Марафон Кросс-Кантри (XCM) "Долина Тускаря", 13 сентября 2009 года. Мероприятие глазами организатора.
После возвращения с Байкала в клубе остро встал вопрос о проведении 7-го этапа кубка. Причем, этим этапом по плану должен был стать КК марафон. С весны заявку на подготовку подали я и Шаман. Юра предложил кольцевую трассу в районе Щетинки и мне его идея явно не понравилась - просто вспомнил наматывание кругов в Белгороде и марш-броски на Байкале.
Мы с apro все лето накатывали тропы и дорожки в полях далеко на север, за Щетинкой и Шуклинкой. Часто покатушки уходили далеко за 60км, причем мы сильно старались не проезжать места дважды. И тут появилась и окрепла идея провести первый в области марафон по самому сложному варианту - одно кольцо протяженностью 60км. Как раз то, что требует UCI от КК марафона. Весь август выкатывались на трассу, смотрели местность, выстраивали участки и их последовательность. В итоге сделали хороший круг в 40км длиной. Оставалось еще 20км. Разведка местности вокруг водохранилища дала нам петлю еще в 5км в одну строну. Применив ее дважды мы увеличивали дистанцию до 50км. Трасса получалась весьма интересной и разнообразной. Пески легкие, пески не проезжаемые, грейдер, грунтовки от хорошо накатанных до заброшенный. Рельеф был преимущественно простой, но было несколько резких торчков, несколько веселых техничных спусков, много тягунов. Во многих местах была стиральная доска и просто колбаса.
Пришла пора публиковать положение о гонке. Сразу начались вопросы относительно трассы, народ хотел и хотел многого. В том числе расширения дистанции до требуемых 60км.
В спешном порядке мне пришлось разведывать новый участок, который находился за местом предполагаемого дальнего КП дистанции. Приехав на место я был немного ошарашен - вместо дороги со спутникового снимка мы застали отдыхающую пашню. Но нам весьма повезло - по краю виднелись следы легковушки, проехать было можно. В итоге мы получили 2-х километровый спуск по пашне, который явно был непроходим на шоссейнике, но пролетаем на подвесе. Петля за этим участком как раз давал требуемую прибавку к дистанции. Этот вариант был признан итоговым и опубликован на ВелоКурске.
За неделю до гонки в реке Тускарь поднялся уровень воды и размыл косу между водохранилищем и рекой. Как мы ни старались, но вода украла у нас 2 километра дистанции в одну строну, таким образом, пришлось форсмажорно сократить трассу до 55км. Набор высоты по GPS насчитывался как 1300м, однако я этому верил слабо, по ощущениям больше походило на 800-1000м.
[Увеличить]
Разметка трассы изначально казалась нам делом непростым. Тем более, что ни я, ни apro никогда до этого не размечали гоночную трассу. Нами была выбрана стратегия "правой руки" в разметке, т.е. мы выделяли только повороты и выделяли только с правой стороны дороги до и после поворота.
[Увеличить]
В нескольких местах разметка давала коллизии, потому мы сделали таблички из картона и штапика. Предварительные опыты по разметки подтвердили, что разметка с помощью гвоздей и ленты весьма эффективна в условиях поля, но появился новый фактор в виде вандализма местного населения. Трасса не проходила непосредственно по населенным пунктам, однако была не так уж далека от зоны прямых интересов аборигенов. Потому нам пришлось отложить все разметочные работы до субботы перед гонкой.
Пятница выдалась горячей - закупка разметочных материалов, координация действий с Алексеем. В субботу утром я заехал за Алексеем и снова сменил планы - отказаться от разметки на машине и все делать на велосипедах. Наша машина банально ехала бы по трассе гораздо медленее или же совсем не проезжала бы участки. Оставив Алексея готовить таблички и часть материалов, я поехал делать разметку начала трассы самостоятельно. Пройдя часть по тестовой разметке я постепенно выдвигался к оговоренному месту сбора. На месте сбора никого не нашел и позвонил Леше. Они с akwa38 как раз затарились еще лентой и гвоздями и выдвигались к месту. Ждать более получаса было бесполезно, потому пришлось ехать дальше размечать. Один участок, второй, спуск, подъем, обмотка куста лентой на совершенно неочевидном повороте. Их все нет. Тряский тягун. Березовая роща, где на покатушках устраивали привалы. Весьма обманывающее место. В нем хочется остановиться, передохнуть. Но после отдыха доезжаешь до места КП2 в дальней части трассы и понимаешь, что акациевая аллея еще лучше и приятнее, надо было потерпеть и отдохнуть в ней. В этот раз все получилось как и на покатушках - я разметил поворот да лег поспать в ожидании товарищей. Алексей приехал первый, Андрей минутой позже. Они прикалывались с техники разметки трассы, особенно их порадовал мой метод крепления ленты на стропы рюкзака для работы одному.
