Правила форума
Регистрация

Вход


Правила "хорошего тона" в велопоходах и езда в ко

Сообщение » 02 янв 2007, 21:31

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
ПРАВИЛА "ХОРОШЕГО ТОНА" В ВЕЛОПОХОДАХ И ЕЗДА В КОЛЛЕКТИВЕ

Создано по принципу "не можешь как Моцарт - сделай как Киркоров"
По материалам
ВелоПитер
http://velopiter.spb.ru/trips/trules.htm
http://velopiter.spb.ru/drive/group.htm#one
ВелоЛипецк
http://forum.velolipetsk.ru/index.php?s ... wtopic=237

Тем более что все уже в общем придумано. Ну конечно было частично творчески переработано. Предлагается прочитать, осмыслить, обсудить, подредактировать, руководствоваться.

Материал в основном для ПВД и многодневных несложных коллективных походов, разделы: "Езда в коллективе. Правила хорошего тона. Езда на колесе", "организация движения", в разумных объемах применительны и к однодневным покатушкам.
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Сообщение » 02 янв 2007, 21:33

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
I. СОБРАЛИСЬ
1. В группе должен быть Руководитель. Принятое Руководителем решение - истина в последней инстанции и обязательно к исполнению.
1. Командир всегда прав.
2. Если командир не прав, читай пункт 1.
Поход - это в той или иной степени экстремальные условия. Вся история человечества показывает, что в военно-походных условиях наибольших успехов достигают авторитарно управляемые сообщества. Решать проблемы большинством голосов нельзя. Нужна ответственность, а чем больше ответственных, тем меньше ответственности.
Мы живем заветами дедушки Ельцина, и разумеется, от светлых идеалов демократии никто добровольно не отказывается. Руководитель - должность выборная, избирается перед походом и во время похода не переизбирается. Исключение - (не дай Бог!) утрата Руководителем дееспособности.

Демократия еще применяется "дома" при обсуждении предстоящего похода.
2. Поездка обсуждается за день до старта и окончательно маршрут утверждается перед стартом. Никаких изменений маршрута без экстренной необходимости.

3. В команде назначаются люди ответственные за ту или иную сферу деятельности команды. Это - штурман, завхоз (также кассир и начпрод), механик, врач. Согласовывайте свои идеи с ними, не предпринимайте единоличных действий могущих нарушить деятельность перечисленных людей.
Пионер! Ты в ответе за все!
В зависимости от численности и состава команды возможно совмещение ролей.

4. Для организации питания группы, проезда и т.п. целесообразно создание общей кассы ("общака").

5. Вы должны иметь нормальный набор личного снаряжения и ту часть общественного, которая Вам поручена.
Что подразумевается под нормальным набором?
Одежда по сезону; запасная камера; ремкомплект; средства защиты от дождя (полиэтиленовый дождевик и скотч для крепления, или реально водонепроницаемая ветровка, бывают также специальные велосипедные фирменные дождевики); пенка; спальник (если нету, можно обойтись одеялом); фляжку (бутылку для воды), КЛМН (кружка-ложка-миска-нож), спички (зажигалка), очень рекомендуется иметь фары и задние "мигалки".

На группу надо иметь: палатки количеством мест в соответствии с количеством участников, как минимум 2 насоса, смазку, 2 набора ключей-отверток-шестигранников, ключ на 15, запасной крепеж, аптечку. В длительных походах желательно иметь троссики, выжимку для цепи, запасную цепь или звенья, спицевой ключ, запасные спицы.

Если Вы собираетесь ходить в велопоходы, стоит задуматься о приобретении велорюкзака - "штанов". Пусть даже самого простого. Ибо наплечный рюкзак вмещающий в себя снаряжение, обеспечивающее ночевки, размеры и вес имеет калечащий позвоночник. Лечится встрянет дороже. Мокрую спину считаем всего лишь небольшим неудобством.


Ну и самое главное, для выполнения главы и всех пунктов необходимо выполнение последнего:
6. Опаздывать на старт нельзя!



