Правила форума
Регистрация

Вход


Страшилка для владельцев карбония (и не только рам!)

Сообщение » 07 июн 2011, 15:39

Всем смотреть: http://www.bustedcarbon.com/

Более всего пугает несколько случаев слома вилки на ровном месте или при проезде неровности.
Рентгеновские снимки костей добавляют эффекта.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 07 июн 2011, 16:03

2 сломанные титановые педали меня так же пугают относительно титана. Причем, в первый раз дело обернулось травмой, во втором чудом не упал, когда нога при езде танцовщицей ушла вниз. Материалов бояться - можно лежать на диване.

З.ы. Ну и следует читать ограничения по весу на покупаемых железках.
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.
Аватара пользователя
Ushka
старожил
 
Откуда: Курск, Клыкова
Велосипед(ы): Merida carbon 29+28


Сообщение » 07 июн 2011, 16:07

Блин, а с фулл-карбоновой вилкой вообще все не так просто

After a rash of steerer tube failures, Trek has responded blaming incompatible stems and incorrect installation. Trek advises:
1) Always use a torque wrench, and never over-tighten stem clamp bolts.
2) Always use spacers above and below the stem. Although less obvious than correct torque, a minimum of 5mm and a maximum of 40mm spacers under the steerer, plus a 5mm spacer above the stem are required. Riders should factor in these spacers when sizing their bike.
3) Use only the stem brand and model that came with the bike, because not all stems will work with carbon steerers. Often the lighter the stem, the less chance it will be compatible with a carbon steerer. Weight-relieving cutouts on the stem clamp and steerer interface can create stress risers.You can read the full article on VeloNews. I'd rather just have a slightly heavier bike and be able to change my stem without fear of crashing.

На Барракуде, кстати, колечка над выносом не стоит. И сомневаюсь что они при сборке использовали динамометрический ключ и специально подбирали вынос, совместимый с карбоновым штоком. Я вообще сомневаюсь, что они хоть как-то думали о безопасности.
Ограничения по весу на этой вилке тоже никто не видел.

Комменты тоже доставляют: http://www.blogger.com/comment.g?blogID=8253397448106886426&postID=5079277830555243101
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 07 июн 2011, 16:20

А что, на барракуде вилка фулл-карбон? :sh_ok:
Художественной ценности не представляет.
Аватара пользователя
Bad_Admin
старожил
 
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)


Сообщение » 07 июн 2011, 16:22

Судя по заводской спецификации, да
Вилка карбоновая с карбоновым стержнем: 700C CARBON ROAD FROK, ∮25.428.6224MM,3/8100 CARBON
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 07 июн 2011, 16:36

эээ... Эта шифровка за пределами моего понимания.
Особенно смущает "диаметр" 25,42, вероятно, мм - это ж дюймовая вилка получается. 1 1/8 это 28,575 мм.
Художественной ценности не представляет.
Аватара пользователя
Bad_Admin
старожил
 
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)


Сообщение » 07 июн 2011, 16:44

Я даже не вникал. Они в слове Fork ошибку сделали, что уж там про цифры говорить.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 07 июн 2011, 17:24

Кстати, во время репортажей с Джиро (не помню этап, где-то под конец) Курдюков с Ренатом обсуждали как раз прочность карбона. В общем-то очевидные для велосообщества вещи говорили, но понравился комментарий Рената, когда он сказал, что все карбоновые рамы ломаются от хорошего удара об асфальт, и на его памяти была только одна неубиваемая рама - Colnago C50, от удара которой об асфальт ломался асфальт :hi_hi_hi:
Художественной ценности не представляет.
Аватара пользователя
Bad_Admin
старожил
 
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)


Сообщение » 07 июн 2011, 17:31

Изображение
Мастера с указанного сайта и эту раму ушатали.