[Увеличить]
[Увеличить]
Далее часть трассы мы размечали втроем. Первый едущий находил поворот, оставался размечать, остальные ехали до следующего неразмеченного. Техника отработалась весьма быстро, затраты на непосредственно разметку сократились втрое. В районе 6 вечера Андрею пришлось уехать домой, нам же с Алексеем утяжелить свои рюкзаки оставленной Андреем лентой. Процесс разметки длился где-то до 9 часов, когда стало совсем темно, а мы доехали до подъема в Шуклинку. Ситуация осложнялась еще тем, что я выехал из дома без фонаря, надеясь успеть все до темноты. На подъемы мы посчитали, что неразмеченной осталась только петля вокруг водохранилища, а ее разметить мы можем и на машине. Выехали к Алексею домой. Легкий ужин привел нас в чувства, заглушил усталость от более чем пятидесяти километровой разметки. Собрав остатки ленты и найдя у Алексея дома запасы гвоздей мы выдвинулись делать разметку дальше на машине.
По дорогу в Щетинку попытались выяснить, где Леша потерял свой сотовый телефон. Андрей нам сказал, что его сигнал идет из района Трех Океанов на Союзной. Телефон не брали, на СМС не отвечали. Алексей уже простился с трубкой.
Разметку начали от района плотины. Один поворот, второй, третий, таблички, четвертый. На размотке четвертого поворота вдруг погасли фары у машины. У меня пробежала мысль, что все, мы приехали. Сели в машины, попробовали завести. Без результата. Аккумулятор мертв. Мы на песке, в горочку. Сам аккумулятор не восстановится, ждать помощи в час ночи не от куда и не от кого. Пытаемся вытолкать в горку. Естественно, занятие бесполезное. Машина откатывается назад. И тут рождается гениальная идея - завестись на обратном ходу. Толкаем в горку, подгоняем вниз, заводимся. Чтоб сберечь и зарядить аккумулятор едем с трассы на заправку за бензином и соком. Пара километров дадут нам шанс завестись в случае остановки двигателя без толкания. Размечаем петлю. Гвозди кончаются, местами крепим ленту к подручным средствам - веткам, крупным сорнякам. Проезжаем трассу в обратном направлении, убеждаемся, что разметка есть и вполне видна. Успокаиваемся. Но нервы все равно на пределе от перенаряжения. 3.35 ночи на часах. Остается подсчитать питание и закупиться. Алексей ведет в единственный открытый гипермаркет в городе, я же лезу на форум, вычитываю списки зарегистрировавшихся, подсчитываю меню, определяю количество провианта. Закупаемся, для меня все дела сделаны. 5 утра, я дома. Леше еще добраться до дома через весь город.
Утро начинается со звонка Саши T_Dev из Старого Оскола. Еще нет девяти, а они уже на месте старта. Алексей на машине за мной должен заехать в районе девяти. Ощущение не самое лучшее. Нервы шалят, ехать гонку в таком состоянии - самоубийство. Раз решился быть судьей, так и останусь им. Мой байк едет на крыше, на всякий случай.
На месте старта потихоньку собираются участники. Старый Оскол, Курчатов, Воронеж, Брянск. Приходит главный судья в лице Xadgi, все ждут регистрации, брифинга и старта. Я же жду номеров, которые должен привезти Олег Hulagu. Вот наконец и он. Регистрацию перепоручаю ему, иду показывать сестре и Алексею Bad_Admin 'у их КП. Возвращаюсь на старт, вижу, как apro атакуют со всех сторон участники с легендой трассы. Я же все еще жду белгородцев, которые опаздывают. По приезду им сразу вручают номера и приглашают на брифинг.