II. ПОЕХАЛИ
1. Ни когда и ни при каких условиях не покидайте команды, не поставив в известность Руководителя.
Ваше внезапное отсутствие всегда расценивается как сигнал о том, что у Вас проблемы. Вас начнут искать. Поэтому, если вы встретли нечто, задерживающее вас в пути, - скажите о том, что задержитесь (и на сколько), по крайней мере, любому другому члену группы, который продолжает путь, если руководитель где-то вдали.

2. Твердо придерживайтесь правила - сначала дело общественное, а потом - личное.
Если вы ответственный за, например, дрова - то сразу по прибытии на стоянку надо отправляться за дровами, а не ставить личную палатку. В противном случае, человек, ответственный за костер, не сможет также быстро развести костер, у которого будет греться вся группа, и так далее.

3. Если Вас посетила какая-нибудь идея - ни в коем случае не реализовывайте ее без согласования с руководством команды. Например, команда остановилась на 10 минут перекусить, а вы, в это время решили переспицевать колесо. Подобное поведение крайне не рекомендуется.

4. Вы должны в точности выполнять все, что вам поручено. Ни каких поручений без вашего согласия вам не дадут. Но если вы за что-то беретесь, вы должны точно это выполнять. Например, если вы сказали, что берете с собой палатку на 3 спальных места, то если вы ее по каким-то причинам не возьмете, без крова могут остаться, кроме Вас, еще два человека.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ
1. В группе должен быть ведущий и замыкающий. ОБЯЗАТЕЛЬНО. Ведущий задает темп, замыкающий следит, чтобы никто не отстал. Замыкающим должен быть самый опытный. Оптимально "механик" команды. Совсем хорошо, если он еще и сильный велосипедист.
Между замыкающим и головой колонны крайне желательна связь (вездесущий билайн, рация)
Ведущим должен быть тот, кто отвечает за маршрут и ориентирование. На простых шоссейных участках ведущим может быть любой сильный велосипедист, но "штурман" вторым.

2. Общий принцип построения при движении - сильные впереди, слабые сзади. Потом замыкающий.

3. Двигаться "стадом баранов" некрасиво. Во всех смыслах. И не безопасно. Группа должна ехать строем. Никаких обгонов! Обгонять ведущего совершенно недопустимо, обгонять всех остальных - просто нельзя.
При наличии широкой трассы с неинтенсивным движением или на природе/грунте можно ехать парами.

4. ДИСТАНЦИЯ!!! Опытные велосипедисты в голове колонны могут ехать "на колесе". (Читать пункт "Езда на колесе" в конце) Остальные соблюдают дистанцию - минимум 5 метров от впереди идущего.

5. Где тот, что едет за тобой? Нельзя уходить в отрыв, ни при каких обстоятельствах. Сейчас ты показал, как ты крут и как тебе не хочется медленно плестись из-за слабака, который у тебя за спиной. А "слабак" сильнее и выносливее тебя, но у него тепловой удар, он отстал и рухнул на шоссе, под колеса фуры. К утру его как раз отскребут. А ты крут, спору нет.
Короче: каждые 5 минут обернись и посмотри: где тот, что едет за тобой? Если он далеко - сбавь скорость или остановись, дождись. Тебя не убудет. Если он остановился - вернись и выясни, что с ним.

6. Проезжать мимо стоящего велосипедиста из твоей группы нельзя! Раз он стоит на обочине - значит, ему может быть хуже, чем тебе! В туризме один за всех и все за одного.
"Езжайте, я догоню" - тоже не годится. Это допустимо только если приспичило по нужде. Во всех остальных случаях - все должны остановиться и дождаться.

7. Встречных велосипедистов приветствуем поднятием левой руки. Правила "хорошего тона" как-никак )))

Далее без редакции,

ЕЗДА В КОЛЛЕКТИВЕ. ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА.
ЕЗДА НА КОЛЕСЕ.
(с) ВелоПитер, Илья Гуревич, Федерация Путешественников
http://velopiter.spb.ru/drive/group.htm#one