Может Курдюков пробовал раму на асфальте от М2? Что по все длине ямы ужасные.
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.
Аватара пользователя
Ushka
старожил
 
Откуда: Курск, Клыкова
Велосипед(ы): Merida carbon 29+28


Сообщение » 07 июн 2011, 17:58

Ну, тут уж как повезет :nez-nayu: Рекламировал то Ренат, он ими торгует :hi_hi_hi:
Кстати, такая способность карбона к складыванию, для профиков - плюс. Энергия удара гасится, колеса складываются, рулевые вместе с вилками улетают, а велосипедист обходится асфальтовой болезнью. В большинстве последних случаев серьезных травм, или даже смертельных исходов, велосипед вообще не страдает.
Другое дело, что мы за свои деньги катаемся. Что накладывает. Из всех свежеокарбоненых, пожалуй, только Панов и ты по наследству к карбошоссеру без фетишизма относитесь :)
Художественной ценности не представляет.
Аватара пользователя
Bad_Admin
старожил
 
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)


Сообщение » 07 июн 2011, 18:04

А Карнавский с его кетаем? Он на нем весь Байкал проехал и не парился.
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.
Аватара пользователя
Ushka
старожил
 
Откуда: Курск, Клыкова
Велосипед(ы): Merida carbon 29+28


Сообщение » 07 июн 2011, 18:12

Карнавского вес спасает :)
http://service-multi.ru/poleznoe-bike/62-carbon-frame-china
Художественной ценности не представляет.
Аватара пользователя
Bad_Admin
старожил
 
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)


Сообщение » 07 июн 2011, 19:25

ну да, у меня такая же HongFu, (она не нонейм, кстати, а вполне официальная контора, с собственным недурственным сайтом, огромным ассортиментом и даже видео с их что-то вроде испытательной лаборатории)..можете раму лицезреть каждый редкий раз, когда я все-таки появляюсь на этапах ВК. Отчет только вот никак не рожу, ну да он все равно будет выдержан в розовых тонах. А вот очередной по счету шоссер вистел ламок, поступивший по всем нам известным каналам, меня и вправду беспокоит. При внимательном изучении мной был обнаружен явственный полный излом правого нижнего пера в районе дропаута, значительная трещина верхнего правого пера в том же месте и следы ремонта, правда, по всей видимости аккуратного и качественного. У меня подозрения, что адекватная цена аппаратов "оттуда" продиктована чем-то вроде подобных вещей. Хотя, по правде, я катаю его на все 100 (успокаивая себя, что зад не перед) и никаких проблем пока не вылезло. А дальше будем посмотреть... :du_ma_et:
Бог один- только провайдеры разные
Аватара пользователя
uri_britva
Велозавр Юрского периода
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): RM TeamElit70;FELT B2;HongFu


Сообщение » 07 июн 2011, 21:46

Мои мысли по теме:
Карбон бывает разный. Даже весовое отношение количества эпоксидной смолы и углеволокна не так критично (а этим часто бодяжат), как направление укладки волокн. Если всё просчитано верно, то сила удара придется непосредственно на разрыв волокн, а не на смещение слоёв и излом волокн. Как наглядный пример: попробуйте разорвать грифель карандаша без применения смещения - или запросто сломать его. Без боковой нагрузки карандашный грифель выдерживает вес автомобиля. А ведь там просто прессованный графит, а не связанное волокно :)

Внезапный излом всей трубы возможен только сдвигом, что говорит о серьезной ошибке проектирования. У именитых производителей в это вкладываются адекватные деньги и после на готовых образцах проводят испытания сравнивая с расчетным результатом. Вероятно та кольнага С50 была придумана грамотно ;)

Титановая ось педали скорее согнулась бы, чем сломалась, даже при наличии раковин литья. Вопрос в том, что титановых сплавов (в основном с алюминием) великое множество, а термообратка может существенно менять свойства материала.
К примеру у меня в раме для труб применяется (95Ti)3Al2V, а для дропаутов (90Ti)6Al4V. Первый - пластичный и ковкий, упругий и пружинистый материал, второй - жесткий и крепкий, но хрупкий. А есть такие титановые сплавы как ВТ-20, где вообще 20% алюминия - он крайне хрупок и сильно подвержен усталостной деформации (хотя естественно много лучше алюминиевых сплавов). В итоге материал хорош для лопаток турбины, но плох для крыльев и баков высокого давления (где оно часто меняется). Вытачиваем из него ось, накапливается усталостная деформация и оппа - она ломается. Хотя вроде тоже титановая. И это будет снова просчет на этапе проектирования.

