежда: что с собой брать?


Это самый частый вопрос, персональный ответ на который каждый получает для себя с личным опытом туристических походов.
Вы должны иметь три комплекта одежды: для езды по жаре, для езды по холоду, для лагерной стоянки и сна. Причем речь не идет об отдельных комплектах вещей. Необходимо наиболее полно использовать одни и те же универсальные вещи для разных условий. К примеру вы едете в майке и шортах, в случае холода надеваете поверх спортивные штаны и кофту и в них же готовите на костре, спите в палатке.

В движении крайне удобно использовать специализированную велосипедную одежду (веломайка, велотрусы "с памперсом", велочулки) - она комфортна, хорошо отводит пот, быстро сохнет. Поверх можно надевать обычную спортивную одежду в случае похолодания и просто на стоянках. В выборе материалов одежды отдавайте предпочтение синтетике, а не хлопку. Последний накапливает пот - именно в хлопке выше шанс замерзнуть на ветру остановившись на отдых после тяжелого подъема в горку.

На стоянках необходима одежда с длинным рукавом и штанами, иначе комары не дадут вам спокойно отдохнуть. Так же неплохо иметь с собой средство типа ДЭТы от комаров, слепней и клещей.

У вас должны быть с собой запасные носки (обычно эта отдельная пара так же используется во время сна), причем обязательно в герметичной упаковке (полиэтиленовом пакете). Сухие ноги в тепле - залог здоровья :)
В случае негативного прогноза и общей дождливой погоды не лишним будет взять с собой обычный полиэтиленовый дождевик.

Старайтесь заранее продумать в чём вы будете ехать при разных погодных условиях, в чём готовить и сидеть у костра, в чём спать.
Удобно составить табличку типа этой, чтобы потом не забыть взять с собой необходимые вещи.

Не берите ничего лишнего! Например, если вам кажется, что без тёплого свитера замёрзнете нафиг, то ещё раз критически просмотрите список остальной одежды и подумайте, насколько тепло будет, если просто всю её одеть сразу - возможно тяжелый и объемный свитер не понадобится тащить ;)

6. Лагерные стоянки, ночлег: какие нужны вещи, что делать, если нет палатки?


Очень удобно разбиться на микро-группы по палаткам. Обычно это группы из двух/трёх человек по количеству спальных мест в конкретной палатке. Один человек из такой микро-группы везёт палатку, остальные везут часть его снаряжения (например кто-то везёт свой и чужой спальники).

Если у вас нет палатки, то договаривайтесь на форуме заранее о месте для ночлега в чужой палатке. Если вы везете свою палатку и у вас есть свободные места - анонсируйте это на форуме.
В любой палатке холодно спать одному. И глупо везти столько пустого лишнего веса, когда в ней могли бы спать ещё несколько человек.

Палатки желательно брать двухслойные, на два-три спальных места, весом не более 3 кг. Лучшая "раскладка": трёхместная палатка в которой спят два парня и девушка посередине :)
Девушке тепло, юношам комфортно (девушка занимает меньше места и приятней под боком чем третий юноша). Один из ребят везёт палатку, другой - горелку и посуду. Каждый везёт свой спальник и свои личные вещи. Девушка едет относительно налегке. Кашеварят тоже вместе: ребята занимаются огнём и подсобной работой по кухне (чистят, режут, носят воду, моют посуду), девушка демонстрирует чудеса кулинарии в походных условиях. В общем - заранее ищите себе девушку в палатку ;)

Кроме места в свой/чужой палатке у вас обязательно должен быть спальник и туристический коврик "пенка" (жаргонное название пошло от технологии производства теплоизоляционных матов из вспененного полиэтилена). Обычная "ижевская" пенка является золотым стандартом в богатом выборе туристических ковриков. Купить её можно в любом спортивном магазине.

Спальный мешок должен иметь комфортную температуру в районе 10-15С и иметь размеры менее объема 3х литровой банки, а вес менее 1,5 кг. Не ведитесь на дешевые синтепоновые спальники из магазинов типа Стройгиганта - они сносно греют, но невозможны к перевозке на велосипеде (займут у вас весь рюкзак). Хороший выбор спальников есть в Триал-Спорте и прочих спортивных магазинах.
Для обычных летних походов по средней полосе России не стоит брать спальник с отрицательными температурами комфорта. Так же при выборе не стоит смотреть на цифру экстремальной температуры - это значение, когда по погоде одетый человек будет постоянно просыпаться от холода в этом спальнике.

7. Еда: где и как мы питаемся?


Походы по Курской области проходят в крайне населенной местности - обычно непосредственно перед обедом или ужином есть возможность купить в магазине все необходимые продукты. При прохождении маршрута по крупным городам мы предпочитаем обедать в пицериях/кафешках.

Особенностью сельских магазинов является непредсказуемое время работы. Поэтому имеет смысл иметь с собой НЗ в виде пакета лапши ~Ролтона. А вот например банку тушенки я тащить не советую. Разве что вы любите конкретную тушенку, которую сложно купить где-то ещё... Вообще у нас ещё не было случаев, чтобы мы остались без ужина :)

Очень удобно использовать современные газовые горелки для приготовления горячей пищи.
Приготовление завтраков, обедов и ужинов в полевых условиях удобно проводить отдельно в составе тех же микро-групп, что и разбивка по палаткам. То бишь из группы в два человека кто-то один везёт палатку, а второй везёт газовую горелку и посуду. Ставят палатку и кашеварят, едят и спят вместе.