Правило 1. Не мельтеши.
Опытного байкера в толпе всегда можно отличить от "лоха". Байкер со стажем двигается равномерно и прямолинейно без резких движений. Крутить рулем туда сюда - это дурной тон. Понятно, что наличие открытых люков и колдобин заставляет маневрировать, но об этом несколько позже. Поставьте себя на место людей, которые едут за вами. Они могут не успеть среагировать на ваш очередной зигзаг, и въедут вам в спину. Как правило, при наезде заднего байкера на переднего, падает либо задний, либо оба. В толпе падение одного может привести к так называемому "завалу" - когда группа байкеров "спотыкается" о внезапно упавшего товарища. Самое интересное, что виновник происшедшего - тот байкер, который мельтешил перед лицом своих товарищей, получает меньше всего травм, более того, он имеет хорошие шансы не упасть совсем! Впрочем, не упасть со всеми, еще не значит, легко отделаться. Еще будет необходимо объяснить своим лежащим коллегам причины вашего маневра. Это тоже бывает довольно больно.

Правило 2. Резко не тормози.
Еще один хороший способ узнать, что о тебе думают друзья, это применить резкое торможение. Этот способ еще более эффективен, чем виляние. Человек, который едет сзади, практически обречен на то, чтобы врезаться в того, кто резко затормозил. Он просто не успевает среагировать. Если перед вами внезапно появляется яма, открытый люк или пешеход - подумайте, что будет менее плохо: вильнуть, перепрыгнуть, или резко тормозить? Намекаю - пешеход, как правило, мягкий, а велосипед друга - жесткий. Еще намек - друзей у вас за колесом может быть несколько, и все они станут участниками завала, вместе со своими жесткими байками. Иными словами: если есть возможность не тормозить, то ей надо воспользоваться. Уж лучше вильните, или попробуйте пешехода на прочность, но только не тормозите резко. И это вовсе не из нелюбви к пешеходам - просто последствия столкновения с пешеходом могут оказаться значительно легче, чем последствия экстренного торможения впереди группы.

Правило 3. Не быкуй-1 (найди место по себе).
В конце ХХ века язык Пушкина и Достоевского был обогащен словосочетанием "не быкуй". Говоря более старинным языком, "не выпендривайся", "не навязывай народу свои идеи", "не наезжай", "не путай покатушку с соревнованиями". Выполнение этого правила, может стать гарантом крепкого здоровья всех участников коллективной покатушки и сохранения между ними дружеских отношений. О чем собственно речь? Речь о том, что если ты не уверен в классе своей езды, если ты большой любитель мельтешения или резкого торможения, то езжай спокойно в конце группы. Если едешь последним: мельтеши, резко тормози, делай что хочешь. Только кричи громче, когда на тебя машина наедет, (автомобилисты тоже имеют проблемы с "мельтешителями") иначе едущие впереди не услышат и не остановятся.

Не быкуй-2 (не раскачивай лодку).
Езда в коллективе накладывает определенные ограничения и на скорость передвижения. Предположим, на покатушке группа едет со скоростью 20 км/ч, а ты можешь ехать 24 км ч! Порадуйся за себя - и реши: либо ты едешь как все в коллективе 20 км/ч, либо езжай куда хочешь самостоятельно, но не раскачивай колонну. Многие "умники" любят показать себя - разгонятся, обойдут всю колонну, потом ждут… Другие смотрят на это дело и тоже начинают ускоряться… В результате группа ускоряется, разваливается, и более слабые байкеры попадают "под удар". Им тяжело ехать быстро, но твое поведение заставляет. Будут соревнования - скорость надо показывать там. В езде в колонне надо демонстрировать другие качества.

Правило 4. Предупреждай о своих действиях и дорожных "неожиданностях"
Когда едешь за своим коллегой байкером, то, как правило, сквозь его спину дорога видна плохо. А это значит, что яму или битую пивную бутылку ты увидишь буквально в нескольких метрах от себя, если не прямо под колесами. Поэтому, правила хорошего тона предписывают байкерам сообщать о дорожных неожиданностях и о своих действиях жестами, или криком. Основные жесты хорошо известны из правил дорожного движения. При торможении (лучше - перед торможением) поднимаешь руку вверх, при повороте (опять же - перед началом поворота), указываешь рукой направление поворота. Вот жеста "большая яма", (он же "битое стекло") в ПДД нет. Если вы объезжаете яму - просто покажите на нее рукой. В случае стекол, принято не только показывать на них рукой, но и кричать во все горло: "стёкла"! Если едешь в центре группы и увидел сигнал переднего - намекни тому, кто сзади.