Имхо вероятность внезапного излома карбоновой рамы/титановых осей или еще чего не выше чем вероятность попасть на велосипеде под Камаз. Естественно для случая нормального проектирования этих деталей и отсутствия экстремальных нагрузок и/или заводского брака партии. Для последнего случая крупные производители всегда отзывают опасные "железки" (правда порой весьма неохотно), если найден брак изготовления всей партии.

Вероятность сломать ХВЗшный шатун или получить излом алюминиевого руля на старом шоссейнике была несравнимо выше. И это никого не пугало ;)

В общем я бы не парился и нонэйм вилку на баракуде не менял бы, но конечно периодически на неё поглядывал на наличие трещин :)
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 07 июн 2011, 22:13

[size=85]Вероятность сломать ХВЗшный шатун или получить излом алюминиевого руля на старом шоссейнике была несравнимо выше. И это никого не пугало ;)[/size]
Это точно, сам в молодости ломал на 2-х тренировках подряд шатуны, а друг руль :-D: И никого это не пугало, а только были лишние поводы для шуток.
Аватара пользователя
Гуля
два колеса
 


Сообщение » 07 июн 2011, 22:15

Ну, допустим, просчитать направление удара в массовом завале - это что-то из разряда формулы броуновского движения :)
Художественной ценности не представляет.
Аватара пользователя
Bad_Admin
старожил
 
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)


Сообщение » 07 июн 2011, 22:49

Считаем конечно под сферического велосипедиста в вакууме + суровые ямы :)
А если он вдруг случайно врезался на скорости в бетонный блок (как в обзоре рамы выше) или там в завал попал, то это уже не гарантийный случай :]

В такой экстраординарной ситуации велосипедист скорее всего получит (тяжелые) травмы непосредственно об объект столкновения и задача производителя наоборот всё красиво и в нужных местах сломать, обеспечив пассивную безопасность. У меня на авидовских карбоновых ручках прям у корня изнутри наклеечки ~"Caution! Place of emergency destruction!", а в доке написано, что лучше пусть сломается ручка, чем она проткнет вам живот когда вы будете неудачно приземляться на велосипед с очередного дропа.
А вот на руле у меня наоборот в центре (выходя за границы крепления выноса) запрессована в верхний слой сеточка из титановой проволоки для исключения внезапного излома руля у выноса (самая нагруженная зона), о чём говорит соответствующая надпись.
А на раме внизу рулевого стакана предусмотрена укрепляющая косынка в расчете на встречу с бетонным блоком :))

При грамотном проектировании и хорошем качестве изготовления бояться нечего. А к нонэйм железкам нужно подходить с опасением и должной долей инженерной скептики, но не паническим страхом :)
akwa38
Администратор
 
Велосипед(ы): титановый крокодил


Сообщение » 07 июн 2011, 23:11

То, что карбон ломается при ударе - хрен с ним, все равно лечиться потом. Пугает именно внезапность поломки на почти ровном месте.
Я вот ломал на стартоне вилку (без удара, тупо при медленном заезде на бордюр), и считаю чудом, что она сломалась не на Кировском мосту, а после него.
Ну шатун тоже ломал, тоже на ровном месте, но это, как правило, менее опасно.
С тех пор наверное и страдаю легкой формой паранойи.
Чтобы на нонейм фуллкарбон вилке проверять наличие трещин, надо периодически разбирать рулевой стакан, ибо шток ломается не реже перьев.
А вообще ездить конечно буду на ней, никуда не денусь, но вопрос в психологическом настрое.
Либо доказать себе (аргументированно), что бояться нечего (по сравнению с риском попасть под колеса авто, с которым все давно смирились, иначе бы дома сидели), либо снижать скорость перед каждой колдобиной и все равно проезжать ее с замиранием сердца.
Пока доказать не получается :)
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 07 июн 2011, 23:33

А я пока катаюсь на Скультуре 38км/ч по грунтовками и не парюсь. Вероятность влететь в Мокве в дерево плечом или вылететь в овраг гораздо выше, чем вероятность сломать шток.
С подозрением отношусь только к карбоновым рамкам седла, там надо очень аккуратно подбирать подседел. Ну и к супер вейтвиннерским железкам, которых и среди алю выше крыши. Мне как-то важнее, чтоб техника работала в любых условиях и вывезла меня из любой ситуации.
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.
Аватара пользователя
Ushka
старожил
 
