Случайно попалась любопытная история старых времен:
"Москва-80"
Год выпуска: 1979 г
Особенности конструкции: Велосипед высшего класса для шоссейных гонок.
Трубы рамы с переменной толщиной стенок. В конструкции максимально использованы алюминиевые и титановые сплавы. Спицы колес из титанового сплава.
Масса велосипеда – 8,25 кг.
Примечания: Лучший из советских гоночных велосипедов 60-80 годов. Конструктор – харьковчанин Реджинальд Воронцов. Для московской Олимпиады-80 изготовлено 10 веломашин этой модели. В настоящее время известен в единственном экземпляре!
и далее с Бироты:
Мне кажется эту тему о «М-80» надо рассматривать в 3-х направлениях:
1. Откуда это вообще взялось?
2. Что из этого получилось?
3. Могло ли столько весить?
Мне придется говорить банальности, но без этого не получится.
Итак, по первой теме:
Что нам известно о том времени, когда в середине 70-х СССР получил право на проведение олимпиады 1980 года?
Естественно, тогда партия и правительство решили использовать этот факт в идеологических целях тоже, а еще советская промышленность получила огромный стимул и финансирование для того, чтоб это мероприятие успешно осуществилось. Карусель завертелась знатная.
Среди всего этого из ЦК прошла мысль - наши спортсмены должны выступать на отечественном инвентаре. Сказать то сказали, да как это осуществить.
Я думаю, не один тренер различных сборных искал пути того, как эту мысль ЦК избежать. И, видимо, это удалось, используя формулу «нельзя гарантировать высокий спортивный результат на инвентаре не прошедшем должной апробации». Наверное, с облегчением вдохнули и многие спортивные НИИ, понимая, что, даже имея свои наработки догнать за один олимпийский цикл зарубежных производителей не удастся. И еще, видимо, на тот период в СССР сформировалось сильное лобби зарубежных производителей спортивного инвентаря.
Кому-то с этой темы удалось съехать, а кто-то наоборот - увидел здесь шанс для себя и своего дела.
Теперь ближе к велосипеду - на чем выступали наши сборные в то время? На треке это PIH, De Rosa, Cinelli, CNC. На шоссе - тут почти 99% Кольнаго. Приятным исключением из этого правила была сборная Эстонии, она выступала на De Rosa – очень достойном велосипеде. (Если я пропустил какую из фирм - добавляйте).
Думало ли руководство велосипедных сборных менять что-то в инвентаре? Да нет, конечно! И это правильно.
А тут появляется настырный человек из ЦКТБ г. Харьков и что-то пытается сделать-доказать. Этим специалистом был Георгий Иванович Панин. И «М-80» мы обязаны именно нему. Он начинает постоянно наведываться в сборные, пытаясь понять, предугадать, а то и просто выполнись «капризы» их руководства. Не являясь гонщиком, ему подчас просто тяжело и он находит единственно возможный на тот период путь для решения задачи: раму надо делать из импортных труб (на тот момент это были трубы фирмы Witberg), оборудование будет склонировано с Campagnolo, а за прототип рамы был взят Colnago Mexico (на этой модели сборная СССР победила на олимпиаде 1972 года в Мюнхене).
Выбор прототипом Colnago Mexico (велосипеда предназначенного для командной шоссейной гонки на 100 км.) обусловлен тем, что данный вид шоссейной программы для СССР был превалирующим – победы на олимпийских играх 1972, 1976 и ЧМ того периода.
И началось: Панин с сотоварищи делает - Капитонов и сборная смеется; Панин переделывает - и все повторяется снова. Капитонов и сборная так и не поняла главного - своим отношением к проекту «М-80» они очень сильно помогли Панину в его работе. В общем можно сказать, что Панин сборную таки достал.
Окончательный вариант 4-х велосипедов для командной гонки были привезены им в тренировочный лагерь сборной. Капитонов на свое усмотрение передает эти образцы наиболее атлетичным гонщикам сборной: Пикуусу, Чуканову, Чаплыгину, Журавлеву с напутствием сломать велосипеды в течение недели (неделя это срок командировки Панина). Несмотря на такой подход со стороны руководства сборной сломать велосипеды не удалось. В этих испытаниях лопались только экспериментальный титановые спицы.