Правило 5. Держи дистанцию.
Когда едешь в коллективе новичков, или просто людей, которые тебе не известны, то держи дистанцию. Я бы даже сказал сильнее: держи и приумножай! Мало ли кто из тех, кто едет перед тобой не читал этих правил? Начнет вилять, резко тормозить, "быковать-1" и "быковать-2", и не будет при этом тебя предупреждать? А ведь известно - задний байкер страдает при аварии больше, чем тот в кого он врежется! То есть в данном случае ты - в менее выигрышном положении, чем когда сам не выполняешь эти правила. Дистанция бывает, кстати, не только от заднего байкера к переднему. Есть еще и поперечная дистанция - от тебя до соседа сбоку. Этой дистанцией тоже не надо пренебрегать, ведь если тому, кто справа придется объезжать яму, то ему понадобиться место для маневра.

Правило 6. Оставайся человеком (если был им до этого).
Известное дело, что если все вокруг начинают вести себя "странным образом", то это частенько передается всей группе. Это явление называется "Стадное чувство". Если все вокруг начинают ехать стадообразно, пренебрегая правилами дорожного движения, выезжая в левый ряд, или хуже того, на встречную полосу, по 5 человек в ряд, то стоит подумать, имеет ли смысл становиться частью стада, или, может быть, лучше остаться нормальным человеком, который ездит соблюдая правила? Оставайся человеком - езжай соблюдая правила дорожного движения. Ехать стадом - удел людей не способных мыслить самостоятельно. Любое ДТП при езде в стаде практически автоматически делает члена стада виновным в ДТП.
И наконец, бери с собой медицинскую аптечку. Тебе не понадобится - наверняка какой-нибудь лох навернется, а аптечку не возьмет… С лохами так всегда бывает!

ЕЗДА НА КОЛЕСЕ
Велотуризм, да и само перемещение в пространстве на велосипеде - занятие крайне неприятное. Поэтому, многие поколения велотуристов придумывали различные способы, как сократить время, за которое велосипедист проезжает то или иное расстояние. Одно из таких ухищрений называется "ездой на колесе". Суть идеи проста: снизить ветровое сопротивление, прячась за широкой спиной товарища. Это позволит ехать быстрее, и как следствие, быстрее с велосипеда слезть. Рассмотрим езду на колесе с разных сторон.
Езда на колесе, взгляд извне.
Если посмотреть на группу товарищей едущих на колесе, то перед глазами встает следующая картина. Велосипедисты выстраиваются в ряд и держат расстояние друг от друга от 5-10 до 50 см, если считать от заднего колеса того, кто спереди, до переднего колеса того, кто сзади. Чем меньше расстояние между байкерами, тем меньше сопротивление воздуха, тем легче держать высокую скорость. С другой стороны, чем меньше расстояние, тем слаженней должна быть работа всего коллектива! Что успеет сделать задний байкер, имея запас в 10 см от переднего, в случае экстренного торможения или поворота? Ответ единственный: врезаться в того, кто спереди, параллельно создавая завал из тех, кто сзади!
Езда на колесе бывает "центристской", "левой" и "правой". "Центристская", это когда колесо заднего идет на одной линии с колесом переднего. Применяется при лобовом ветре или безветрии. Если ветер дует не строго спереди, а имеет боковую составляющую, то задний байкер смещается относительно переднего. Поперечное смещение также небольшое - 5 - 10 - 20 см.