Откуда: Курск, Клыкова
Велосипед(ы): Merida carbon 29+28


Сообщение » 08 июн 2011, 08:19

Ну, я продолжаю сомневаться в фулкарбоновой природе вилки на барракуде.
Алюминиевый шток и дропауты - гораздо более реальны.
А сломать такую вилку практически нереально. Проверено дорогами, на которых и Канчеллара заплачет :)
Художественной ценности не представляет.
Аватара пользователя
Bad_Admin
старожил
 
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)


Сообщение » 08 июн 2011, 08:40

Bad_Admin писал(а):Ну, я продолжаю сомневаться в фулкарбоновой природе вилки на барракуде.
Алюминиевый шток и дропауты - гораздо более реальны.

Когда менял вынос на 90мм, увидел шток. Он из карбона, опилен аккуратно. А дропауты - да, алюминиевые.
Аватара пользователя
pvp
два колеса
 
Откуда: Курск, КЗТЗ
Велосипед(ы): GT Transeo 3.0 Disc; Barracuda 1110


Сообщение » 08 июн 2011, 11:31

На ебее фуллкарбоновые вилки продаются от $75.
Завод их закупает наверняка дешевле.
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 08 июн 2011, 12:21

Небольшая подборка с бастедкарбона - случаи неожиданной поломки вилки на (почти) ровном месте

http://www.bustedcarbon.com/2010/06/fork-fail.html - перья вилки, на ровном асфальте (б/у шоссейник, возможно, что от прежнего владельца остались скрытые повреждения)
http://www.bustedcarbon.com/2009/12/performance-scattante.html - перья вилки, заводской брак
http://www.bustedcarbon.com/2009/10/cinelli-aliante-busted-fork.html - перья вилки, "только ехал - уже лечу"
http://www.bustedcarbon.com/2009/06/broken-steerer-on-trek.html - шток, на ровном месте, предположительно из-за слишком большого веса велосипедиста.
http://www.bustedcarbon.com/2009/05/busted-cinelli.html - перья, на 20 км/ч через небольшую ямку (я бы это приравнял к ровному месту)
(Еще гуглом ищется история, как человек на бревете сломал вилку об лежачего полицейского.)

Для других компонентов не анализировал, ибо работать надо. Рулей там довольно много поломанных. Вынос, кажется, только один - при ударе. Рам, поломавшихся без предупреждения, тоже вроде нет. Остальные компоненты для жизни не опасны. А вот вилки - 5 случаев (ну и еще несколько, где не было описаний инцидента).

Учитывая, что все остальные случаи на сайте (а их навскидку больше сотни) - инциденты в виде ДТП и завалов, вероятность на пустом месте сломать вилку - раз в 20 меньше вероятности сломать что-нибудь в результате ДТП.
Причем со старыми ХВЗ ситуация была гораздо хуже - я ни разу не был в ДТП, но ломал вилку и шатун, мой отец ломал руль, многие знакомые ломали выносы, рули, шатуны - и почти никто из них не был в ДТП.
Получается, что действительно - причин для беспокойства карбонариев почти нет, особенно для тех, кто начинал со старт-шоссе
Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта (А. и Б. Стругацкие)
Аватара пользователя
apro
Администратор
 
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Jamis Dakota d29 Pro, кастом Torpado Celeste T6000, кастом Gary Fisher Tarpon


Сообщение » 08 июн 2011, 12:36

получается что карбон очень не любить поперечные нагрузки, что не удивительно. В случае же с рамой, там всякие треугольники есть которые примут поперечную нагрузку на себя. А вынос, сцуко, жирный :)
Аватара пользователя
AlR
два колеса
 
Откуда: Железногорск
Велосипед(ы): Commencal El Camino 29 1


Сообщение » 08 июн 2011, 13:29

Опасность сломать вилку на Барракуде при использовании велосипеда по назначению (в качестве именно шоссейного ) довольно мала т.к. велосипед новый, если только перегрузить её велосипедистом ну или,,, плохие случаи, может быть и заводской брак, но это отдельная история.


Такая проблема может возникнуть при покупке брендового б\у шоссе таких вариантов сейчас достаточно большинство велосипедов из-под гонцов, а там сами понимаете какие нагрузки и такой термин как усталость металла к карбону то же можно применить.
Аватара пользователя
Лист
два колеса
 
Откуда: сха


Вернуться к началу