В полевых условиях на обед мы обычно не готовим ничего сложней макарон/каши. Если на обеденном привале начать варить настоящую солянку, то есть шанс там и заночевать. Напротив, на ужин обычно готовят что-то особенное и активно хвастаются угощают друг друга. Ужин не обходится без хорошего вина, глинтвейна или пива, но во вполне умеренных количествах :)

Места стоянок выбираются так, чтобы на рядом с ними были источники питьевой воды. Тем не менее будьте готовы везти достаточный запас воды (около литра на человека на стоянку) от последнего на вечер родника/колодца/колонки например в бутылке во флягодержателе. На маршруте так же необходимо иметь небольшой запас питьевой воды/минералки/сока - просто чтобы утолять жажду в пути.
На раму велосипеда имеет смысл поставить два флягодержателя, если под них имеются отверстия. Обычно в стандартный флягодержатель без труда удается запихнуть литровую бутылку минералки/пачку сока.

8. Сколько денег придется потратить на поход?


Кроме затрат на еду (все дни пути) и дорогу (например заброска к началу маршрута поездом) не требуется каких-то дополнительных средств. Однако мы настоятельно рекомендуем иметь с собой запас наличных денег на случай экстренного снятия с маршрута (например при получении травмы, серьезной поломке велосипеда и т.п.). Для путешествий по родной области суммы в 500-1000 рублей обычно хватает в качестве такого НЗ.

В экстренном случае мы безусловно окажем вам необходимую финансовую помощь (в рамках собственных возможностей), но лучше, если вы будете иметь персональный и достаточный запас денег.

9. Кто окажет техническую и медицинскую помощь в походе?


Мы постараемся оказать посильную техническую помощь на маршруте и стоянках, по крайней мере в объеме, чтобы участник мог продолжить движение. Однако стоит понимать, что если у вас вдруг случится авария масштаба поломки рамы, то эвакуация с маршрута частным/общественным авто/ЖД-транспортом является личным делом самого участника. Поэтому перед походом важно проверить техническое состояние велосипеда во избежании неожиданностей.

Мы берем с собой стандартный набор шестигранников, выжимку цепи, набор заплаток для камер и насос. Если у вас есть что-то очень специфическое на велосипеде (например колеса крепятся гайками на 15), то возьмите соответствующий инструмент.

В качестве общей аптечки мы обычно берем с собой хлоргексидин (аналог перекиси водорода - хорошее кровоостанавливающее средство), стерильный бинт, небольшие антисептические лейкопластыри, баралгин, цитромон и но-шпу в таблетках, колдрекс/фервекс в порошках. Если вам необходимо что-то кроме этих препаратов - обязательно возьмите с собой.

В случае травмы участника мы окажем первую медицинскую помощь, а при необходимости приложим все силы к транспортировке пострадавшего до ближайшей больницы/населенного пункта (фельдшера). Так же попробуем найти и связаться с вашими родственниками, если у вас не будет такой возможности.

10. Берете ли вы с собой молодых людей до 18 лет? Какую ответственность несут организаторы похода?


К сожалению сейчас вопрос юридической ответственности за человека не достигшего совершеннолетия требует отдельного решения (явно большего, чем расписка от родителей), поэтому молодых людей не достигших этого возраста мы с собой в походы не берём. Естественно мы не будем требовать от всех участников показывать нам паспорта (который кстати абсолютно необходимо иметь с собой в походе, в герметичной упаковке вместе с полюсом обязательного мед.страхования), чтобы проверить возраст. Но не хотелось бы попасть в тюрьму в случае чрезвычайного происшествия (к примеру, вас насмерть сбил пьяный водитель Камаза).

Все участники велопохода несут персональную ответственность за свои действия, жизнь и здоровье! Организаторы похода не гарантируют сохранение последних, если у человека нет головы на плечах.

11. Кто такие лоси и матрасники?


Лосями принято называть подготовленных физически людей, которые по эмоциональным причинам не могут ехать медленно. Они лосят, то бишь едут быстро, не смотря на остальных участников. Обычно один настоящий лось может "порвать группу" поехав вперед - за ним устремятся все лосята, которые чувствуют в себе силы (многие потом отвалятся от лося и окажутся где-то между лосём и группой растянутые на дороге). С другой стороны настоящие лоси обычно галантны и способны толкать в гору слабых, брать к себе тяжелую снарягу отстающих и прочим всячески помогать остальным участникам.

Матрасники - люди, катающие матрас, то бишь катаются они неспешно и в общем случае медленно. Аналогично лосям, темп движения матрасников зависит скорей не от физической подготовки, а от эмоционального мироощущения. Созерцательная часть и общение для них превалирует в покатушке. Многие матрасники покатав сезон становятся лосями - то бишь начинают получать удовлетворение от скорости и нагрузки, начинаются катать быстро.

Для лосей не важно куда ехать - главное ехать быстро. Для матрасников не важно как ехать, главное куда (на что посмотреть в пути и на месте).

Традиционные весенние велопоходы рассчитаны на матрасников. При непредвиденных обстоятельствах (которые часто встречаются на пересеченной местности в сусаниводческом походе) порой нужно немного полосить, чтобы к примеру успеть на уходящую в Курск последнюю электричку. Но от этого ещё ни один матрасник не сдох, а даже наоборот - все в итоге расценивают такое геройство как приятное разнообразие :)
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Вернуться к началу