Стратегия езды на колесе.
Возглавляет группу, как правило, человек, который способен на подвиг быстрой езды, и имеет опыт езды в качестве лидера. Что для этого надо уметь?
А) Ехать равномерно, без рывков, педалировать равномерно. В частности, лидер должен продолжать крутить педали и на спусках!
Б) Ехать, умно выбирая траекторию. Хорошо, когда дорога прямая и без выбоин. Тогда траектория будет прямой линией. А если вы движетесь по обычному шоссе? Лидер должен заранее видеть ямы и плавно их обходить, уводя за собой народ.
В) Уметь принимать на дороге решения, с учетом их возможных последствий. Скажем, ведет лидер группу со скоростью 26 км/ч, а тут ему под колеса бросается собака. Что делать? Тормозить? Вся группа завалится. Вильнуть? Опять завал! Переехать собаку? Завал, так как она погасит скорость байка, и задние все равно врежутся в спину лидера. Одним словом, чтобы не делал передний байкер, все кончится завалом. Так вот, лидер должен уметь найти выход и избежать завала, даже если перед ним на дорогу выскочит не собака, а бетонная стена!
Г) Вести себя на дороге предсказуемо для остальных. Это важно психологически, когда лидер одинаково проходит препятствия. Группа привыкает и ей легче ехать.
Кроме этого, лидер должен предупреждать позади идущих о своих маневрах и о выбоинах/стеклах на дороге. Еще хорошо, когда передний байкер широкоплеч и высок, тогда за его спиной ехать куда как комфортнее!
Человек, который едет за лидером, тоже должен быть не лыком шит, особенно, если он не последний в группе. Какие у него есть проблемы? Держаться за колесом на минимально возможном расстоянии, двигаться без рывков и виляний, а также реагировать на маневры лидера, передавая информацию о них тем, кто сзади. Ехать на колесе, конечно, значительно легче физически, но надо постоянно следить за лидером и его сигналами! Сзади-то не видно ни яму, ни поворот...
Самое неприятное, что бывает в колонне - это врезаться в колесо того, кто спереди, или, что бывает значительно чаще, коснуться его колеса как бы сбоку. Часто это приводит к падению врезавшегося байкера, и, соответственно, к завалу. Совет здесь один: если касание произошло, постарайтесь отклониться в противоположную сторону! То есть, предположим, вы касаетесь правой стороной своего переднего колеса, заднего колеса лидера. Постарайтесь отклониться влево! Если мер не предпринимать, то падение будет в правую сторону (в сторону касания).
Казалось бы, равномерно ехать за лидером просто, если лидер едет равномерно. Ан, нет! Если вы постоянно изменяете расстояние до лидера, даже в пределах 5-10 см, то это хорошо чувствуется следующими в группе! Они начинают подстраиваться под вас, и в результате возникает резонанс: вы отстали на 5 см, тот, кто за вами - на 10 и так далее. Вы набрали 5 см, все по цепочке принялись отыгрывать сантиметры. Это не трагедия, но и "не есть хорошо".
Езда на колесе может быть рекомендована только слаженной группе, в которой люди уверены в себе и товарищах. Ведь по сути, когда вы за кем-то едете, то вы целиком находитесь в его власти! Если человек сделает глупость - вы даже не заметите, как окажетесь в завале! Но игра стоит свеч. Если вы впервые в группе - займите положение в хвосте. Там, если вы что-то сделаете не так, то количество пострадавших будет минимально. Начните сначала с дистанции в 40-50 см и постепенно снижайте ее до 5-10.
Когда становитесь кому-то на колесо, всегда предупреждайте об этом того, кто спереди! Обычно это делается криком "на колесе!". Иначе, человек может вас не заметить и продолжать ехать без учета вашего присутствия. Начало своей карьеры "халявца наколесника" надо начинать с езды со смещением. Идите не строго в колесо, а чуть правее или левее. Тогда легче сделать маневр и уйти от столкновения.
Время от времени лидера можно (и нужно) менять. Понятно, что он, рассекая воздух, тратит больше энергии, чем те, кто сзади, и со временем, его скорость начинает падать. Тогда применяется прием перестроения. Лидер освобождает место новому претенденту: предупреждает о маневре и уходит вправо, затем становится в… Теория гласит, что становится он в положение последнего в группе. На практике, последними в группе едут новички и слабые байкеры. Маневр получается сложнее: лидер уходит спереди и становится последним в группе тех, кто время от времени лидирует! Скажем, едет 7 человек, из них три лидируют по очереди. Лидер должен занять третье место, что не просто: группа разрывается и затем смыкается вновь.
Когда едешь за лидером, то передачу надо ставить на одну - две звезды тяжелее, чем у него. Так будет удобнее!
Определенную сложность для движения группой представляют крутые подъемы и спуски. Мой совет таков: не надо ездить в колесо ни круто вверх, ни круто вниз. Как правило, нет в этом необходимости. На крутых спусках скорость и так хорошо растет, а на подъемах, когда скорость падает километров до 10, выигрыш в сопротивлении ветра не перекрывает неудобства от невозможности ехать в своем темпе.
Так, может, и вообще не стоит обращать внимание на это опасное занятие?
Навык езды на колесе очень важен. И не только для того, чтобы быстрее ездить. У меня был случай, когда я получил травму руки во время покатушки. Мне сделали небольшую операцию в больнице города Волосово. Встав с операционного стола, я увидел, что до последней электрички из Гатчины остается 1 час 50 минут и 40 км. А перед этим мы уже проехали километров 80 и еще десяток прошли по бурелому. Я хотел малодушно остаться в Волосово, но мои друзья убедили меня ехать. Они встали передо мной в каре - один человек спереди и два чуть сбоку, я встал в эту "коробочку" на колесо и мы долетели до Гатчины! Я после операции никогда не смог бы поддерживать скорость в 27 км/час! А ехать в таком же темпе на колесе было мне по силам. На электричку мы успели.
В заключении повторюсь: не умеешь ездить на колесе - занимай место в хвосте группы!
/конец цитаты/