Выпускаю на малый, десятикилометровый круг малышей. Они сразу со старта теряют разметку и приезжают непонятно как на старт. Отправляю их еще раз на дистанцию. На финише не появились. Наверно нашли. Сестра по телефону рассказывает, что они проехали их КП в одну сторону. Слишком быстро, что-то не так. Звонка о проезде после петли не получаю. Дети уехали и потерялись. Запарка с брифингом перерастает в гемор поиска детей. Что ж, они не такие глупые, чтоб сильно далеко уехать - на том подъеме в обе стороны поселки, а в трассе их явно быть не должно. Не зря я их приглашал на просмотр, но ведь никто не появился. Были только старшие, которые едут на большой круг. Ладно, надо пустить заждавшихся старших и ехать ловить младших.
Жарко, я уже с утра набегался. Помогаю рассказать про трассу Алексею. Выезжаю показывать группе первый поворот, который мы не стали размечать, дабы не привлекать внимание отдыхающих на водохранилище.
[Увеличить]
Алексей собирает девушек и Андрея и уезжает на дальний КП. Там пункт контроля, пункт питания. Ну и просто приятное месте, где можно отлично посидеть и полюбоваться природой в ожидании гонщиков.
[Увеличить]
Мне предстоит семафорить поворот с петли на основную трассу. Едет группа через мост, ругается, что он весь кривой, железный и с непонятными балками-арматуринами. Тут на мост влетает Буч, весь такой быстрый и хочет его пролететь быстро, даже кого-то обгоняет справа. Вдруг ему под колесо попадает арматурина, колесо узкое и по тому великолепно срывается. Байк уходит влево, Буч уходит вправо, через руль, рыбкой в воду. Байк остается на мосту. Пара бультыханий, Буч подходит к мостику и пытается вскарабкаться. С помощью участников его затаскивают на мост. Затем Буч достает из кармана непонятный сверток и просит меня высушить его. Садится на байк и улетает к первому КП. Я же разворачиваю сверток и вижу комуникатор, уже с отключившимся экраном. Вынимаю батарейку и везу на финиш.
На финише меня радуют - проблема с малышами решилась, они сами вернулись на финиш. Естественно, всем ставится в зачет запись о сходе с дистанции. С Ткачевым решаем переименовать для них событие из гонки КК в боевую тренировку на новой местности.
Начались часы ожидания. По моим подсчетам элита должна была проехать трассу от 2.5 часов до 3. Эксперты не более четырех, но контрольное время установлено на 5 часов. Олег, как главный кошевар, готовит макароны, разливает всем желающим чай. Сестра исследует здание шлюза и радует младших гонщиков фотографиями. Им радость - хорошая фотосессия секции.
На финиш влетает Саша Панов. Два часа десять минут. Я в шоке. Через три минуты появляются гонщики из Воронежа. Финиш открыт и разыгран среди элиты. Подтягиваются эксперты. Первое место совершенно справедливо забирает Саша Ртищев. Паша Лебедев из Брянска при выезде на финишную асфальтовую прямую делает кульбиты и чуть не вылетает с байка. Ему достается второе место. 2.21.00. Отличное время. Я явно не рассчитал сложность трассы.
Прибывающие лакомятся полевой кухней. Невзгоды на трассе резко сменяются на удовлетворение. Некоторые приезжают после падений. Некоторые наматывают лишние километры из-за того, что теряют нить разметки. Первые прибывшие отзываются о разметке как о хорошо читаемой. Середина говорит, что в некоторых местах разметка спорная или поврежденная, последние прибывшие показывают спидометры с семидесятью километрами из запланированных 55 и говорят, что в некоторых местах разметки либо нет, либо она совершенно не очевидна. Однако все довольны трассой и результатами.
Подведение итогов закрывает соревновательную программу. Всем нравятся дипломы, которые нарисовал Андрей. Этот марафон удостоился уникального дизайна, еще ни разу не использовавшегося в кубке.
[Увеличить]
[Увеличить]
После финишной тусовки часть участников и судей едет на купание. Сентябрьское солнце оказалось весьма милостиво к нам и нагрело водохранилище. Паша Радиоактив привозит арбуз. Теперь пришла наша пора отдыхать.
[Увеличить]
Первый в истории Курского велоспорта марафон кросс-кантри (XCM) получился вполне успешно, собрал воедино множество людей из разных городов и стал одним из самых долгоживущих событий ВелоКурска в 2009 году.
Благодарю всех участников, судей и всех-всех-всех, кто так или иначе помогал проведению столь масштабного мероприятия. Мне было приятно создавать это все вместе с вами!
В отчете используются фотографии akwa38 .
Любитель "грязных развлечений".
Соберу и поправлю колеса, прокачаю гидравлику, etc.