После этого следующая партия велосипедов решением спорткомитета СССР была передана следующие испытания в спортивный клуб «Локомотив» г. Ленинград тренеру А. А. Кузнецову.
Велосипеды были переданы весной 1979 года в канун Сочинской гонки. Эти велосипеды, также, были предназначены для командной и индивидуальной гонок.
Но решением тренера Кузнецова велосипеды эксплуатировались в горных условиях Сочинской гонки. В результате чего лопнули следующие детали:
- пустотелые титановые валы каретки;
- облегченные шатуны.
А ведь данные детали, как и велосипед, предназначались для использования в командных и индивидуальных гонках.
Через своего патрона Романова Кузнецов пожаловался в ЦК в результате чего Г. И. Панин был уволен. При этом в расчет не приняли экспериментальный характер работ и использование титана - инновационный на тогда момент.
Указанные выше велосипеды весили менее 8 кг. На лицо было и переоблегчение, и неадекватное использование.
С этого момента мелкосерийный выпуск шоссейных велосипедов «М-80» сворачивается и до конца 1979 года изготавливаются единичные экземпляры по индивидуальным заказам отдельных гонщиков, спортивных команд и спорткомитета.
Всего было выпущено около 52-х велосипедов для различных видов гонок на треке и шоссе.
Таким образом «М-80» «выжил» и занял свою нишу среди велосипедов, выпускаемых по индивидуальному заказу.
А параллельно с этим у руководства сборной (речь идет о шоссейной команде) решался вопрос, на какой фирме ехать олимпиаду. Это напоминает нынешние тендеры, но тогда, как и сейчас, не все участники тендера одинаково равноправны. Быть спонсором хоть и сильной сборной, но без гарантий на победу некоторые опасались. Кольнаго рискнул, даже не рискнул, он просто продолжал делать свое, не первый год начатое, дело. А вот Bianchi испугалось. Лично я думаю, им этот испуг до сих пор «аукается». Остальные игроки были не настольно финансово сопоставимы с Кольнаго и тоже не рискнули. А может их просто и не выбрали в силу разных обстоятельств…
Что же получилось из темы «М-80»: а получился высокого европейского уровня велосипед (европейские страны тогда были законодателями велосипедной моды и мировыми лидерами велопроизводства).
Вопрос по весу «М-80». Мог не мог?
Если учесть, что из стали на этом велосипеде, кроме рамы и вилки, естественно, были изготовлены только тросики, спицы (в дальнейшем), дорожки и тела качения и еще чуть-чуть, то заявленный вес 8,25 кг. при росте рамы 56-58 более чем реален. Как пример, задний переключатель «М-80» вместе с болтом крепления весил 175 грамм, для сравнения, на тот момент самый легкий задний переключатель Campagnolo без болта крепления весил 182 грамма. В титановой трещотке отыгрывали еще несколько десятков грамм. И так можно продолжать по каждой детали.
Правда, такое облегчение не могло не сказаться на ресурсе и выводило эти велосипеды из тренировочного процесса только в соревновательный. Тут появляется хороший повод для перехода на международную кооперацию по комплектующим, но на тот момент, наверное, это было невозможно и лишило бы «М-80» определенного шарма. :)
Р. И. Воронцов подключился к проекту «М-80» сразу по приходу на работу в ЦКТБ велостроения в конце 1978 года, т.е. на завершающем этапе работ. И больше занимался модификациями трековых вариантов «М-80».
Тема «Тахион» не является продолжением темы «Москва-80». Рамы различных моделей этого велосипеда разрабатывались без упора на иностранные аналоги. Первичная направленность шоссейных рам «тахион» - использование их в групповых, горных гонках и критериумах. Ради экономии времени на первом этапе этой темы использовалась техническая документация на некоторые комплектующие от «М-80».
С уважением,
Р. И.
и Вадим
P. S. Кстати, а велосипеды производства СССР таки приняли участие в шоссейной программе олимпиады. Сборная Камеруна решила ехать на велосипедах производства СССР, и ХВЗ справился с этой почетной задачей – спорткомитет обеспечил наших африканских друзей велосипедами «Чемпион шоссе».
И отдельно о конструкторе: http://www.velosfera.ru/news/details/2004/