Помните - вы НЕ НЕСЁТЕ какой - либо ответственности за выполнение этих правил. Ни какой. Просто невыполнение элементарных правил поведения в команде приведет к тому, что больше вас в поход не пригласят. Помните, что в велопоход, в который вы отправляетесь, все люди едут отдыхать, а не работать. Именно это накладывает на каждого участника обязательства выполнять определенный объем необходимых в походе работ. Данные правила касается только простых походов. В сложных походах действуют более строгие и специфичные в каждом случае правила.
/конец цитаты/



P.s.
Новичков просьба не пугаться такого количества "душняка", в жизни все гораздо проще. Но к соблюдению этих правил надо стремиться.
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Сообщение » 04 янв 2007, 14:15

По причине лимитированного инет-времени пока прочел по диагонали. Но вроде все так и знать это нужно.

Паша, надеюсь, что не первоянварские страдания подвигли тебя на этот труд :wink: Если это в мой огород камень как организатора покатушки 1 января, то прошу все начистоту без стеснения. Буду делать выводы :wink:
Последний раз редактировалось Xadgi 06 янв 2007, 13:59, всего редактировалось 1 раз.
...чтобы жить километрами, а не квадратными метрами...
Аватара пользователя
Xadgi
Бешеный пёс
 
Откуда: Мурыновка-Курск


Сообщение » 05 янв 2007, 12:01

Это не есть камень в огород организатора покатушки 01.01.07, мероприятие несложное и развлекательное, и надобности в жесткой организации особой не было. Просто народ сам начинает разбредаться разноускоренно (и я не исключение), ехать толпой в темное время на обе полосы дороги, прыгать по тротуарам а потом неожиданно на дорогу выскакивать и т.п. Понятно что в идеале никогда не будет, но ОБЩУЮ ГРАМОТНОСТЬ НАДО ПОВЫШАТЬ
http://radioaktive.dvij.info
http://bikeday.ru
radioaktive
Матраснег
 
Откуда: Курчатовская область
Велосипед(ы): Один сіренький, другий чорненький та один старий іржавий


Сообщение » 06 дек 2007, 16:29

Хочу подписаться под каждой строчкой, и настоятельно рекомендую прочитать этот материал всем, может даже поместить постоянную ссылку на главную страницу.
И кстати как насчет TOUR DE SVOBODA I OBRATNO 01.01.2008г. как вы на это смотрите?
Аватара пользователя
Shaman
старожил
 
Откуда: Курск


Сообщение » 06 дек 2007, 16:57

Shaman писал(а):И кстати как насчет TOUR DE SVOBODA I OBRATNO 01.01.2008г. как вы на это смотрите?

Лично в моих планах это мероприятие присутствует. Надеюсь, что найдутся и другие желающие поддержать традицию. Скоро вот актив клуба опубликует предварительный план на 2008г., там это есть!
...чтобы жить километрами, а не квадратными метрами...
Аватара пользователя
Xadgi
Бешеный пёс
 
Откуда: Мурыновка-Курск


Вернуться к началу